
Милицейский беспредел, судя по всему, плавно переходит в беспредел полицейский. Чуть более месяца прошло с момента вступления в силу нового закона «О полиции», с которым многие связывали надежды на то, что бесчеловечные методы работы стражей порядка уйдут в прошлое. Что «ласточка», «слоник», «конверт» и «смерть Бонивура» — самые популярные пытки, практиковавшиеся многие годы в отделениях милиции, — больше не будут российской традицией. Увы, привычка именно выбивать показания сохранилась и у некоторых «господ полицейских».
Примером тому может служить история нижегородца Александра Дмитриева, которого, по версии пострадавшего, в местном околотке едва не сделали инвалидом. Заподозрив мужчину в краже, полицейские переломали ему позвоночник да еще грозились изнасиловать шваброй.
Как сообщили «СП» в правозащитной организации «Комитет против пыток», куда пострадавший обратился за помощью, к Дмитриеву была применена пытка «конверт». Она заключается в том, что человеку выворачивают руки за спину, надевают наручники, связывают ноги ремнем, продевают через руки и ноги веревку и сзади стягивают таким образом, чтобы человек оказался «сложенным», как «конверт».
Все это, по утверждению самого Александра Дмитриева, с ним проделали сотрудники полиции Нижнего Новгорода. Как следует из заявления потерпевшего, 6 марта он «был незаконно вывезен из собственной квартиры неизвестными ему людьми, представившимися сотрудниками полиции».
Александра доставили в отделение полиции, где, как он говорит, ему «сначала угрожали сексуальным насилием с использованием швабры». При этом от задержанного требовали признательных показаний по факту совершения в Советском районе кражи строительных инструментов.
По данным правозащитников, 7 марта мировой суд Советского района, перед которым предстал Дмитриев по обвинению в оказании сопротивления сотрудникам полиции, освободил его от административной ответственности в виду отсутствия события правонарушения. Однако полицейские продержали Александра еще сутки, перейдя, по его словам, от угроз к делу. Тут и пошли в ход «конверт» и избиения. Освобожден Дмитриев был лишь 8 марта утром. А на следующий день его госпитализировали в 39-ю больницу, где медиками был поставлен диагноз — сотрясение мозга и переломом двух позвонков.
Пресс-секретарь нижегородского отделения Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» Максим Прытков рассказал «Свободной прессе», что об этом вопиющем случае они узнали от супруги Александра Дмитриева:
— Женщина пришла с заявлением, в котором просила провести расследование по факту избиения своего мужа. В нем она как раз и рассказала то, о чем мы потом сообщили на своём сайте. Сам потерпевший все факты подтвердил.
«СП»: — Он не уточнил, что за люди забирали его из дома?
— Сказал, что они были в штатском, но представились сотрудниками полиции.
«СП»: — Удостоверения хотя бы предъявили?
— Насколько мне известно, нет, никаких документов не показывали.
«СП»: — А, вообще, имели они право забирать человека из дома только на основании каких-то подозрений?
— Нет. Это противозаконно.
«СП»: — Дознание в отделении проводил какой-то конкретный сотрудник?
— Безусловно, с ним беседовал конкретный человек. И избивал его, как он утверждает, тоже конкретный человек. Но мы пока не можем назвать фамилии, потому что сейчас идет проверка. Когда эта проверка выльется в предъявление обвинений, тогда уже речь пойдет о персоналиях.
«СП»: — Как себя чувствует пострадавший? Где он?
— В больнице Александр провел три недели. Сейчас он дома, но потребуется еще длительное амбулаторное лечение, потому что он все еще ограничен в возможности передвигаться.
«СП»: — Чего вы намерены добиваться?
— Прежде всего, мы хотели бы, чтобы официальное следствие установило виновных и, если такие люди будут установлены, предъявило им обвинения. А суд, безусловно, привлек бы их к ответственности.
«СП»: — А какие-то личные требования у потерпевшего имеются?
— Думаю, что его требования на данный момент совпадают с нашими: он заинтересован в том, чтобы эти люди были установлены и наказаны. Не исключаю также, что по результатам (если дело дойдет до суда и будет вынесен приговор) он будет требовать компенсации морального вреда и материального ущерба.
«СП»: — Максим, скажите, после переименования милиции в полицию к вам реже стали обращаться с жалобами?
— Не сказал бы. В Нижнем, как показывает практика, ситуация пока не изменилась. Кстати, случай с Дмитриевым — не единичный.
Нижегородца Илью Лапина, по словам представителя МКПП, полицейские также забрали из дома 9 марта. Его вывезли на очистные сооружения в районе Подновья и жестоко избили, проломив молотком голову. Потом парня отвезли назад и выбросили у подъезда собственного дома. В больницу № 39 его доставили, как говорят врачи, с травмами практически не совместимыми с жизнью. Три дня молодой человек находился в коме, потом смог рассказать обо всем матери, которая и обратилась к правозащитникам.
Вчера стало известно, что по факту избиения Лапина Следственным отделом по Нижегородскому району Нижнего Новгорода СУ СКР возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство». Официальная версия следствия: Илья «ушел из дома со своим знакомым работником правоохранительных органов, а вернулся с телесными повреждениями, в том числе и ранениями головы».
«В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. В ходе расследования действиям всех лиц, на которых указывает потерпевший, будет дана юридическая оценка», — сообщили в СК по Нижегородской области.
Там пообещали также разобраться в ситуации с Александром Дмитриевым.
«В ходе проверки будет дана правовая оценка действиям сотрудников полиции. Устанавливается тяжесть причиненных потерпевшему телесных повреждений», — сказала агентству «Интерфакс» старший помощник руководителя следственного управления Юлия Склярова. При этом она отметила, что потерпевший был ранее судим.
Однако есть еще презумпция невиновности — основополагающий принцип уголовного права, закрепленный в Конституции РФ, который гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». И ни в одном законе не говорится о том, что эти доказательства можно добывать, запугивая и унижая подозреваемых.
На этом фоне как-то странно прозвучало недавнее заявление главы МВД России Рашида Нургалиева. Выступая на днях в эфире радиостанции «Милицейская волна», он заявил, что уже наблюдаются первые позитивные сдвиги в деятельности органов внутренних дел после переименования милиции в полицию.
«Думаю, что определенные перемены к лучшему граждане уже стали замечать. Это, прежде всего, касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Это касается законности, беспристрастности, открытости и публичности», — сказал министр.
Возможно, он все-таки поторопился. Во всяком случае, последние скандальные эпизоды с участием стражей порядка, произошедшие в стране, лишь подтверждают, что реформа милиции обошла не только Нижний Новгород.
3 апреля в подмосковном поселке и.о. начальника криминальной милиции города Московский майор Климов при свидетелях избил во дворе журналистку Наталью Сейбиль. Обоих участников инцидента доставили в участок, где сотрудники милиции (полиции) никак не хотели принимать у пострадавшей заявление. Но на беду Климова пострадавшая оказалась журналисткой, в скандал вмешалось телевидение, а затем и другие СМИ. Только благодаря этому, дело замять не удалось. На следующий день Климов был уволен, на него завели уголовное дело.
Другой пробел в кадровой политике МВД — капитан полиции Коньков из патрульно-постовой службы ОВД по району Хамовники в Москве, который руководил бандой угонщиков. Его на днях задержали на Планерной улице после погони со стрельбой. Капитан находился за рулем «Лексуса», когда двое его пособников пытались вскрыть очередную иномарку.
А в Свердловской области инспектор ГИБДД Сергей Пирогов пойдет под суд за то, что сбил на своей иномарке 27-летнего спортсмена Александра Колченогова. Трагедия произошла 18 марта. И экспертиза установила, что водитель был пьян.
Фото: Рамиль Гали/Коммерсантъ