Началось это ещё в декабре. Тогда за помощью в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратились служащие срочной службы из воинской части, расположенной в Псковской области. Солдаты осеннего призыва жаловались на холод в казармах и совершенно не греющее их в мороз обмундирование.
Чем дальше в зиму — тем все больше было подобных жалоб. И если в одном-другом случае ещё можно было отнести их на неопытность «салаг», отсутствие у них привычки к суровой армейской жизни, то затем стало очевидно, что дело не в этом, и не в холодной снежной зиме 2010/11 годов.
Настоящим «воплем души» стал недавний звонок в «Солдатские матери» из Луги. «Помогите! Замерзаем!!!», — раздался в телефонной трубке совсем ещё мальчишеский голос. Потом был слышен сильный кашель. Потом в трубке раздались гудки. Через несколько минут другой голос уточнил: «И в туалет сходить некуда. А спим — в валенках».
Руководитель организации Элла Полякова уже на следующий день после этого была в Луге, где расквартирована одна из частей печально знаменитой 138-й бригады.
Те, кто проходил воинскую службу в Северо-Западном регионе России, или живет в этих краях, наверняка наслышаны о «порядках», царивших в частях этой бригады. В частности, в той, что в поселке Каменка Выборгского района Ленинградской области. В одном только 2010-м году там произошло сразу несколько ЧП, связанных с дедовщиной. И только благодаря вмешательству правозащитников, а также родственников военнослужащих туда был назначен новый командир, почти полностью сменился офицерский состав.
И вот теперь - та же бригада, только другая часть.
В Луге Эллу Полякову знают. Потому на КПП проблем у неё не возникло — в отличие от родителей солдат, столпившихся у входа и часами ожидавших на морозе, когда им разрешат пообщаться с сыновьями.
— На территорию меня пропустили, а в солдатские казармы, как я на этом не настаивала, нет, — рассказала корреспонденту «СП» Элла Михайловна. — Проводили в штаб части. Там собрались офицеры, и мы говорили с ними несколько часов кряду. Все это время ни я, ни они не снимали верхней одежды, так как в помещении штаба было очень холодно. Хотя, по словам одного из командиров роты, «по сравнению с солдатской казармой — просто курорт!».
«СП»: — В казармы вас не пустили, но с самими солдатами вам удалось переговорить?
— Да, конечно, иначе не было смысла туда ехать. Подтвердилось, что спят ребята в бушлатах, а некоторые ещё и в валенках — те, у кого они есть. Иначе рискуют сильно обморозиться. К чести офицеров, они не отрицали проблем. Ведь они сами — жертвы так называемой «реформы», которую организовал в Российской армии министр обороны Сердюков. Вы, конечно, знаете, что теперь за всё, что касается обеспечения бытовых условий военнослужащих, их обмундирования, питания отвечают люди от армии далекие, из сугубо гражданских фирм, с которыми заключается определенный «договор на обслуживание».
В Луге это привело к настоящему бытовому коллапсу военного городка. Ещё в начале зимы некая фирма взялась провести туда газ. Дело хорошее. Давно, что называется, пора. Но канавы под газопровод были вырыты с нарушением технологии. Из-за чего оказались повреждены канализационные колодцы. Что, в свою очередь, повлекло за собой проблемы с туалетами в казармах. В результате несколько сот солдат срочной службы и кадровых военных не одну неделю вынуждены были искать на территории укромное местечко для отправления естественных нужд. В морозы и снегопады!.. Я спросила у командира: почему не подадите в суд на тех, кто довел вашу часть до такого состояния? Отвечает: не могу, ведь подавать придется на минобороны…
«СП»: — Которое, как я понимаю, и определило для обслуживания в/ч в Луге некую коммерческую фирму?
— Фирма эта уже широко известна в узких военных кругах — ОАО «Славянка». К ней и её многочисленным «дочкам» немало претензий, не только в данной конкретной части. Из наших, ближних к Петербургу, так же в Сертолово (войсковая часть № 33884), в поселке Черная речка под Зеленогорском.
«СП»: — Извините, Элла Михайловна, а газ-то в итоге в военный городок в Луге провели?
— Нет, что-то там подрядчик не так сделал на начальном этапе, и все работы приостановили до весны.
«СП»: — А на новую форму солдаты не жалуются?
— Жалуются даже больше, чем на низкую температуру в казармах. Ужас, говорят, а не форма. Тепла совсем не держит. Безумно жалко молодых ребят, пришедших на службу минувшей осенью. Неопытные, физически ещё не окрепшие, они за эти месяцы уже не по одному разу переболели ОРЗ. В той же Луге лазареты переполнены. Кстати, они тоже не отапливаются. Я говорю командиру части: выдайте солдатам бушлаты старого образца, остались же на складе. В некоторых воинских подразделениях Петербурга с первыми заморозками именно так и поступили. Здоровье-то служивых важней всего! Отвечает: не было указания… Схожая ситуация в войсковой части № 33903 в поселке Черная Речка близ Зеленогорска. Там много простывших. Есть и больные пневмонией. В 20-х числах февраля там разместили прибывших из Петербурга солдат роты особого назначения. Разместили в не отапливаемом здании. В те дни температура наружного воздуха достигала за городом минус 30 градусов. Не отдохнув толком с дороги, ребята сами стали конопатить окна, надеясь хоть как-то воспрепятствовать проникновению холода в казарму. И до сих пор спят в бушлатах и шапках.
«СП»: — В этом подразделении, я слышала, большие проблемы также с питанием.
— Оттуда у нас есть «бегунок». Сейчас разбираемся с причинами, по которым юноша оставил свою часть. Он сам и его родители говорят о том, что кормят там отвратительно. Пища частенько несвежая, малокалорийная, да и ту им нередко не докладывают.
«СП»: — Вы говорили обо всем этом с командованием Западного военного округа?
— Наша общественная организация направила туда, а также в Главную военную прокуратуру, соответствующие письма-запросы. В полученном недавно ответе из штаба ЗВО нам сообщили: меры для улучшения ситуации принимаются. То есть, я считаю, прислали чистой воды отписку…
Корреспондент «СП» попросила руководителя пресс-службы ЗВО подполковника Андрея Бобруна подтвердить или опровергнуть все сказанное выше Эллой Поляковой. Ответ подполковника был более чем лаконичен:
— По фактам, изложенным в письме Эллы Поляковой, организована проверка. Все, что касалось низкой температуры в казармах некоторых воинских частей, действительно имело место. Были приняты необходимые меры и сейчас ситуация нормализуется. Факты роста среди военнослужащих числа заболевших не подтвердились. Питание? Роскошным его, конечно, не назовешь. Но все положенные микроэлементы, витамины в выдаваемых на завтрак, обед и ужин продуктах содержатся.
Справка «СП»
Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» впервые заявила о себе в конце 1980-х годов, помогая тем молодым людям, кто проходил службу в частях, воевавших в Афганистане. С 1991 года ведет активную деятельность по объединению усилий общественности для защиты жизни, здоровья и гражданских прав призывников, военнослужащих, членов их семей; оказывает им правовую, социальную, психологическую помощь.
Горячая линия комитета «Солдатские матери» в Петербурге: 8−911−772−34−40.
Санкт-Петербург