У Лукашенко могут быть большие неприятности. В прессу стала просачиваться информация о том, будто в Ливии на стороне создателя Джамахирии сражаются белорусские военные. Если это так, речь идет, пусть и не о прямом, но о противостоянии белорусов силам НАТО.
Официально армия Каддафи насчитывает 50 тыс. бойцов. Почему местная оппозиция при поддержке авиации НАТО продолжает терять город за городом? Эксперты не раз отмечали высокий уровень подготовленности армии Каддафи, хотя по идее африканские наемники особым профессионализмом отличаться не должны. Все в один голос удивляются организованности и тактической мудрости ливийских военных. Те уже осознали бесполезность мощных, но громоздких танков из-за ударов авиации и пересели на легкие джипы с крупнокалиберными пулеметами.
С самого начала войны ходили слухи, что на стороне ливийцев сражаются люди со славянской внешностью: то ли белорусы, то ли украинцы. Интерес к теме подогревали обвинения ООН в адрес Лукашенко, в том, что он вооружает Каддафи и непризнанного президента Кот-д-Ивуара Лорана Гбагбо. Самолеты Каддафи тогда неоднократно засекали в Минске: были даже слухи, будто Каддафи перевез в Белоруссию некоторых членов своей семьи.
Теперь вот в прессе появилась информация о том, что ливийской лидер полагается на помощь белорусских военных. Эти сведения не лишены оснований. До начала боевых действий в Ливии насчитывалось около 500 военспецов. Часть из них спешно покинула страну в рамках затеянной эвакуации. Но часть осталась в Джамахирии. Эту информацию подтверждает и советник посольства Белоруссии в Триполи Георгий Громыко. Правда, сколько «легионеров» находятся в Ливии, неизвестно. Но то, что они могут помогать Каддафи в организации своих войск — вполне возможно.
Первые сообщения о белорусских наемниках, воюющих на стороне Каддафи, в западных СМИ появились еще в конце февраля. Очевидцы боевых действий говорили, что видели «рейнджеров» из Восточной Европы. Различные издания со ссылкой на собственные источники утверждали, что демонстрантов на МИГах и вертолетах ливийских ВВС расстреливали пилоты-наемники из Украины, Сербии, Румынии и Белоруссии. Правительства Сербии и Украины сразу же выступили с опровержением и заявили, что официально в Ливии нет военных специалистов из этих стран.
С белорусами ситуация сложнее.
Источники «Комсомольской правды» в штабе минобороны РБ говорят, что белорусы уже давно отправляли военных специалистов в Ливию — для проведения учений, оказания консультационной помощи, освоения военной техники. Кое-кто был советником командиров ливийских воинских частей. Якобы выезжали в Ливию и сотрудники белорусского ГРУ. Большей частью это офицеры бывшего 334-го отряда спецназа, дислоцированного в Марьиной Горке под Минском. Но те, кто там есть, заключали индивидуальные контракты с ливийскими властями, т.е. официальной поддержки со стороны белорусского режима Каддафи нет.
Белорусские контрактники зарабатывают в Ливии по европейским меркам не очень-то много — около 3000 долларов в месяц. В основном, там работают офицеры, которые прямого участия в боевых действиях не принимают, но вполне могут руководить операциями тактически. При этом «вновь прибывших» нет — здесь продолжают работать только те, кто был с режимом и до революции — год или несколько лет. Контракты, заключаемые белорусами с Каддафи, — личные, они не проходят по линии Минобороны. Ценность белорусских военных кадров для режима неоспорима: многие из контрактников прошли Афганистан и хорошо понимают тактику ведения войны в пустыне с арабскими исламистами (а именно «бородатых» среди ливийской оппозиции больше всего).
— Официально в Ливию военные специалисты из Белоруссии не направлялись, — говорит белорусский военный атташе в Триполи Игорь Качугин. По его словам, если какие-то контракты и имеют место быть, то только личные.
По слухам, в Белоруссии есть даже специальная биржа труда для отставных военных. Подпольные организации предлагают формально работу в иностранных государствах, среди которых преобладают арабские. На деле же военные занимаются своими прямыми обязанностями: учат тамошних солдат воевать. Востребованы те офицеры, которые управляли войсками противоракетной обороны и авиации.
Источник «СП» в Министерстве обороны Белоруссии говорит, что сейчас в ведомстве чрезвычайно обеспокоены слухами из Ливии. «Ведут проверку, действительно ли там могут быть белорусы. Если они там есть, то потом будут выяснять, кто и как там оказался. Скандалы сейчас никому не нужны», — говорит он.
Отставной белорусский офицер Анатолий, пожелавший скрыть свою фамилию, рассказал «СП», что среди белорусов давно было «модно ездить работать за рубеж»: и зарплаты там высокие (как правило, в 5−6 раз выше), и «отношение особое», и «работа непыльная» — в основном, арабам рассказывают основные тактики боя. Но особый спрос — на технических специалистов.
— Арабам очень тяжело осваивать ту технику, которую они покупали в СССР, а сейчас покупают в Белоруссии или России, — говорит Анатолий. — Да и если техника ломается, они почти никогда не знают, как ее чинить. Поэтому инженеры там очень востребованы. По его словам, поверить в то, что белорусы принимают активное участие в боевых действиях, очень сложно: «там есть, кому воевать. Наемников — масса». А вот то, что белорусы могут оказывать войскам Каддафи консультационную помощь, — это правда. «Тактические схемы подсказывать, рекомендовать, где особенно хорошо будут вести себя „автотачанки“, а где — танки», — поясняет он.
Что до 334-го отряда ГРУ, то он действительно существовал под Минском. Этот отряд был сформирован в январе 1985 года в городе Марьина Горка, на базе пятой бригады специального назначения. В марте 1988 года его ввели в Афганистан, в город Асадабад — небольшой пограничный городок, административный центр провинции Кунар. По легенде прикрытия в период нахождения в ДРА 334 ООСПН именовался как 5-й отдельный мотострелковый батальон. Зона ответственности отряда была велика: от населенного пункта Барикот на севере до дороги Асадабад-Джелалабад на юге. В мае 1998 года его миссия закончилась, но элитные спецназовцы остались. По слухам, в странах арабского мира эти отставные офицеры пользуются особым спросом.
Во второй половине дня 6 апреля в связи с публикацией в газете «Комсомольская правда» материала об участии белорусских военных специалистов в боевых операциях в Ливии на официальном сайте МИД Белоруссии был опубликован комментарий начальника управления информации — пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Савиных.
«Военных специалистов в Ливии нет и быть не может, — говорится в заявлении — Наивно предполагать иное.
Разговор с сотрудником Посольства Беларуси в Ливии полностью сфальсифицирован. Этот, с позволения сказать, журналист, отсутствие профессиональной этики которого очевидно, звонил в посольство с вопросами об отъезжающих белорусских медиках.
Появление такой статьи можно рассматривать, как желание желтой прессы заработать на легковерии читателей.
Либо мы столкнулись с очередной акцией по дискредитации Республики Беларусь.
Показательно, что технология таких трюков предполагает появление лживой публикации в одной из газет, которая имеет низкую репутацию или рейтинг которой не имеет значения. Далее материал тиражируется уже так называемыми «респектабельными» СМИ, которые ответственности за содержание уже не несут.
С чем мы столкнулись — дешевыми маневрами желтой прессы или продуманной масштабной провокацией — станет известно в ближайшее время".