На проходящей 6−7 февраля 45-й международной конференции по безопасности в Мюнхене вице-премьер России Сергей Иванов напомнил, что срок действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), заключенного между Россией и США, истекает 5 декабря 2009 года. По его словам, настало время выработать новое соглашение, которое бы включало юридически обязывающие меры по сокращению ядерных боеголовок и стратегических средств их доставки, а также запрет на размещение СНВ за пределами национальных территорий. Вице-премьер также подчеркнул необходимость включения в документ запрета на размещение СНВ в космосе. Кроме этого, Иванов выступил за присоединение к новому соглашению других стран, технический уровень вооружений которых достиг уровня России и США. О важности этих предложений корреспонденты «СП» беседуют с первым вице-президентом Академии геополитических проблем, доктором военных наук Константином Сивковым.
«СП»: — Договор СНВ-I выполнен полностью?
— К сожалению, нет. Но тем более предложения Сергея Иванова очень важны и своевременны. Срок действия договора СНВ-I истекает в декабре нынешнего года и что-то пора предпринимать для создания нового документа. Только прежде, чем сделать это, необходимо обязать США полностью выполнить требования договора СНВ-I. Ведь наша страна в соответствии с этим договором реально сокращала ядерные боезаряды, а США вторые ступени и ядерные боеголовки сохраняли и складировали. Попросту говоря, американцы вели себя не вполне порядочно. За счет этого у них образовался возвратный ядерный потенциал в несколько тысяч боеголовок, который нетрудно привести в боевое состояние. От него следует освободиться, прежде чем идти дальше по пути сокращения вооружений.
«СП»: — Сергей Иванов предложил также подготовить документ, запрещающий размещение ядерного оружия за пределами территорий стран, которые им обладают. Насколько важно это для стабилизации мира?
— Важнейшее предложение. США в значительной мере свои ядерные вооружения, особенно средней дальности, размещают за пределами своей национальной территории. Вся Европа — имеются в виду государства НАТО — ими нашпигована. Реализация такого предложения будет способствовать резкому снижению напряженности, повышению доверия во взаимоотношениях между Россией и США. Не менее важно и другое обстоятельство. Разместив на территориях европейских государств свое ядерное оружие, США сделали их заложниками в своих политических торгах, но самое страшное — в будущих военных конфликтах. Подписание договора о запрещении размещения ядерного оружия вне национальных территорий выведет европейские страны из-под возможного ядерного удара возмездия.
«СП»: — Поразительно, что в такой обстановке руководство Польши само напрашивается на размещение американских ракет у себя на территории. Как вы объясните такой мазохизм?
— Действительно, 6 февраля на международной конференции по безопасности в Мюнхене премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о том, что Варшава готова принять на своей территории элементы американской системы противоракетной обороны уже в августе 2009 года. Могу ответить только одно, руководство Польши весьма далеко от интересов собственного народа и ищет сиюминутную выгоду только для себя лично. В результате подставляет собственный народ под возможный удар в случае возникновения военного конфликта. Но, нужно понимать и то, что таких как Туск дергают за ниточки совсем другие дяди. Заявление польского премьера может быть и американской игрой на повышение ставок в предстоящих переговорах о сокращении ядерных вооружений.
«СП»: — Вы поддерживаете сегодняшнюю позицию руководства России в решении этой проблемы?
— В принципе, да. Только нужно очень четко и неуклонно придерживаться линии, определяющей наши национальные интересы. Тут нам важно не заиграться с сокращениями. США торгуются и выставляют в качестве главного козыря размещение ПРО в Европе. Но это блеф. У США основные элементы ПРО имеют космическое, авиационное и морское базирование. Наземными средствами американцы легко могут пожертвовать, стимулировав этим сокращение наших ядерных вооружений. При этом, вполне возможно, только выиграют, потому что стоимость систем европейского базирования очень велика, а эффективность сомнительна. К тому же до сих пор не проведено ни одного успешного испытания этих систем. Так что тут нашим дипломатам и военным нужно ухо держать востро. В обмен на ПРО можно и нужно, конечно, идти на сокращения ядерных средств, но не в таких масштабах, как предлагают США. Иначе наш потенциал, основу которого составляют системы наземного базирования, может оказаться не только ниже американского, где носителями в большинстве являются авиационные средства доставки, но и сравняется с китайским. Это приведет к краху всей системы сдерживания потенциального агрессора, а значит, Россия окажется легко уязвимой и с западного, и с восточного направлений. Такого поворота событий допустить ни в коем случае нельзя.
Из досье «СП»:
На территории Европы США разместили 480 единиц ядерных боеголовок. В Великобритании — 110, в Бельгии — 20, в Нидерландах — 20, в Германии 150, в Италии — 90, в Турции — 90.