В среду губернатор Санкт-Петербурга держала ответ перед местными депутатами. В костюме цвета морской волны Валентина Матвиенко излучала оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Ее сообщение, что город полностью вышел из кризиса, сопровождалось несметным количеством полиции на Исаакиевской площади, вокруг которой предварительно был «зачищен» городской транспорт. Ряд автобусов, идущих через Адмиралтейский и Центральный районы, изменили свои маршруты. Как сообщила пресс-служба комитета по транспорту — с целью «проведения мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка». В общем, на Исаакиевскую площадь сегодня с утра можно было попасть только пешком. Если, конечно, ты не депутат и не губернатор.
Одновременно со вторым отчетом (или восьмым посланием) губернатора в ЗАКСе во многих оживленных местах города активисты оппозиции активно распространяли листовки с требованием отставки губернатора и призывами выйти на очередной «марш несогласных».
В перерыве между заседаниями городского парламента корреспондент «Свободной прессы» обсудила отчет губернатора с депутатом от фракции КПРФ Сергеем Малковым.
«СП»: — Губернатор заявила, что город полностью справился с проблемой снега…
— Да, скоро он растает. Ну а если серьезно, город, конечно же, очень тяжело пережил эту зиму. Мы видели, что творилось и на центральных улицах, и во дворах…
«СП»: — О травмированных и погибших Матвиенко не говорила, но заметила, что уборке снега мешает население со своими автомобилями.
— Население со своими автомобилями мешает потому, что не продумана система парковок. А проблема упирается в городскую власть. У нас строят автомобильные заводы, стимулируют покупку автомобилей, все это нормально, правильно, но не продумываются последующие шаги. А что город делал для того, чтобы гражданам было где парковаться?
Вообще, наша система управления имеет существенный минус: у нее нет обратной связи. Это больше всего чувствуем мы, потому что эту обратную связь выполняют депутаты Законодательного собрания. Граждане со своими бедами и проблемами идут к нам. Мы обращаемся в органы исполнительной власти. Контроля за действиями исполнительной власти у граждан нет.
Помните августовский блэкаут, когда город погрузился во тьму? Это ведь неслучайно все было. Если нет обратной связи, то принимать должные решения заставляет кризисная ситуация. Все это связано с вертикалью власти, с построенной у нас в России системой управления, которая не учитывает мнения граждан.
«СП»: — А что вы скажете о «конструктивном диалоге» власти с градозащитниками? «Культура — наша градообразующая отрасль и конкурентное преимущество», — заявила губернатор Петербурга в своем отчете…
— У меня с Валентиной Ивановной тут принципиальное расхождение. Она выдвинула тезис, который сейчас активно продвигается правительством города — реставрация с учетом приспособления под современное использование. Каждый раз, проводя такую реконструкцию или реставрацию, мы потихоньку откусываем от наших исторических памятников. Современное использование сегодня одно, завтра другое. И каждый раз, приспосабливая памятники, мы, в конце концов, их просто «съедим», потеряем. Здесь должен быть совершенно другой подход: не реставрация с приспособлением под современное использование, а принципиальное сохранение историко-архитектурных особенностей наших уникальных исторических зданий. Только это может спасти Санкт-Петербург. А иначе получается, что мы меняем наши вечные ценности на стеклянные бусы. Тот же самый «Стокманн» — это одноразовый мир, это не имеет никакой ценности. Тут я, как и большая часть градозащитного сообщества, совершенно, в корне не согласен с тем, что говорила губернатор. У нас — противоположный подход к этой проблеме.
«СП»: — Между тем она говорила, что с культурой у нас до такой степени все хорошо, что даже сравнила себя с Александром Блоком, который, по ее мнению, выступал за демократизацию искусства…
— По этому поводу у меня есть как раз обращение работников театра балета им. Якобсона, буквально вчера получил от них заявление, что те изменения в руководстве, которые им сверху навязывают, мало связаны с истинным понятием культуры.
«СП»: — У нас действительно решен вопрос с обеспечением жильем ветеранов войны, как было сказано в отчете губернатора?
— По законодательству вроде бы их потребности удовлетворены. В рамках этих ограничений — да, требования исполнены. Но вопрос в том, насколько они охватывают реальные потребности ветеранов. Губернатор говорила, что и пенсии растут. Но насколько это удовлетворяет потребностям пенсионеров?
«СП»: — А зачем летом она хочет увидеть на многострадальных протекающих питерских крышах «не только кровельщиков, но и депутатов»? Депутаты-то тут при чем?
— Если бы граждане могли контролировать, как расходуются те средства, которые направлены на ремонт кровель, губернатору, конечно же, депутаты на крышах были бы не нужны. Обратная связь — это не просто информирование, это и определенные полномочия, возможность граждан вмешиваться в ход дела и оценивать труд чиновников. Когда системы управления такой обратной связи не имеют, все эти функции возложены на депутатов. Поэтому и возникают такие абсурдные заявления. Вообще, этот отчет мне напомнил какой-то победный марш.
«СП»: — Вы говорите про победный марш, а завтра собираются маршем пройти несогласные, причем с лозунгом отставки Матвиенко.
— Мое личное мнение: я не поддерживаю лозунг «Губернатора в отставку» по одной простой причине. За сменой губернатора должен идти какой-то следующий шаг. А каким он может у нас быть? Проблема не в губернаторе, а в системе управления, кризис которой мы сейчас наблюдаем. И в системе назначения на главные посты исполнительной власти. Убирая Валентину Ивановну, мы не имеем гарантии, что следующий губернатор будет работать лучше. Даже если мы поставим на этот пост самого идеального губернатора, он все равно не сможет работать иначе, принципиально лучше, чем Матвиенко, потому что сама система управления не позволит этого сделать. Марш несогласных — это уход от главного, от критики вертикали власти, которая выстроена в России, и поэтому я с этими лозунгами не согласен. Этим частным вопросом, который ничего не решают, мы на самом деле уводим людей от главных принципиальных проблем.
Санкт-Петербург