Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
29 марта 2011 16:49

Гаишники станут «звездами» за 20 млн рублей

Со взятками дорожных инспекторов московское ГУВД собирается бороться с помощью видеокамер. Но эксперты не уверены, что это поможет

12

Сотрудники дорожной полиции Москвы в скором времени смогут почувствовать себя кинозвездами — их обяжут работать под постоянным прицелом видеокамер. Системами видеослежения руководство столичного ГУВД обещает до конца текущего года оборудовать весь служебный транспорт Госавтоинспекции мегаполиса. Это более 1800 автомобилей. На реализацию проекта из городского бюджета будет потрачено 20 млн рублей. Об этом сообщил глава московской полиции генерал-лейтенант Владимир Колокольцев.

По его словам, которые приводит РИА «Новости», «система видеофиксации поможет в борьбе с коррупцией, а данные с камер будут способствовать разрешению любых спорных моментов во взаимоотношениях инспектора и водителя».

"Я знаю, что некоторые иронично отзывались о том, что оснащение подобными системами будет иметь профилактический и дисциплинирующий эффект, так как сотрудник при общении с водителем может быть вне поля зрения камер", — сказал Колокольцев. В связи с этим, в ближайшее время в ГИБДД поступит инструкция, обязывающая всех инспекторов общаться с гражданами под камерой видеонаблюдения. Если данное предписание не будет соблюдено, то это станет автоматическим сигналом для подозрений.

Предполагается, что каждый из автомобилей будет оборудован двумя видеокамерами, направленными вперед по ходу движения и внутрь салона, системами глобального позиционирования и компьютером, регистрирующим полученные результаты. Техническое оснащение позволит не только фиксировать изображение, но и звук, а также делать ночную съемку. Командирам экипажей выдадут флеш-карты объемом 32 Гб, которые им придется устанавливать при каждом заступлении на службу и вынимать только после окончания дежурства.

«Таким образом, у нас будет полная видеозапись действий и разговоров инспекторов во время дежурства, затем данные будут архивироваться», — сказал в свою очередь руководитель московской ГИБДД Александр Ильин, добавив, что «данная система позволит повысить дисциплину личного состава».

Стоимость одной видеосистемы для машины ДПС начинается от 10 тыс. рублей, однако пока не определена конкретная компания, которая займется их поставками. Для ее выбора, как отметил Ильин, будет проведен конкурс.

Примечательно, что инициатива милицейского руководства на этот раз не была принята в штыки правозащитниками. В частности, руководитель московского представительства Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев в беседе с корреспондентом «СП» не только одобрил предложение Владимира Колокольцева, но и подчеркнул, что оно «просто необходимо»:

— Это обязательно нужно сделать. А 20 млн рублей — не такие уж большие деньги, если они, действительно, будут потрачены на эти цели. Более того, я считал бы необходимостью, чтобы любое наказание, связанное с лишением права управления транспортным средством, также фиксировалось на видео и фотокамеру

«СП»: — Глава столичного ГУВД говорит, что техническое перевооружение автопарка дорожной полиции поможет бороться с коррупцией в ее рядах. Вы с этим согласны?

— В какой-то мере, возможно, и поможет. Думаю, снизит коррупционную составляющую где-то на 30 процентов. Не больше. Полностью от взяток гаишники вряд ли откажутся, скорее, начнут вести себя по-другому — осторожнее, что ли.

«СП»: — Не приведет ли это к тому, что размеры дорожных «откатов» только возрастут?

— Очень может быть. Если повысятся штрафы (а все идет к тому), соответственно, больше будет соблазн, а тот, кто брал раньше, просто не сможет отказаться от предложенных денег. «Старые волки» всегда найдут способ воспользоваться тем или иным моментом, а риск оказаться пойманным только увеличит ставки.

«СП»: — Но если эта мера все же ударит по карману инспекторов, которые занимаются поборами на дорогах, могут ли они возместить убытки другими способами?

— Могут, конечно. В отделе регистрации, например, или в отделе технического осмотра. Но свое они возьмут. Поэтому, по моему мнению, считать панацеей от коррупции видеокамеры в машинах ДПС вряд ли стоит — скорее, это чисто вспомогательная мера, которая способна предупредить коррупцию, но при определенных условиях.

«СП»: — Каких именно?

— Куда более эффективной, например, может быть такая акция как общественный контроль. Он себя действительно оправдывает. Ну, и, допустим, если бы Колокольцев сначала полностью обновил состав ГИБДД, а уже потом ввел видеоконтроль. Думаю, коррупцию это существенно снизило бы сразу.

«СП»: — Новая инструкция обяжет инспектора работать «на камеру». А водителя можно заставить? VIP-автомобилистов, к слову, очень редко останавливают

— Вообще, все зависит от тяжести совершенного правонарушения. Если есть подозрение, что человек находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, инспектор вправе попросить его выйти из машины, чтобы дыхнуть в трубочку. Вправе также остановить для проверки документов или для общего досмотра автомобиля. То есть, все можно сделать при грамотном раскладе. Но VIP-водителя, на самом деле, останавливать вряд ли будут. Здесь видеокамеры точно не помогут.

«СП»: — Постоянно находиться под прицелом видеокамер очень трудно психологически. Скажется, как вы думаете, такое напряжение на сотрудниках ГИБДД?

— Конечно, если он привык обирать водителей, сложности будут. Но честному сотруднику бояться нечего. Более того, он сможет доказать каждый свой шаг, если потребуется. А быть под прицелом камер? Ну, такая у них работа: как и «звезды» они должны знать, что на них постоянно смотрят.

В последнее время в адрес ГИБДД звучало много критики со стороны общественных организаций и СМИ. Слишком часто ее сотрудники разного ранга становились героями скандальных историй, криминальных сводок и громких уголовных дел. Одни стражи дорог сумели добиться больших успехов на ниве личного обогащения, другие отличились полным пренебрежением к закону и порядку, которые по долгу службы, казалось бы, должны чтить особенно.

Вот только несколько последних примеров:

В Свердловской области неделю назад 30-летний инспектор отдельного взвода ДПС ГИБДД в пьяном виде сбил на личном BMW легкоатлета Александра Колченогова, который совершал вечернюю пробежку. От полученных травм пострадавший скончался в больнице на следующий день.

В Бурятии обвинение в превышении должностных полномочий предъявлено на днях начальнику регионального управления ГИБДД Аламжи Сыренову. С его разрешения по документам одних автомобилей на учет ставились другие: мощные седаны и внедорожники проходили по документам как малолитражки. Естественно, это делалось обвиняемым не безвозмездно.

В Москве недавно службе безопасности страховой компании «РЕКО-Гарантия» удалось разоблачить мошенников, пытавшихся инсценировать аварию и сфальсифицировать справку о ДТП. Одним из соучастников группы оказался сотрудник батальона ГИБДД УВД по ЮЗАО Москвы. После того, как к расследованию подключилось Управление собственной безопасности столичного ГУВД, уголовные дела возбудили еще на нескольких сотрудников того же батальона.

Еще один мартовский инцидент с участием дорожного инспектора в Москве повлек увольнение начальника отдела ГИБДД по Северному административному округу. Его подчиненный был задержан 6 марта в подмосковных Люберцах за рулем угнанной им же иномарки.

Фото: [*]

Последние новости
Цитаты
Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня