В понедельник, 4 апреля Президент России Дмитрий Медведев прибыл в расположение 45-го отдельного гвардейского ордена Александра Невского полка специального назначения ВДВ, передает ИТАР-ТАСС. Глава государства в ходе торжественной церемонии наградил полк орденом Кутузова и прикрепил награду, а также орденскую ленту к Георгиевскому знамени подразделения.
Известие о награждении 45-го отдельного полка ВДВ Орденом Кутузова вызвало недоумение у всех, сколько-нибудь знакомых с действующей в России наградной системой. Орден Кутузова, учреждённый в дни Великой Отечественной войны, не полагается вручать в мирное время. Дальнейшее изучение вопроса усиливает недоумение ещё больше: оказывается, за прошедшие годы Орден Кутузова куда-то растерял две степени из трёх, а знак его из звезды превратился в крест. Новый статут ордена, как и других наград, был принят келейно, без общественного обсуждения, что как минимум странно для таких вопросов, как статус, иерархия и порядок вручения государственных наград. Хаос, царящий в российской наградной системе, дошёл уже до такой степени, что никого, в общем-то, и не удивили недавние награждения боевым орденом Александра Невского столь очевидно штатских людей, как Партиарх Московский Кирилл и спикер Госдумы Борис Грызлов.
Официально порядок вручения государственных наград сегодня регулируется указом «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», принятым 7 сентября 2010 года. Специалисты оценивают действующую систему весьма невысоко.
Дометий Завольский, ведущий специалист Российского государственного архива социально-политической истории: «Людей, мало-мальски разумеющих язык государственных наград, смешит, похоже, само название указа «О дальнейшем совершенствовании…». Правильнее было бы назвать его «Об усугублении постсоветской путаницы и дурновкусия…». Проблема российской наградной системы состоит из двух вопросов, типовых для постсоветских проблем вообще. Первый: от чего пляшем? Второй: кто ведёт?
По сути «усовершенствовать» пытаются даже не указ от 1994 г «О государственных наградах Российской Федерации». В процессе «совершествования» находится советская наградная система образца 1988 г. На волне перестройки решили покончить с положением, когда большой начальник удостаивался десятка орденов Ленина и для разнообразия — «Октябрьской революции», а боевой офицер — нескольких «Красных Звёздочек» и хорошо, если «Красного Знамени». Из советских орденов (дополненных орденом «За личное мужество») спешно была создана орденская иерархия из лестниц боевых и трудовых наград, каждая жаловалась лишь единожды. Правда, выяснилось, что кавалеров, уже удостоенных орденов Ленина и Октябрьской революции, при следующих больших заслугах просто нечем награждать (это преткновение заискрило в случае с космонавтами). Поэтому при создании российских наград лестницу сделали с двумя пролётами: «орденом Ленина» стал «За заслуги перед Отечеством» IV ст., но над ним было ещё три, затем сверху прибавили «Андрея Первозванного».
После 1991 года встал вопрос: что делать с существующей орденской системой дальше? Если остальные постсоветские республики радостно отказались от старых орденов и спешно набили себе всевозможных «Орденов Золотого Руна» (это не шутка и не плагиат у Ильфа и Петрова: в Грузии с 1998 года действительно существует и активно вручается именно такой орден), то Россия, как правопреемница СССР, встала перед выбором между двумя путями реформирования системы государственных наград; условно назовём их «германским» и «итальянским». Если Германия после 1945 года отказалась от всех орденов Второго и Третьего райха, отменив даже награждение Железным крестом, то Италия в целом сохранила наградную систему Савойского королевства, удалив только монархическую символику: так Савойский военный орден стал Военным орденом Италии, а его степень теперь определяется количеством звёздочек на ленте в петлице, а не корон, как раньше.
Россия, как всегда, пошла своим особым путём. Указ от 2 марта 1992 года сохранял в государственной системе ордена Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова и Александра Невского. Под сокращение почему-то попали орден Богдана Хмельницкого и орден «Победа» — последний, видимо, в силу полной его девальвации в позднесоветские годы; никому не хотелось становиться следующим кавалером «Победы» после Брежнева.
Параллельно начала работу комиссия по разработке новой системы государственных наград под руководством известного учёного-фалериста Игоря Можейко (широкой публике он, впрочем, известен более как писатель-фантаст Кир Булычёв, автор цикла про «приключения Алисы»). Под руководством Можейко и Нины Сивовой, возглавлявшей тогда Управление Президента РФ по государственным наградам, была разработана система, скорее, «германского» образца, построенная на строгой иерархичности награждений и радикальном отказе от советских орденских традиций.
Дометий Завольский: «В самой орденской иерархии нет ничего дурного. Дурно то, чем заполняют ступеньки и как раздачей наград извращают их задуманную ценность. При создании новых орденов постарались нащупать побольше параллелей с иностранными наградами, отчасти с советскими, соблюсти политкорректность — а дореволюционную традицию забыли начисто. Орден Дружбы абсолютно космополитичен — золотая звёздочка с земным шаром без каких-либо национальных символов. Синяя шестерёнка ордена Почёта — чудовищное по исполнению подражание де-голлевскому ордену Заслуг. Орден «За военные заслуги» — полный аналог «За службу Родине в ВС СССР» (в армейских кругах более известен под названием «За порядок в тумбочках»), только смотрится мелко и бледно, по-соцлагерно-потешному. «За морские заслуги» — более удачный дубль два, но тоже далеко до французских или американских аналогов.
Сам же орден «За заслуги перед Отечеством» — стыдливая мешанина из «александра» и «владимира» — от первого взяли алую ленту, от второго девиз: «Польза, Честь и Слава» — и при этом подражание германскому «За заслуги перед Федеративной Республикой Германии», который, в свою очередь, слизан с французского «Почётного легиона». То есть нам предложно докушать за немцами то, что они уже сами докушивали за французами. Двустепенную медаль ордена «За заслуги…» хочется стереть в порошок не только за непроизносимое название, но и за то, что она сожрала старейшую советскую медаль «За боевые заслуги» (хорошо хоть «За отвагу» пощадили)".
Но даже система 1994 года не продержалась долго. На волне ностальгии по «России, которую мы потеряли», началось массовое ворождение имперских орденов, довольно странно, заметим, смотревшихся в наградной системе страны с республиканской как-никак формой правления. Первым в подобном ряду стал орден Андрея Первозванного, с нового знака которого не удалили ни монархической символики, ни, что ещё важнее, символики православной — так что встал вопрос, как же награждать новым орденом граждан неправославного вероисповедания. До революции в таких случаях чеканили специальные «иноверческие» знаки и звёзды — без крестов и монограмм святых — теперь же решили, что и так сойдёт. И, как выяснилось, оказались полностью правы:
Дометий Завольский: «Ещё раньше Расула Гамзатова и Нурсултана Назарбаева андреевским кавалером — или кавалерственной дамой? — за какие-то деликатные заслуги стала дагестанская поэтесса Фазу Алиева (понимаем, „пули свистели над головами“ — но надо же меру знать). А вот колоссы, люди-жанры Игорь Моисеев и Борис Покровский, да и мировая знаменитость Мстислав Ростропович удостоились только „За заслуги…“ I степени, хотя понятно было, что юбилеи с награждением — это их прощальные выходы».
Добавим только, что недавнее награждение андреевским крестом Михаила Горбачёва смотрелось и вовсе странно — бывший президент СССР не имел ни одного ордена «За заслуги перед Отечеством», без которых вручать «Андрея Первозванного», собственно, и не полагается. При взгляде на «свежего кавалера» невольно вспоминался бородатый советский анекдот про то, как Политбюро вручило секретным указом орден «Октябрьской революции» Николаю II (посмертно) — «за создание в России революционной ситуации». За исключением той детали, что кавалер был жив, здоров и даже весьма упитан, мы имели перед глазами пример буквального воплощения анекдота в жизнь.
С боевыми наградами происходила то же самое. Требования «восстановить Георгиевский крест» начались чуть ли не с августа 1991 года, причём тогда крестами планировалось награждать защитников демократии с баррикад у Белого дома. К чести Игоря Можейко и Нины Сивовой надо сказать, что они всячески сопротивлялись идее раздачи «Георгиев» направо и налево, вставив в статут возрождённого ордена клаузу о том, что награждение им может производиться только за «отличие в боевых действиях при нападении внешнего врага». Однако к 2008 году, когда Можейко умер, а Сивова была отправлена в отставку, статут «Георгия» претерпел существенные изменения. Как заметил президент Дмитрий Медведев, вручая в Кремле ордена и Георгиевские кресты участникам операции в Абхазии и Южной Осетии, «Этот знак отличия был восстановлен в 2000 году для тех, кто проявил себя в боях против внешней агрессии. Однако в целях возрождения славных традиций георгиевских кавалеров мною принято решение вручать эти награды за поддержание международного мира и безопасности на территории другого государства».
Дометий Завольский: «Древнюю звезду ордена св. Георгия II ст. из золотой сделали серебряной — видимо, чтобы уж совсем тупым товарищам прапорщикам понятно было, какая у товарища генерала степень. Обманчивы оказались упования, мол, на нашем веку не случится столь затяжной войны, чтобы в ход пошли георгиевские звёзды. При первом же случае главкомов согласно штатному расписанию наградили вторыми степенями, будто иностранных принцев — никакой личной доблестью прежде такого не заслуживали, даже впереди, на лихом коне…»
Действительно, начальник Генштаба Николай Макаров, главком ВВС Александр Зелин и тогдашний командующий Сухопутными войсками Владимир Болдырев получили в 2008 году за Осетию «Георгиев» второй степени — возникает резонный вопрос: а почему не сразу первой? С возрождением солдатского Георгиевского креста тоже вышло как-то непонятно: крест возродили, а про Георгиевскую медаль «За храбрость» четырёх степений почему-то забыли…
В сентябре 2010 года «рестайлингу» зачем-то подверглись советские «генеральские» ордена Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова — причём каждый из орденов был, опять-таки непонятно зачем, сведён в одну степень, вместо прежних двух-трёх. Смысл этого мероприятия непонятен: к какой-такой длительной войне готовится Россия, чтобы обновлять парк орденов за успешное проведение боевых операций?
Однако вершиной маразма, царящего ныне в сфере государственных наград, стали, безусловно, метамарфозы ордена Александра Невского. Лёгким движением чьей-то руки боевой советский орден, учреждённый в честь реального исторического лица — князя Александра Невского — и вручавшегося, в соответствии со статутом 1942 года, «командирам Красной армии, проявившим в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивавшим успешниые действия своих частей» — превратился в орден гражданский, в честь православного святого Александра Невского, и вручается теперь «гражданам Российской Федерации за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности». При этом новый знак ордена полностью скопирован с ордена Святого Александра Невского Российской империи, про звезду, полагавшуюся к имперскому ордену, как-то вообще забыли, а красную орденскую ленту, уже занятую орденом «За заслуги перед Отечеством», заменили на красную же, но с жёлтой полосочкой в центре, живо напоминающую советские медали «За песочек» («За безупречную службу» трёх степеней, которым соответствовали одна, две и три жёлтых полоски на красной ленте, символизирующие, если верить армейскому фольклору, струйки песка, сыплющегося из награждённого).
Пока что кавалеров нового ордена всего трое. И если мотивы награждения «Александром Невским» почётного председателя совета ветеранов 104-го Краснознамённого десантно-штурмового полка Алексея Соколова ещё как-то поддаются объяснению (30 марта сего года ветеран отметил столетний юбилей со дня рождения), то за какие боевые подвиги орденом были награждены председатель Госдумы Борис Грызлов и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, похоже, навеки останется тайной.
«Орденскую кашу», существующую сегодня в России вместо сколько-нибудь внятной системы государственных наград, необходимо срочно реформировать. Целесообразнее всего будет, на наш взгляд, ограничиться одним орденом за гражданские заслуги — тот же орден «За заслуги перед Отечеством» в чертырёх степенях плюс две медали вполне годится для этой цели — и одним боевым, Орденом Святого Георгия. Необходимо также навести, наконец, порядок в статутах Георгиевского креста и Георгиевской медали — которая в своих четырёх степенях может стать идеальной наградой за личное мужество на поле боя. От награждения «перелицованными» орденами Российской империи и Советского Союза следует на наш взгляд, отказаться — безусловно, не запрещая их ношение лицам, уже награждённым. Это — только первые, необходимые шаги в деле наведения порядка в государственной наградной системе. Иначе престиж государственных наград упадёт окончательно, а вместе с ним — и престиж самого государства.
Фото: kremlin.ru