
В декабре прошлого года многие ивановские СМИ сообщали о радостном событии в семье Ольги и Павла Уткиных, молодой супружеской пары из города Иваново, где в первый день зимы родилась тройня — двое мальчиков и девочка. Местное телевидение тогда даже показало кадры, как в день выписки мамы и малышей из роддома многодетную семью приехал поздравить сам глава города Вячеслав Сверчков.
С того момента прошло уже больше четырех месяцев. Маленькие Уткины — Василиса, Руслан и Савелий, — как это положено новорожденным, постепенно растут, набирают вес, плачут по ночам и не дают своей маме ни минуты покоя. Своей квартиры у многодетных родителей, которым всего по 25 лет, нет. Снимать жилье не по карману: денег, которые зарабатывает Павел, едва хватает от зарплаты до зарплаты. Поэтому впятером ютятся в комнате у Ольгиных родителей.
Между тем, когда молодая мама еще находилась в роддоме, чиновники в радостном ажиотаже обещали выделить ей бесплатно земельный участок под застройку дома. Обнадежили, а потом взяли свои слова обратно…
— На следующий день после родов, а роды были тяжелые, Ольга потеряла много крови, начали к ней ходить разного уровня журналисты и люди от соцзащиты. Так вот, расспрашивали, какое ваше благосостояние, есть ли свое жилье, работает ли муж? Отвечала, своего жилья нет, муж работает в Москве
Напомним: выделять семьям при рождении третьего ребенка безвозмездный земельный участок под строительство дома президент РФ Дмитрий Медведев предложил в своем послании Федеральному Собранию в октябре 2010 года. Тогда глава государства упомянул именно опыт ивановских властей.
«Для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования, — сказал Медведев. — Насколько я знаю, в Ивановской области при рождении третьего ребенка решили бесплатно выделять земельный участок под строительство жилого дома или дачи. Считаю целесообразным сделать эту практику повсеместной».
Однако когда Ольга пошла в соцзащиту, уточнить какие потребуются документы, чтобы оформить землю, ей сказали, что она на этом празднике жизни лишняя. Объяснили: закон о наделах для многодетных официально начал действовать с 1 января 2011 года, а тройняшки родились месяцем раньше, а значит, в льготную схему семья не вписывается. Потом, правда, предложили выделить землю, но с условием, что Уткины найдут инвалида, на которого ее можно оформить.
— Когда в соцзащите мне предложили оформить землю на инвалида, это стало последней каплей в чаше терпения — я поняла, что рассчитывать нам не на что. Я ушла оттуда вся в слезах, потому что ради того, чтобы услышать эту глупость про инвалида (слава богу, у нас пока все здоровы), мне пришлось оставить детей на несколько часов, — рассказала Ольга Уткина «Свободной прессе».
"СП": — Оля, почему вы решили, что рассчитывать вам не на что?
— Поначалу как раз, наоборот, нам дали понять, что помогут. Спустя пару часов после родов, ко мне подошла акушер-гинеколог, которая принимала роды, Баженова Марина Юрьевна, и спросила, есть ли у нас жилье, где работает муж и много ли зарабатывает, спросила, смогу ли я дать интервью журналистам. На следующий день, 2-го декабря, пришли журналисты. Расспрашивали про беременность, про детей, но самое главное — про мое материальное положение и условия дальнейшего проживания большой семьи… Но, как оказалось, по телевизору показали лишь отрывок, где я отвечаю на вопросы про самочувствие и про то, как назвали детей. Когда меня с детьми перевели в детскую больницу в НИИ материнства и детства, ко мне снова подходили люди и спрашивали теперь уже на счет земельного участка, нужен ли он нам… Спрашивала, в частности, заведующая отделением. На мой положительный ответ, мне сказали, что они «запустят» этот вопрос на решение к Ольге Хасбулатовой (руководитель Комплекса социальной сферы в правительстве Ивановской области — прим. «СП»). Оговорюсь, в одной из передач Михаил Мень (губернатор области) сказал, что поставит нашу семью под особый контроль и вопрос о получении земельного участка он поручил решить Хасбулатовой.
«СП»: — Вам все-таки пообещали дать землю?
— Да. В виде исключения. Так, во всяком случае, говорилось во всеуслышание. Но потом сказали, что все-таки не могут мне помочь, так как я не попадаю под закон.
«СП»: — Где вы сейчас живете?
— У моих родителей. У них трехкомнатная квартира, но очень маленькая, жилая площадь всего 38 квадратных метров. В одной комнате живут мама с папой, в другой — мы с мужем и детьми, третья — угловая и очень холодная, поэтому используем ее только для хранения детских вещей. Надо же где-то хранить коляску — она такая большая, что занимает, чуть ли не полкомнаты. В нашей же стоит диван, где мы с мужем спим, три детские кроватки и пеленальный столик, — больше там места нет.
«СП»: — Купить квартиру или хотя бы встать на очередь не пробовали?
— А где взять деньги? Не знаю. Я сижу с детьми. Живем на зарплату мужа. Его зарплаты едва хватает на месяц. А дети растут, растут и расходы на них. Как дальше жить и копить деньги на квартиру? Да, пытались встать на очередь на получение квартиры. На консультации в администрации города Иванова, в комитете по жилищной политике и ипотечному кредитованию, мне предоставили список необходимых документов, который нужно собрать, чтобы нас признали нуждающимися, затем нужно принести им этот пакет документов, после чего дадут еще один список документов, который нужно предоставить на признание нашей семьи малоимущими. И только тогда нас, возможно, поставят на общую очередь на получение квартиры. Но, как меня предупредили, что еще не получили квартиры те, кто встал на очередь в 1964 году. Мало того, что я должна бросить детей дома и бегать по разным организациям и собирать эти бумаги, просиживать часами в очередях, так еще и квартиру я вряд ли получу.
«СП»: Но есть же какие-то программы для молодых семей?
— Да, конечно, мне предложили там же принять участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011−2015 гг. Собрать нужно тот же пакет документов, только еще доказать, что мы платежеспособны: что мы имеем сбережения или имущество, или возможность получения кредита в банке, которые мы сможем внести как взнос за квартиру. Одним словом доказать, что у меня есть в кармане средства в размере 65% стоимости квартиры. И только тогда предоставят ссуду в размере 35% стоимости жилья! Это не реально для нас… Даже, если рассматривать этот вариант, меня предупредили, что из более чем 900 семей, принявших участие в этой программе, такую помощь получили около 250 семей и не факт, что к концу данной программы, в 2015 году, эта очередь дойдет и до моей семьи. Опять получается замкнутый круг — я должна бросить дома детей и собирать необходимый пакет документов, так еще и не дождусь очереди. Как минимум, мне не с кем оставить детей. Бабушки и дедушки работают, чтобы частично нам помогать материально.
Устав от чиновничьего бездушия, Ольга поначалу хотела выйти к зданию городской администрации на одиночный пикет с коляской и малышами. Но потом решила рассказать о проблеме своей семьи в интернете. И что интересно: после того как история молодых многодетных родителей из Иваново стала предметом гласности, чиновники тут же сменили тактику.
— В понедельник нам позвонили из соцзащиты, сказали, что к ним пришло распоряжение из администрации области о выделении нам земельного участка. Сегодня после обеда их представитель должен приехать к нам домой — я сама не могу никуда выехать, потому что детей не с кем оставить, — чтобы подробно обсудить все варианты, — поделилась новостью с корреспондентом «СП» Ольга.
Она очень надеется, что власти все-таки признают: родить и воспитать сразу троих детей — дело непростое. И что речи о высоких семейных ценностях и материнстве, которые в последнее время все чаще звучат с высоких трибун, — не пустой звук.
Впрочем, в правительстве Ивановской области подтвердили: решение о предоставлении семье Уткиных бесплатного земельного участка принято 4 апреля.
«Хотя эта семья не подпадает под закон, учитывая особые обстоятельства, ей идут навстречу. Уткины уже дали свое согласие, и осталось обговорить, какой именно из предложенных вариантов они выберут. Можем сказать, что все эти участки уже с коммуникациями, и расположены неподалеку от областного центра», — пояснили «СП» в аппарате Комплекса социальной сферы областного правительства. Там также отметили, что решение всех организационных вопросов, связанных с оформлением документов, возложено на администрацию Ивановского муниципального района.
Почему же нельзя было все это сделать сразу?
Напомним, что в феврале 2011 года президент Медведев огласил очередную модернизационную идею — наделять многодетные семьи земельными участками. Министр регионального развития Виктор Басаргин успел выразить в цифрах, на какой надел стоит надеяться: на 6−10 соток. Можно предположить, что и президент, и министр надеются на прокорм многодетных семей с этой земли — если бы подразумевалось выделять землю под застройку, то хватило бы 1 сотки — под сам дом, палисадник перед ним и задний дворик (типичный вариант английского таунхауса). А 6−10 соток — это оптимальная площадь под обработку без особых трудовых подвигов силами семьи.
Небольшие земельные участки для многодетных семей ещё до всяких распоряжений Дмитрия Медведева выделяло московское правительство, возглавлявшееся бывшим мэром Юрием Лужковым — всего по 100−200 кв.м. Но, уверен, многодетные во сто крат были более рады таким мизерным наделам, чем широко разрекламированным медведевско-басаргинским 6−10 соткам. Дело в том, что на этих 100−200 кв. м стояли коттеджи общей площадью от 150 до 400 кв. м. И эти строения (между прочим, располагавшиеся на территории Москвы — в Митино, Строгино,
Да, под грядки у таких многодетных семей оставалось всего по несколько десятков метров, но, видимо, правительство Лужкова рассчитывало, что трудоспособные члены таких семей будут жить каким-то городским трудом. Наверное, и Медведев, и Басаргин могли бы «тупо» копировать эту практику московского правительства, но сейчас наступают времена неолиберализма, когда принято решение потихоньку отучать народ от такой и прочей «халявы».
Фото: my-ivanovo.ru