Сегодня ночью неизвестный киллер всадил две пули в спину и контрольную в голову бывшего вице-мэра Грозного Гилани Шепиева. После этого убийца бросил газовый «макаров», переделанный под стрельбу боевыми патронами, и скрылся в машине, где его поджидал сообщник. Таким образом, цепь «чеченских» убийств — Байсаров, Ямадаев, Исраилов — пополнилась еще одним звеном. Что стоит за этим, рассуждает член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Омской области Аслембек Аслаханов.
«СП»: — Асламбек Ахметович, какие могут быть причины убийства?
— Я не знал Гилани Шепиева, чем он занимался, кем он был. Я абсолютно уверен, что его убийство никак не связано с Чеченской республикой. Мы знаем все более-менее значительные конфликты внутри Чечни, но фамилия Шепиева никогда в них не фигурировала. Если бы он был значимый человек в политике, исполнительной власти, я бы знал его.
«СП»: — В Чечне в 2006 году он возглавлял грозненский совет содействия обеспечению прав человека, созданного в администрации Грозного. Туда обращались родственники пропавших граждан. Может, это как-то связано с этой работой?
— Никто не мешал делать эту работу и тогда, и сейчас. Очень тяжело связать убийство с такой деятельностью.
«СП»: — Убийство Шепиева может быть попыткой «подставить» Кадырова?
— Не думаю. Кадыров занимается восстановлением республики. Недовольных у любого руководителя, не только у руководителя республики Северного Кавказа, всегда много. Недовольные будут, но каждое преступление связывать с лидерами неправильно. Если с чеченцами что-то происходит, связывать это с Кадыровом — неприлично. Есть и другие версии, надо их отрабатывать. Я совершенно уверен, что Шепиев хороший человек, и ни в коей мере не могу связать его с Кадыровым.
Кадыров прилагает немало усилий, чтобы своими конкретными делами поддерживать имидж восстановителя республики. Ему все эти преступления, которые совершаются, волнуют его не меньше, наверное, чем других. Потому что это обязательно пытаются связать с его именем. Со своей стороны, он наверняка тоже приложит все усилия, чтобы это преступление было раскрыто.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин тоже считает, что абсурдно искать «кадыровский» след в ночном ЧП:
— Сейчас информационно атаковать Кадырова — все равно, что бить ребенка. С помощью убийств Ямадаева и Маркелова его поставили в такую тонкую ситуацию, что любое движение вызывает болезненную реакцию, как в России, так и на Западе. Поэтому привязывать президента Чечни к любому убийству, связанному с чеченской диаспорой фактически неправомерно. Сейчас, а таких условиях, действовать Кадырову резко — глупо и ненужно. С другой стороны, совершенно очевидно, что с помощью этих убийств, связаны они или нет, формируется очень насыщенная картина. На фоне которой действия и руководства России, и президента Чечни, могут быть интерпретированы в искаженном свете, что выгодно для определенных групп. Которые пытаются получить от России какие-то преференции, либо пытаются отвлечь руководство страны от действий, направленных на усиление собственного влияния, в частности, в Каспийском регионе, к которому близка Чечня, в Закавказье. Совершенно очевидно, что выгодополучатели от такой картины находятся вне России.
Хроника «чеченских» убийств
5 февраля 2009 года. 36-летнего Гилани Шепиева застрелили примерно в час ночи в Москве, возле подъезда его дома № 21 по улице Крылатские холмы. А вот как выглядит хроника громких убийств чеченских лидеров и людей, с них связанными.
19 января 2009 года. Адвокат Станислав Маркелов застрелен днем на улице Пречистенка в центре Москвы. Находившаяся рядом с ним внештатный корреспондент «Новой газеты» Анастасия Бабурова была тяжело ранена и скончалась через несколько часов в больнице. По словам специалиста по России правозащитной организации «Международная амнистия» Фредерики Бейер, адвокат не раз представлял интересы родственников без вести пропавших чеченцев.
13 января 2009 года. В Вене застрелен бывший охранник президента Чечни Умар Исраилов. Le Monde сообщила, что по подозрению в совершении преступления был задержан выходец из Чечни, которого полиция называла «Отто К.» За семь месяцев до убийства Исраилова некто Артур Курмакаев пытался угрозами и уговорами заставить его вернуться в Чечню и забрать поданный иск. Бывший охранник чеченского президента не согласился и обратился к австрийским властям за защитой. В защите ему было отказано. Спустя несколько дней Курмакаев получил от Рамзана Кадырова приказ убить Исраилова, пишет Le Monde, ссылаясь на показания Курмакаева австрийским властям. В полиции Курмакаев рассказал о существовании в Чечне программы репатриации беженцев, о которой в Москве «не знают и не должны знать». Отдел по репатриации был создан специально для уничтожения 300 человек — «врагов, которых Кадыров ненавидит». Исраилов, пишет Le Monde, был для Кадырова особо компрометирующим свидетелем: он провел три месяца в секретной тюрьме Центороя, где его пытали, иногда — якобы лично Рамзан Кадыров.
24 сентября 2008 года. Экс-депутат Госдумы РФ Руслан Ямадаев убит в центре Москвы на Смоленской набережной, неподалеку от Дома правительства РФ. Неизвестный застрелил Ямадаева, находившегося за рулем автомобиля Mercedes, и ранил ехавшего вместе с ним бывшего коменданта Чечни генерала Сергея Кизюна. Непростые отношения, сложившиеся у братьев Ямадаевых с президентом Чечни Кыровым, в мае 2008 года переросли в открытый конфликт. Младший брат Руслана Ямадаева Сулим, командир батальона Минобороны РФ «Восток», оказался под подозрением в убийстве чеченского предпринимателя. Уголовное дело было заведено на него вскоре после того, как бойцы «Востока» блокировали кортеж Кадырова. Ситуацию удалось разрешить только после личного вмешательства президента Чечни. На следующий день подчиненные Кадырову силовые структуры блокировали в Гудермесе базу «Востока» и потребовали выдать им младшего брата Ямадаевых Бадруди, непосредственно командовавшего бойцами «Востока» во время инцидента с кортежем. Находившийся в Москве Руслан Ямадаев тогда заявил, что его братья виноваты лишь в том, что они неподконтрольны Кадырову.
18 ноября 2006 года. В Москве в ходе спецоперации по задержанию сотрудники чеченской милиции и бойцы Управления по борьбе с оргпреступностью застрелили бывшего командира спецгруппы ФСБ «Горец» Мовлади Байсарова. По данным следствия, семь ранений командиру Байсарову были нанесены из автомата АКС-74У, принадлежавшего старшему лейтенанту вневедомственной охраны Султану Рашаеву. Но на месте происшествия, кроме автоматных гильз, были найдены и пистолетные, подходящие как под «стандартный» ПМ, так и под любимый чеченскими силовиками пистолет Стечкина. Причем все выстрелы были произведены практически в упор.