Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
26 марта 2011 15:45

Новое оружие России: неатомная подлодка для ближней зоны

Наш флот пытается догнать конкурентов там, где мы лидировали целый век

10283

России притупила к созданию принципиально новой неатомной подводной лодки с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне, сообщил высокопоставленный представитель Главного штаба Военно-Морского флота РФ. По словам адмирала, «идет разработка принципиально новой подводной лодки для действий в прибрежных районах с энергетической установкой замкнутого цикла. Такие подлодки смогут в автономной режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель». Некоторые средства массовой информации даже поспешили назвать будущий корабль «суперподлодкой». В чем ее уникальность? И о чем вообще речь? Попробуем разобраться.

Каждая вторая дизельная подлодка в мире сделана в СССР

Прежде всего, очевидно, что речь идет о дальнейшем развитии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Отменим, что еще два десятилетия назад в мире было два бесспорных лидера в строительстве таких кораблей — СССР и Германия. Что и неудивительно — опыт строительства подводных кораблей в этих странах насчитывает век с лишним. За это время, например, советские и российские конструкторы создали и поставили на конвейер более 300 проектов ДЭПЛ. В результате к 90-м годам каждая вторая такая лодка в мире была родом с советских верфей. Наиболее удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» и ее экспортные варианты.

Чуть позже к названной паре подтянулась и Швеция. Американцы в технологической гонке на этом направлении не участвовали по той причине, что океанские операции собираются вести вдали от своих берегов. Для подобных операций нужна дальность плавания и скрытность, которая для ДЭПЛ недостижима. Поэтому в составе ВМС США подводные лодки исключительно с атомными двигателями.

Правда, в последнее время взгляды американцев здесь изменились. Прогресс в создании неатомных подводных лодок привел к тому, что самые современные из них сегодня по некоторым тактико-техническим данным не уступают атомоходам, а кое в чем даже превосходят их. В 2003 году шведская подводная лодка 4-го поколения Halland в дуэльной ситуации одержала верх над французской атомной лодкой. Она же в Средиземном море в учебном бою «торпедировала» американскую атомную подводную лодки Huston. При этом учтем, что в среднем ДЭПЛ в 4,5 раза дешевле каждого из своих собратьев с ядерными реакторами. Что делает их еще привлекательнее. Поэтому ничего удивительного, что недавно ВМС США взяли в лизинг шведскую подлодку 4-го поколения.

Что прежде сдерживало развитие неатомных подводных лодок? Их, казалось бы, неустранимый родовой порок: необходимость периодически всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, на которых только и возможно было передвигаться под водой. Не выныривать на поверхность можно было максимум 3−4 суток. Да и то лишь в случае, если боевое патрулирование велось на скоростях не выше 2−4 узлов. Дальше перехватывало дыхание не только у двигателей. Содержание кислорода в отсеках падало ниже всяких пределов, и экипаж тоже оказывался на грани обмороков. Приходилось подниматься на перископную глубину и вытаскивать на свет божий устройство для засасывания воздуха с поверхности. Его изобретатели, немцы, в годы второй мировой войны назвали эту штуку шнорхелем. У нас оно именовалось проще и бесхитростней — РДП (работа дизеля под водой).

В часы зарядки аккумуляторных батарей подлодка становилась легкой добычей противника. Главным своим преимуществом — возможностью скрыться в глубине — воспользоваться она не могла. Когда атомных реакторов еще не было и в помине, конструкторы многих стран уже начали работы над устранением этого рокового тактического недостатка.

Подводные «зажигалки»

В Советском Союзе работы начались в 1935 году под руководством С. Базилевского. Для обеспечения работы двигателя под водой он предложил использовать жидкий кислород, хранившийся в отсеке при температуре минус 180 градусов. Переоборудовали подводную лодку С-92 (после 1940 года называлась Р-1). В 1939 году дизель этого корабля без атмосферного воздуха смог проработать 5,5 часов. Но, как оказалось, жидкий кислород на подлодках привел в конструкторский тупик.

Германия в годы второй мировой войны создала подводную лодку XXVI серии, двигатели которой работали на перекиси водорода. Она была способна в течение шести часов развивать подводную скорость до 25 узлов. Правда, дальше перекись водорода заканчивалась, и приходилось снова поднимать шнорхель.

Поучаствовать в войне германские подлодки XXVI серии не успели, но оказались ценным трофеем для победителей-союзников. На их основе тут же развернулась послевоенная модернизация подводных флотов. То, что получилось в итоге, назвали анаэробными энергетическими установками для подводных лодок.

В 1955—1958 гг. в Советском Союзе было построено 29 первых серийных ДЭПЛ проекта А615 с анаэробными энергетическими установками. Корабли оказались очень неудачными и горели столь часто, что моряки их прозвали «зажигалками».

Параллельно в Ленинградском ЦКБ-18 шло, по сути, копирование трофейной германской лодки XXVI серии. То, что получилось в итоге, назвали проектом 617. Первый корабль заложили в феврале 1951 года и назвали С-99. Он оказался в силах под водой удерживать скорость до 20 узлов в течение 6 часов. 17 мая 1959 года в турбинном отсеке этой подлодки на глубине 80 метров прогремел взрыв. Все же она своим ходом пришла на базу. Было установлено, что авария произошла вследствие разложения перекиси при контакте с попавшей в клапан грязью.

Однако к тому времени в СССР уже вовсю кипели работы над атомными подводными лодками. Казалось, наступает конец эпохи ДЭПЛ. И об анаэробных энергетических установках в нашей стране надолго забыли. Напрасно. Хотя бы потому, что использование атомоходов в Черном и Балтийском морях исключено международными соглашениями.

Вернулись к этой теме лишь в 70-х годах прошлого века. Экспериментальную энергетическую установку с электрохимическим генератором поставили на хорошо отработанную и наиболее массовую советскую ДЭПЛ проекта 613. Назвали ее «Катран». В 1988 году она прошла государственные испытания. Но дальше рухнул Советский Союз. И дело в нашей стране окончательно встало.

Немцы завели Россию в тупик

Тем временем конкуренты ушли далеко вперед. Лучшей нашей ДЭПЛ является уже упомянутая «Варшавянка», созданная в 70-е годы. В боевом составе российского ВМФ РФ таких кораблей сегодня осталось всего 15. Но они относится к так называемому 3-му поколению ДЭПЛ. Главным принципиальным отличием неатомных подводных лодок 4-го поколения является наличие анаэробных энергетических установок, повышающих длительность непрерывного подводного плавания (автономности) до 700−1000 часов. И именно в направлении создания подобных кораблей развернулась в мире технологическая гонка.

Первыми преуспели немцы. Германские компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и построили четыре подлодки 4-го поколения типа 212 (экспортный вариант — проект 214). Первые четыре таких корабля переданы флоту ФРГ в 2005−07 годах. В сентябре 2006 году бундесмарине заказали еще две подлодки типа 212 со сроком их сдачи флоту в 2012—2013 годах. Их анаэробные установки, как и в конце второй мировой войны, работают на основе водорода.

Совсем другим путем двинулись шведы. Они отказались от водорода и оснастили свои новейшие подлодки типа Gotland так называемыми двигателями Стирлинга. Основной принцип работы этих машин основан на постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий. Именно шведские ДЭПЛ сегодня считаются лучшими в мире.

Первой попыткой создания корабля 4-го поколения в России стала подводная лодка проекта 677 «Лада». Ее разработка в ЦКБ «Рубин» началась в 1989 году. Лишь через 8 лет, 26 декабря 1997 года, первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург», была заложена на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Питере.

По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение «Лады» снижено с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Состав экипажа уменьшен с 52 до 36 подводников, автономность увеличена до 45 суток. Лодки типа «Лада», по утверждению создателей, отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой. Но самое главное — при закладке подлодки «Санкт-Петербург» подразумевалось, что в процессе постройки она будет снабжена отечественной анаэробной установкой на основе все того же водорода, что и у германских лодок проекта 212.

Детали неизвестны, что ясно, что с головным кораблем 4-го поколения что-то не заладилось. Спущенный на воду в 2006 году, он до сих пор не сдан флоту. Более того. На ходовые испытания в 2007 году «Санкт-Петербург» вышел вообще без анаэробной установки.

Сумеем ли впрыгнуть в последний вагон?

Обобщим сказанное. Специалисты считают, что недавнее широковещательное заявление Главного штаба ВМФ России о разработке принципиально новой неатомной подлодки, это, по большому счету, — блеф. Ничего особого нового создавать не придется. Будем просто догонять ушедших вперед конкурентов. К счастью, судя по всему, возможности для этого есть. О них обозреватель «Свободной прессы» поговорил с директором Инновационно-консультативного центра стрирлингмашиностроения, заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым.

«СП»: — Прежде всего, скажите: велико ли наше технологическое отставание в строительстве неатомных подводных лодок?

-В целом мы не отстаем. В акустике, в вооружении. Провал только в создании анаэробных двигателей для подводных кораблей. Но он очень опасен. С имеющимися двигателями наши лодки вынуждены всплывать для подзарядки через каждые 3−4 дня. Сами понимаете, как это влияет на скрытность, главное достоинство любой ПЛ. Именно поэтому современные российские неатомные лодки относятся к кораблям 3-го поколения. А Пакистан, Австрия, Чили, Индия уже строят лодки 4-го поколения. Они без подзарядки могут находиться в океанских глубинах до 20 дней. Это же небо и земля.

«СП»:-Почему мы отстали в двигателях?

-Потому что копировали немцев. В Германии в последние десятилетия были созданы дизельные подводные лодки проектов 212 и 214. Они тоже могут очень долго не всплывать на поверхность. Но в их двигателях замкнутого цикла использован водород. Оказалось, что плавать на водороде очень дорого. В результате их самый последний — 214-й проект брать никто не хочет. Теперь немцы сами признали, что зашли в тупик. А следом за ними и мы.

«СП»:-Выход есть, или мы отстали навсегда?

-Нас спасает то, что в России существуют серьезные заделы по двигателям Стирлинга. Есть даже опытные образцы.

«СП»:-Но под них надо создавать корабли принципиально других проектов?

-Абсолютно необязательно. Двигателями Стирлинга можно оснастить подводные лодки типа «Лада». Тогда они будут не хуже, чем у шведов, которые на сегодня лидируют в строительстве неатомных субмарин. Это сразу позволит и российскому ВМФ сделать огромный рывок, и много добиться в экспорте такого рода вооружений.

«СП»:-Если наши будущие ПЛ окажутся всего лишь не хуже того, чем уже располагают шведы, в чем же наши преимущества?

-«Лада» по акустике и сегодня превосходит все существующие в мире лодки. Ее слабое место только энергетика. С двигателями Стирлинга «Лады» окажутся далеко впереди всех.

«СП»:-Сколько времени потребует подобная модернизация?

-Если будет стабильное финансирование — года за 3−4 сделаем.

«СП»:-В Министерстве обороны это сознают? И еще важнее — делают ли практические шаги в этом направлении, или пока одни разговоры?

-Это деликатная тема. Поэтому давайте пока ее не затрагивать. Но абсолютно точно, что сегодня надо говорить уже о неатомных подводных лодках следующего, 5-го поколения.

«СП»:-Какими они будут?

-Основное достоинство — единый двигатель и для подводного, и для надводного хода. Таких нет пока ни у кого. Но шведы и японцы уже работают в этом направлении. Лет через 10, думаю, сделают. У нас пока остается возможность впрыгнуть в последний вагон

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня