Несмотря на все ура-патриотические заявления руководства страны, Россия остается бедной страной, и даже до Португалии, которую уже 10 лет стремится догнать Владимир Путин — нам как до Луны. Статистическая информация в очередной раз констатирует этот факт.
Журнал «Финанс» составил рейтинг бюджетной обеспеченности регионов. В этом исследовании оценивался уровень плановых бюджетных расходов на душу населения в субъектах Российской Федерации в 2011 году. Как и ранее, больше всего выделяется из бюджета денег на человека в вотчине олигарха Абрамовича — на Чукотке. В среднем на душу населения там приходится 339,7 тысячи рублей — это примерно 11,7 тысячи долларов. На другом полюсе — уже бедности — располагается Брянская область, где на человека выделяется из бюджета всего 21,9 тысячи рублей, или 750 долларов. Разница между победителем и аутсайдером — в 15,6 раз.
К этому рейтингу мы еще вернемся. А сейчас попробуем разобраться, 11,7 тысяч «чукотских долларов» на человека — много это или мало по мировым меркам. Для этого посмотрим, каковы вообще централизованные (а не региональные) бюджетные расходы в мире.
В России расходы федерального бюджета на 2011 год составляют 10,385 трлн. рублей. Если разделить эту сумму на 142,2 млн. населения страны, мы получим 73 тысячи рублей в среднем на одного россиянина в год. В долларах это 2,51 тысячи.
Возьмем рейтинг стран по бюджетным расходам за 2008 год, доступный в сети. Первое, что бросается в глаза — спустя три года бюджетные ассигнования в России практически не изменились: 2,46 тысячи долларов на человека против вышеупомянутых 2,51 тысячи. По мировым меркам — это результат «хуже среднего»: 73 место в мире из 158 стран, включённых в рейтинг. Наши ближайшие соседи таковы: перед нами Турция и Маврикий (2610 и 2490долларов), сразу после нас ЮАР и Колумбия (по 2350 долларов).
На вершине списка находятся все те страны, чье появление там нисколько не удивительно: Люксембург, Швеция, Норвегия, Катар, Кувейт, Дания. В этих странах из бюджета на человека выделяется в 8−14 раз больше денег, чем в России (от 18 до 35 тысяч долларов).
В Португалии бюджетные ассигнования на человека составляют 9600 долларов — это почти в 4 раза больше, чем в России. Чтобы нашей стране догнать по этому показателю «мечту Владимира Путина», бюджет России надо увеличить в те самые 3,9 раза. По грубым прикидкам, чтобы догнать Португалию, экономика страны либо должна вырасти на 300%, либо нефть подорожать где-то до 400 долларов за баррель. При нынешних темпах роста ВВП на 4% в год, России нужно будет примерно 50−60 лет такого устойчивого роста (при условии, что экономика Португалии перестанет расти). Еще одно условие «догоняющего развития» — сделать доллар 7 рублей вместо нынешних 29 рублей.
Но вернемся к рейтингу бюджетной обеспеченности регионов. Ассигнования на жителя Чукотки находятся на уровне бюджетных трат Австралии (11830 долларов) и выше, чем в Испании. А вот самый бедный по этому показателю регион России Брянская область идет вровень с африканской страной Лесото и немного уступает Гондурасу.
Вообще же конец этого списка — туда еще входят Калмыкия, Чувашская республика, Ставропольский край, Карачаево-Черкессия, Тамбовская область — по уровне государственной заботы о населении демонстрируют вполне себе африканский или самых бедных стран Центральной Америки уровень.
А если взять одну из самых развитых страна Африки — Египет (1680 долларов), то окажется, что по суммам, выделяемым из бюджета, беднее его обнаруживаются 57 российских регионов. На уровне Египта находится Московская область.
Фактически можно говорить, что 2/3 России по этому показателю живут на уровне Северной Африки. Согласно рейтингу, даже Куба по выделяемым на человека из бюджета деньгам (3500 долларов) в полтора раза благополучнее России. На уровне «острова Свободы» находится Сахалин, занимающий в списке российских регионов 10 место.
При этом не стоит забывать, что для обеспечения даже такого африканского уровня ВСЕ регионы, кроме Ямало-Ненецкого округа, вынуждены жить в долг. 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности — они содержатся на дотации из центра. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства.
Заведующий Лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Владимир Назаров, которого мы попросили прокомментировать рейтинг «Финанса», назвал методику расчёта, применённую при составлении рейтинга, некорректной.
— Механически сравнивая суммы, выделенные различным регионам, составители не учтывают такого важного фактора, как цена бюджетного рубля на Чукотке и в Брянской области. С тем же успехом можно приравнять американский доллар к зимбабвийскому и на этом основании производить сравнения доходов на душу населения в США и Зимбабве.
«СП»: — Но как же в таком случае корректно оценивать уровень бюджетного финансирования регионов?
— Для этого существует специальный показатель — Индекс бюджетных расходов (ИБР). Индекс показывает соотношение нормативных расходов (в расчете на душу населения) в том или ином регионе с учетом объективных факторов и условий к соответствующему среднему показателю
Индекс ИБР определяется по формуле:
ИБР = (Р/Чн) / (∑Р/∑Чн), где —
Р — расчетный показатель общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета региона, на выполнение полномочий органов местного самоуправления;
Чн — численность населения региона;
∑Р — суммарный объем расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг в масштабах страны;
∑Чн — суммарная численность населения всей страны.
Если мы будем исходить из этой формулы, мы увидим, что уровень дифференциации между регионами в реальности составляет не 15, а 4 или 5 раз, что вполне украдывается в мировые нормы.
Профессор кафедры региональной экономики и экономической политики НИУ ВШЭ Алексей Скопин в целом согласился с коллегой:
— В цифру бюджетных расходов по регионам включаются также и расходы на обеспечение функционирования инфраструктуры региона. Очевидно, что на Чукотке с её вечной мерзлотой и необходимостью завозить практически все продукты этот показатель будет выше, чем на Брянщине или в других областях Центральной России. Разница в уровнях бюджетного финансирования между европейской частью России с одной стороны, и Сибирью и Дальним Востоком с другой всегда будет существовать. Даже в США уровень бюджетного финансирования от штата к штату различается в 4−5 раз, а ведь в отличие от России Америка лежит в основном в одном климатическом поясе. Кроме того, разница в бюджетном финансировании различных штатов США определяется тем, что ряд налогов собирается только на территориях самих штатов, а отчисления с них не идут в федеральную казну. Если нашим регионам предоставить подобные полномочия, то боюсь, это приведёт к скорому распаду России. Существование дотационных регионов и диспропорции в бюджетном финансировании, безусловно, являются проблемой, но сами по себе дотации и перераспределение бюджетных ресурсов остаются на сегодня одним из немногих факторов, обеспечивающих единство страны.