Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
9 марта 2011 00:13

Вся Россия состоит из 6 типов людей

Новые методы социологов показали, какой видят Россию разные слои населения

1398

«Мы не знаем страны, в которой живем». Точная и грустная фраза, сказанная когда-то генсеком Юрием Андроповым — диагноз всей российской государственности: о каком стратегическом планировании может идти речь, если своей страны не знает даже куратор всего ее оперативно-аналитического аппарата? Многие полагают, что подкосили СССР не столько внешние или внутренние противники, сколько неадекватность советской системы управления вызовам 80-х годов.

Неадекватность же системы управления была связана, не в последнюю очередь, со слабостью тогдашних инструментов советской социологии. Возможно, сохранить Советский Союз возможно было лишь при помощи куда более мощного аналитического аппарата, чем был на тот момент даже у «потенциальных противников» страны.

С тех пор, судя по всему, адекватности в государственном управлении в России не прибавилось. Тем, впрочем, отраднее, что отечественные социологи не оставляют попыток изменить ситуацию — и не так давно предложили качественно новый для России метод анализа. Он называется методом ресурсной типологии и помогает достаточно четко определить характеристики каждой социально-имущественной страты населения. О том, что это за методика и каковы самые яркие результаты ее применения, обозреватель «СП» поговорил с ее автором, ведущим специалистом фонда «Общественное мнение» и доцентом Высшей школы экономики Ефимом Галицким:

«СП»: — Что собой представляет метод ресурсной типологии как таковой?

— Я и сотрудники моей лаборатории некоторым образом выяснили структуру российского общества. Структуру в плане экономических параметров, культурных ресурсов, то есть образования; в плане места жительства, возраста — ведь возраст это тоже определенный ресурс, если он у человека еще есть в запасе.

Вначале мы провели в фонде федеральный эксперимент. Мы спрашивали подробно о том, как устроена семья, какое образование в семье самое высокое, какой доход у того, кто больше всех зарабатывает… Мы задавали много необычных для нашего фонда вопросов, а, учитывая, что каждый вопрос стоит денег — фондом было дано специальное разрешение на эти многочисленные дополнительные вопросы. Исследование позволило отобрать ключевые вопросы, которые нужно задавать каждый раз для того, чтобы можно было отнести каждого человека к определенному типу.

Подобные исследования проводятся в разных странах. Например, в Англии выявлено 67 типов респондентов, и все эти типы внимательно отслеживаются: что любят, что не любят те или иные люди. У нас тоже появилось такое разбиение; оно включает 6 больших типов и 16 подтипов.

«СП»: — Они как-то соотносятся с теми же британскими?

— Оказалось, что не совсем. Первое, что обнаружилось у нас — это огромная пропасть между двумя основными группами россиян. Является респондент неработающим пенсионером или не является? Этот признак глубже всего делит российское общество на две неравные части. Помимо этого — в отличие от англичан, наша типология представляется в виде этакого простого дерева. Мы можем взять каждого россиянина, задать ему несколько вопросов и узнать, к какому типу он относится.

Вопросы такие. Первый — является ли человек неработающим пенсионером или нет. Заметьте, что безработный не является неработающим пенсионером. То есть, если человек безработный и даже если он не хочет искать работу — он тоже проходит по линии «не-пенсионеров»…

Следующий вопрос. Если человек говорит, что он работает или мог бы работать, или он работающий пенсионер — выясняется, какое наивысшее образование в его семье. И так далее. То есть, если мы пройдем по каждой веточке, мы выясним, к какому типу он относится.

Так обнаружилось, что существует шесть основных типов россиян, заметно различающихся между собой по набору ресурсов, которыми они обладают. Поскольку бытие, как нас когда-то учили, определяет сознание, то с этим отлично коррелируют многие другие вещи.

«СП»: — Например?

— Например, мы задавали вопрос — какое чувство вы чаще испытываете за свою страну: гордость или стыд? Если смотреть по населению в целом, то гордость испытывают 34%, а стыд 37%.

«СП»: — Почти поровну!

— В общем да, чуть-чуть чаще стыдятся — если по населению в целом. Так вот, среди высокоресурсных чуть чаще стыдятся: 41% стыдится и только 33% испытывают чувство гордости. Если же взять среднересурсных — а это многочисленный тип — то тут всё разворачивается диаметрально. Чувство гордости испытывают 37% случаев, чувство стыда до 39%.

Во всех остальных группах ситуация примерно как по населению в целом. За исключением группы пенсионеров. Они делятся на две категории — средне- и низкоресурсные пенсионеры. Среднересурсные — это те, у кого в семье есть высшее образование (в том числе у них самих); а во-вторых, это те, у кого в семье есть среднее специальное образование, и при этом они живут в городах населением не менее 50 тысяч жителей. Вот это среднересурсные пенсионеры, и они живут относительно неплохо. Вот они чемпионы по чувству стыда — это чувство по отношению к России они испытывают в 47% случаев! Почти половина! А гордость они испытывают только в 33% случаев.

«СП»: — А чем именно люди гордятся или стыдятся в России?

— Сейчас я вам скажу, что они имеют в виду, когда испытывают гордость или стыд. Самое главное, чем гордятся россияне — это спортивные достижения. Интересно, что почти треть из групп, которых мы назвали «чемпионами по гордости», гордятся именно спортивными достижениями наших атлетов. 32% гордятся спортом. Для сравнения: по населению в целом, спортом гордятся в 21% случаев.

Меньше всего гордятся нашими спортсменами низкоресурсные пенсионеры (самая несчастная группа, F), там лишь 9% гордятся спортом.

А теперь я вам назову некоторые другие предметы гордости. Возьмем высокоресурсных людей, благополучных, образованных. Первое, чем они гордятся — наш народ, наши люди; второе — достижения в науке, образовании и медицине; третье — внешняя политика России, рост авторитета страны в мире. Вот это — три самых главных, если не считать спорта, предмета гордости для людей.

А чем гордятся среднересурсные, если не считать спорта? Они тоже гордятся нашими людьми, что они самые замечательные. Опять же, достижениями в науке. А третье — они гордятся победой в Великой Отечественной войне. Нашей внешней политикой эти люди гордятся гораздо реже.

«СП»: — Среднересурсные — это пенсионеры или трудоспособные?

— Нет, не пенсионеры, работоспособные. Теперь возьмем группу С, низкоресурсных трудоспособных. 23% из них тоже гордятся спортом, дальше опять идет гордость за народ. А дальше следует весьма неожиданное: гордость российской армией, военной техникой, повышением работоспособности страны! Вот этим гордятся низкоресурсные. Как советский народ привык, что основная часть бюджета идет на оборону, так и сейчас люди продолжают эту традицию.

«СП»: — Какое практическое применение у вашей методики? Ей уже заинтересовалось государство?

— Наша забота — понять внутренний мир наших россиян. Чем они живут, что их интересуют, чем они гордятся, а чего стыдятся.

«СП»: — Да, мы поговорили о гордости, но забыли о стыде… Чего у нас принято стыдиться?

— Могу назвать. Чаще всего стыдятся низкого уровня жизни и отсутствия заботы о людях в нашей стране. В среднем — это четверть наших респондентов. А вот, например, в низкоресурсной группе С таких 28%. Для сравнения, среди высокоресурсных таких только 18% респондентов. То есть этого больше стыдятся те, у кого плохая жизнь.

Что еще вызывает стыд у низкоресурсных трудоспособных людей — тех, которые стыдятся, что с ними плохо обращаются? Второе, что вызывает у них стыд — это неудачи в спорте, третье — безработица, четвертое — упадок промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом. Вот это людей и заботит

«СП»: — Довольно отвлеченные вещи, такие общегосударственные…

— Именно. Впереди у этих людей идут такие отвлеченные вещи. Еще по поводу спорта: у населения в целом неудачи в спорте — среди лидеров как фактор стыда. Первое, что заботит — конечно, низкий уровень жизни: он лидирует во всех группах. А вот дальше начинаются нюансы. Так вот, неудачи в спорте на втором месте как по населению, так и в группах А, В, С. В группе D этот фактор стыда на третьем месте, а вот в группе Е, среди среднересурсных пенсионеров, неудачи в спорте вообще не вошли в тройку. Неудачи наших атлетов пенсионеров не слишком беспокоят.

Зато, если говорить о пенсионерах, то среднересурсных (тип Е) беспокоит расхищение национальных богатств и государственной собственности. Это второе, что их волнует после низкого уровня жизни и отсутствия заботы о людях. Следующий фактор стыда — безработица; обратим внимание, что пенсионеры стыдятся этого состояния. И следующее, что вызывает у них чувство стыда — это упадок промышленности, сельского хозяйства, экономики.

А вот если говорить о бедных пенсионерах, то там совсем другая иерархия источников стыда. Это, во-первых, низкий уровень жизни, а дальше: алкоголизм и наркомания. Затем высокие цены. И следующее — упадок промышленности. То есть, опять-таки, достаточно виртуальные вещи.

«СП»: — Получается, что чем беднее люди, тем больше значения они придают идеологии, отвлеченным вещам?

— Похоже на то, да. Что-то ближе к лозунгам. Но, правда, у бедных обязательно есть и факторы насущные, такие, как высокие цены.

«СП»: — Какие параметры еще можно «вытащить» из анализа по ресурсным группам?

— Разные типы, разный стиль жизни. К примеру, среди высокоресурсных 94% пользуются интернетом, в группе В 84%, в группе С 61%, в группе D 37%. Дальше среди пенсионеров в группе Е 12%, а в группе F всего 3%. А если спросить не о возможности, а о желании пользоваться интернетом, то тут огромный всплеск в группе D. 22% не пользуются, но хотят!

«СП»: — Есть ощущение, что методика прекрасно подойдет маркетологам…

— Да, естественно, эта методика хорошо помогает в таргетировании. В этом-то и дело! Мы как раз заняты тем, чтобы сделать продукт, который позволил бы маркетологам прицелиться в нужную группу общества — и донести интересную именно для нее информацию.

«СП»: — Можно ли, пользуясь методом ресурсной типологии, разрешить один из роковых русских вопросов — почему народ, терпящий такие лишения, пассивен? Можно ли измерить степень пассионарности различных групп респондентов?

— Существуют ряд опросов, показывающих степень, так сказать, сплоченности неких групп. У нас есть вопросы, позволяющие понять, насколько разными качествами отличаются разные группы. Позже мы обратимся к материалам этих опросов и обсудим это, ведь материал собран огромный.

Пока же объясню, как устроена работа сейчас, после того, как все группы выявлены. Каждую неделю все вопросы, которые задаются респондентам, мы раскладываем в разрезе групп. Буквально все вопросы. И можем отслеживать, чем различаются группы в том или ином плане. У нас накоплен гигантский файл, и в каждом интересном аспекте мы теперь можем проанализировать различия между группами. Это совершенно новый уровень знания о стране, в которой мы живем.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня