18+
суббота, 10 декабря
Общество

Онищенко сделает из школ казармы

В новом СанПине Главный врач России предписал стричь газоны и закрывать «продленки»

  
57

С началом нового 2011 — 2012 учебного года в российских школах окончательно вступят в действие новые Санитарные правила и нормы (СанПиН) — их недавно утвердил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Документ, который уже опубликовала «Российская газета», содержит множество новаций — часть из них уже давно вошла в практику средних школ, а другие обещают стать настоящими бомбами, разрушающими привычный порядок вещей.

Больше всего внимания составители документа уделили начальной школе. В частности, первые классы, по новому СанПиНу, учатся только в 1-ю смену (как и 5-е, 9-е и 11-е классы), а оценки выставлять первоклассникам запрещено. Это официальное закрепление уже сложившейся в хороших школах практики — подобные правила прописаны и в новом образовательном стандарте для начальной школы «Школа-2020». Учиться в субботу первоклассникам теперь тоже запрещено — впрочем, субботние занятия в начальной школе и так мало где практикуются.

Нововведением стала рекомендация начальным школам организовывать посередине учебного дня большие (40 минут) перемены, чтобы первоклашки успевали не только быстро пообедать, но и размяться. Другое дело, что эта перемена прописана в документе как рекомендация — а значит, будет не так много школ, у которых хватит сил организовывать отдельный график звонков для начальной школы. По сути, это хорошая идея только для крупных учебных заведений, где начальная школа занимается на отдельных этажах или в отдельных зданиях.

Еще несколько правил регламентируют допустимые физические нагрузки на детей — в частности, по времени выполнения домашних заданий и по весу переносимых книг и тетрадей:

«Объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2−3-х классах — 1,5 ч, в 4−5-х классах — 2 ч, в 6−8-х классах — 2,5 ч, в 9−11-х классах — до 3,5 ч», — отмечается в новых требованиях.

«Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1−2-х классов — более 1,5 кг, 3−4-х классов — более 2 кг; 5−6-х — более 2,5 кг, 7−8-х — более 3,5 кг, 9−11-х — более 4,0 кг», — говорится в документе.

Наконец, важным элементом школьной жизни становятся уроки физкультуры. «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается. Как и привлекать школьников к работам с вредными или опасными условиями труда, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек — эта норма, при нынешнем положении дел в учебных заведениях почти ни на что не влияет, но может быть полезна для тех, кто не согласен со слиянием классов и школ в свете реформы финансирования образования.

Есть в новых правилах и нормах несколько моментов, которые — уже можно сказать с определенностью — станут первостатейной головной болью для руководства школ. Прежде всего это касается требований по оформлению пришкольного участка; запрет на большинство традиционно выполняемых школьниками видов «дежурств» — например, на мытье окон, а также общественных мест и сбрасывание снега с крыши (последнее, разумеется, вполне резонно).

Еще один неприятный для почти всех школ момент — это необходимость иметь спальные места для групп продленного дня, если такие группы в школе имеются. Спальни должны быть отдельными помещениями, к тому же раздельными для мальчиков и девочек. Если это требование сделают обязательным не только для вновь построенных, но и для существующих школ — абсолютное большинство «продленок» прекратит свое существование. «У нас нет ни помещений, ни средств делать такое оборудование, — подтвердила „СП“ это предположение директор одной из школ Северо-Запада Москвы. — Если эту норму не спустят на тормозах, продленку мы закроем».

Наконец, множество требований нового документа касаются параметров школьного здания — речь и о высоте потолков, и о площади рекреаций, и о многом другом. Пока в СанПиНе прописано, что данные требования применимы лишь к вновь вводимым в эксплуатацию школам — но в любом случае «несоответствие стандартам» может быть крайне удобным предлогом для закрытия и слияния школ, сноса исторически ценных школьных зданий.


По просьбе «СП» новые санитарные правила и нормы для образовательных учреждений прокомментировал эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев:

«СП»: — Насколько, на ваш взгляд, полезны новые правила и нормы?

— Теоретически — это вполне себе голубая мечта в плане заботы о здоровье школьников.

«СП»: — То есть в теории всё правильно?

— Конечно. Скажу больше. Это не просто правильно, но там есть такие вещи, которые уже сейчас — и даже уже вчера — можно и нужно было делать. Но, как всегда, у нас в теории хорошо, а в жизни большое отставание…

Вообще, надо понимать, что санитарные нормы не имеют особенного отношения к самому процессу образования. Тут, скорее, некий стык разных смысловых полей — и на образование, на обучаемость, например, сильно влияет физиология. И вот тут, конечно, СанПиНы могут на многое повлиять… То, что авторы норм занялись, наконец, поддержанием здоровья школьников, это, безусловно, хорошо.

«СП»: — А как может физиология влиять на процесс образования?

— Вообще-то уже довольно давно экспериментально доказано, что обучаемость детей ощутимо зависит от позы, от осанки, от режима дня. И образование, и воспитание могут идти совершенно по-разному, если разнятся условия.

У нас имеется педагог-новатор — к сожалению, полузабытый ныне — Михаил Щетинин. Он уже довольно давно разработал оригинальную и зарекомендовавшую себя концепцию обучения, связанную с необычными позами. В частности, ученики в его школах не сидят за партами, а стоят за конторками, и это, при правильной адаптации методик преподавания, дает отличные результаты.

«СП»: — Есть ли настораживающие моменты в новом СанПиНе?

— Конечно. Главный из таких моментов — это детальная, излишне подробная регламентация пришкольных территорий. Как должны быть пострижены газоны — вплоть до методики, сколько раз, в каком направлении и какой косилкой проходить. Это стадионы. Это чуть ли не рощицы для отдыха, спальни для продленок… При том, что это не такое прямое отношение имеет к образованию, для руководства школ такие правила крайне обременительны.

Вот представьте себе: обычная школа всегда имеет над собой руководство учебным округом, других администраторов. Они будут проверять, выполнены ли регламенты по стрижке (а может быть, и покраске?) газонов. Представляете, какой пойдет поток проверок, замечаний, придирок?

А дальше наши управленцы придумаю что-нибудь новенькое — например, регламентируют число листьев на каждом дереве и под ним…

«СП»: — Что вы скажете о требованиях к школьным зданиям?

— Они вступят в силу уже с нового учебного года, и в целом это хорошие правила. Хотя я тоже не увлекался бы регламентами — сколько метров должно быть до потолка и так далее. Потому что теории всегда у нас прекрасные, а вот практика создает множество проблем.

Собственно, меня волнует одна перспектива: если окажется, что ряд чрезмерных требований к школам попросту абсурден, СанПиН может быть просто проигнорирован, все привыкнут его не соблюдать. А ведь там есть ценные и правильные нормы, которые обязательно стоит поддерживать. Или другой исход: абсудрные параграфы этого документа станут кормушкой для чиновников и головной болью для учителей.

«СП»: — Какие это важные и обязательные вещи? Помимо заботы об осанке учеников?

— В первую очередь это регламент, касающихся уроков физкультуры. В здоровом теле действительно здоровый дух, и в наших условиях эта пословица верна в обе стороны: в России здоровое тело имеют только те, у кого хватает на это духа. Если не брать абсурдные положения образовательного стандарта для старшеклассников, где физкультурой заменяют другие обязательные предметы — забота о теле для школьников очень важна, нам в России этого действительно не хватает.

Второе. Режим питания. Большая перемена увеличенной продолжительности — это очень физиологично и вообще хорошо. Я помню по себе, как посадил желудок во время обучения в военном заведении: там нужно было быстро, за 20 минут, съедать полный обед. И, несмотря на то, что он был вполне сытным и полноценным, многие попортили себе пищеварение — только из-за быстрой еды. Если растянуть обеденное время подольше, а потом дать малышам размяться — будет прекрасно.

Еще раз подчеркну — этот документ касается не всего образования, а именно того, что связано со здоровьем школьников, так что здесь вполне уместен акцент именно на телесном аспекте обучения. Единственное, что меня всерьез пугает — это то, что проект так и спустят «на тормозах». С понятными последствиями для здоровья народа.

Фото: klassarhipowa.ucoz.ru

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня