Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
9 марта 2011 00:13

Вся Россия состоит из 6 типов людей

Новые методы социологов показали, какой видят Россию разные слои населения

1285

«Мы не знаем страны, в которой живем». Точная и грустная фраза, сказанная когда-то генсеком Юрием Андроповым — диагноз всей российской государственности: о каком стратегическом планировании может идти речь, если своей страны не знает даже куратор всего ее оперативно-аналитического аппарата? Многие полагают, что подкосили СССР не столько внешние или внутренние противники, сколько неадекватность советской системы управления вызовам 80-х годов.

Неадекватность же системы управления была связана, не в последнюю очередь, со слабостью тогдашних инструментов советской социологии. Возможно, сохранить Советский Союз возможно было лишь при помощи куда более мощного аналитического аппарата, чем был на тот момент даже у «потенциальных противников» страны.

С тех пор, судя по всему, адекватности в государственном управлении в России не прибавилось. Тем, впрочем, отраднее, что отечественные социологи не оставляют попыток изменить ситуацию — и не так давно предложили качественно новый для России метод анализа. Он называется методом ресурсной типологии и помогает достаточно четко определить характеристики каждой социально-имущественной страты населения. О том, что это за методика и каковы самые яркие результаты ее применения, обозреватель «СП» поговорил с ее автором, ведущим специалистом фонда «Общественное мнение» и доцентом Высшей школы экономики Ефимом Галицким:

«СП»: — Что собой представляет метод ресурсной типологии как таковой?

— Я и сотрудники моей лаборатории некоторым образом выяснили структуру российского общества. Структуру в плане экономических параметров, культурных ресурсов, то есть образования; в плане места жительства, возраста — ведь возраст это тоже определенный ресурс, если он у человека еще есть в запасе.

Вначале мы провели в фонде федеральный эксперимент. Мы спрашивали подробно о том, как устроена семья, какое образование в семье самое высокое, какой доход у того, кто больше всех зарабатывает… Мы задавали много необычных для нашего фонда вопросов, а, учитывая, что каждый вопрос стоит денег — фондом было дано специальное разрешение на эти многочисленные дополнительные вопросы. Исследование позволило отобрать ключевые вопросы, которые нужно задавать каждый раз для того, чтобы можно было отнести каждого человека к определенному типу.

Подобные исследования проводятся в разных странах. Например, в Англии выявлено 67 типов респондентов, и все эти типы внимательно отслеживаются: что любят, что не любят те или иные люди. У нас тоже появилось такое разбиение; оно включает 6 больших типов и 16 подтипов.

«СП»: — Они как-то соотносятся с теми же британскими?

— Оказалось, что не совсем. Первое, что обнаружилось у нас — это огромная пропасть между двумя основными группами россиян. Является респондент неработающим пенсионером или не является? Этот признак глубже всего делит российское общество на две неравные части. Помимо этого — в отличие от англичан, наша типология представляется в виде этакого простого дерева. Мы можем взять каждого россиянина, задать ему несколько вопросов и узнать, к какому типу он относится.

Вопросы такие. Первый — является ли человек неработающим пенсионером или нет. Заметьте, что безработный не является неработающим пенсионером. То есть, если человек безработный и даже если он не хочет искать работу — он тоже проходит по линии «не-пенсионеров»…

Следующий вопрос. Если человек говорит, что он работает или мог бы работать, или он работающий пенсионер — выясняется, какое наивысшее образование в его семье. И так далее. То есть, если мы пройдем по каждой веточке, мы выясним, к какому типу он относится.

Так обнаружилось, что существует шесть основных типов россиян, заметно различающихся между собой по набору ресурсов, которыми они обладают. Поскольку бытие, как нас когда-то учили, определяет сознание, то с этим отлично коррелируют многие другие вещи.

«СП»: — Например?

— Например, мы задавали вопрос — какое чувство вы чаще испытываете за свою страну: гордость или стыд? Если смотреть по населению в целом, то гордость испытывают 34%, а стыд 37%.

«СП»: — Почти поровну!

— В общем да, чуть-чуть чаще стыдятся — если по населению в целом. Так вот, среди высокоресурсных чуть чаще стыдятся: 41% стыдится и только 33% испытывают чувство гордости. Если же взять среднересурсных — а это многочисленный тип — то тут всё разворачивается диаметрально. Чувство гордости испытывают 37% случаев, чувство стыда до 39%.

Во всех остальных группах ситуация примерно как по населению в целом. За исключением группы пенсионеров. Они делятся на две категории — средне- и низкоресурсные пенсионеры. Среднересурсные — это те, у кого в семье есть высшее образование (в том числе у них самих); а во-вторых, это те, у кого в семье есть среднее специальное образование, и при этом они живут в городах населением не менее 50 тысяч жителей. Вот это среднересурсные пенсионеры, и они живут относительно неплохо. Вот они чемпионы по чувству стыда — это чувство по отношению к России они испытывают в 47% случаев! Почти половина! А гордость они испытывают только в 33% случаев.

«СП»: — А чем именно люди гордятся или стыдятся в России?

— Сейчас я вам скажу, что они имеют в виду, когда испытывают гордость или стыд. Самое главное, чем гордятся россияне — это спортивные достижения. Интересно, что почти треть из групп, которых мы назвали «чемпионами по гордости», гордятся именно спортивными достижениями наших атлетов. 32% гордятся спортом. Для сравнения: по населению в целом, спортом гордятся в 21% случаев.

Меньше всего гордятся нашими спортсменами низкоресурсные пенсионеры (самая несчастная группа, F), там лишь 9% гордятся спортом.

А теперь я вам назову некоторые другие предметы гордости. Возьмем высокоресурсных людей, благополучных, образованных. Первое, чем они гордятся — наш народ, наши люди; второе — достижения в науке, образовании и медицине; третье — внешняя политика России, рост авторитета страны в мире. Вот это — три самых главных, если не считать спорта, предмета гордости для людей.

А чем гордятся среднересурсные, если не считать спорта? Они тоже гордятся нашими людьми, что они самые замечательные. Опять же, достижениями в науке. А третье — они гордятся победой в Великой Отечественной войне. Нашей внешней политикой эти люди гордятся гораздо реже.

«СП»: — Среднересурсные — это пенсионеры или трудоспособные?

— Нет, не пенсионеры, работоспособные. Теперь возьмем группу С, низкоресурсных трудоспособных. 23% из них тоже гордятся спортом, дальше опять идет гордость за народ. А дальше следует весьма неожиданное: гордость российской армией, военной техникой, повышением работоспособности страны! Вот этим гордятся низкоресурсные. Как советский народ привык, что основная часть бюджета идет на оборону, так и сейчас люди продолжают эту традицию.

«СП»: — Какое практическое применение у вашей методики? Ей уже заинтересовалось государство?

— Наша забота — понять внутренний мир наших россиян. Чем они живут, что их интересуют, чем они гордятся, а чего стыдятся.

«СП»: — Да, мы поговорили о гордости, но забыли о стыде… Чего у нас принято стыдиться?

— Могу назвать. Чаще всего стыдятся низкого уровня жизни и отсутствия заботы о людях в нашей стране. В среднем — это четверть наших респондентов. А вот, например, в низкоресурсной группе С таких 28%. Для сравнения, среди высокоресурсных таких только 18% респондентов. То есть этого больше стыдятся те, у кого плохая жизнь.

Что еще вызывает стыд у низкоресурсных трудоспособных людей — тех, которые стыдятся, что с ними плохо обращаются? Второе, что вызывает у них стыд — это неудачи в спорте, третье — безработица, четвертое — упадок промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом. Вот это людей и заботит

«СП»: — Довольно отвлеченные вещи, такие общегосударственные…

— Именно. Впереди у этих людей идут такие отвлеченные вещи. Еще по поводу спорта: у населения в целом неудачи в спорте — среди лидеров как фактор стыда. Первое, что заботит — конечно, низкий уровень жизни: он лидирует во всех группах. А вот дальше начинаются нюансы. Так вот, неудачи в спорте на втором месте как по населению, так и в группах А, В, С. В группе D этот фактор стыда на третьем месте, а вот в группе Е, среди среднересурсных пенсионеров, неудачи в спорте вообще не вошли в тройку. Неудачи наших атлетов пенсионеров не слишком беспокоят.

Зато, если говорить о пенсионерах, то среднересурсных (тип Е) беспокоит расхищение национальных богатств и государственной собственности. Это второе, что их волнует после низкого уровня жизни и отсутствия заботы о людях. Следующий фактор стыда — безработица; обратим внимание, что пенсионеры стыдятся этого состояния. И следующее, что вызывает у них чувство стыда — это упадок промышленности, сельского хозяйства, экономики.

А вот если говорить о бедных пенсионерах, то там совсем другая иерархия источников стыда. Это, во-первых, низкий уровень жизни, а дальше: алкоголизм и наркомания. Затем высокие цены. И следующее — упадок промышленности. То есть, опять-таки, достаточно виртуальные вещи.

«СП»: — Получается, что чем беднее люди, тем больше значения они придают идеологии, отвлеченным вещам?

— Похоже на то, да. Что-то ближе к лозунгам. Но, правда, у бедных обязательно есть и факторы насущные, такие, как высокие цены.

«СП»: — Какие параметры еще можно «вытащить» из анализа по ресурсным группам?

— Разные типы, разный стиль жизни. К примеру, среди высокоресурсных 94% пользуются интернетом, в группе В 84%, в группе С 61%, в группе D 37%. Дальше среди пенсионеров в группе Е 12%, а в группе F всего 3%. А если спросить не о возможности, а о желании пользоваться интернетом, то тут огромный всплеск в группе D. 22% не пользуются, но хотят!

«СП»: — Есть ощущение, что методика прекрасно подойдет маркетологам…

— Да, естественно, эта методика хорошо помогает в таргетировании. В этом-то и дело! Мы как раз заняты тем, чтобы сделать продукт, который позволил бы маркетологам прицелиться в нужную группу общества — и донести интересную именно для нее информацию.

«СП»: — Можно ли, пользуясь методом ресурсной типологии, разрешить один из роковых русских вопросов — почему народ, терпящий такие лишения, пассивен? Можно ли измерить степень пассионарности различных групп респондентов?

— Существуют ряд опросов, показывающих степень, так сказать, сплоченности неких групп. У нас есть вопросы, позволяющие понять, насколько разными качествами отличаются разные группы. Позже мы обратимся к материалам этих опросов и обсудим это, ведь материал собран огромный.

Пока же объясню, как устроена работа сейчас, после того, как все группы выявлены. Каждую неделю все вопросы, которые задаются респондентам, мы раскладываем в разрезе групп. Буквально все вопросы. И можем отслеживать, чем различаются группы в том или ином плане. У нас накоплен гигантский файл, и в каждом интересном аспекте мы теперь можем проанализировать различия между группами. Это совершенно новый уровень знания о стране, в которой мы живем.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Владимир Можегов

Политолог-американист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня