Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
18 апреля 2011 00:07

Тариф за проезд по трассе Москва-Питер в 2 раза дороже, чем во Франции

2600 рублей против 1300 за 700 км платной дороги

888

Автомобильная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, начало которой все-таки пройдет через многострадальный Химкинский лес, станет платной — это предполагалось с самого начала проектных работ. Теперь, когда определились сроки завершения работ (2018 год, по данным ГК «Автодор»), стало известно и во сколько обойдется проезд по этой трассе.

Как сообщил первый зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах, километр проезда по трассе будет стоить водителям 3 рубля 62 копейки. Звучит издевательски — поскольку точную себестоимость километра сейчас, когда дорога еще не построена, назвать нереально, цифра однозначно отсылает к вошедшей в фольклор советской цене бутылки водки. Плату начнут взимать на участке в 4 километрах от МКАД. Всего проезд участка в 43 км в районе Химок и далее обойдется автомобилистам в 150 руб.

Трасса будет построена до 2018 года и станет дублером наиболее загруженного участка федеральной трассы М10 «Россия». Затем магистраль планируется продлить до Санкт-Петербурга. Предполагается, что скорость движения по магистрали составит 150 км/ч. Число полос для движения транспорта будет варьироваться от 10 до 8 и 6.

Учитывая, что расстояние между двумя столицами составляет, в зависимости от выбранной траектории, от 650 до 700 с лишним километров, стоимость проезда по платной автомагистрали из одного города в другой — если бы дорога была построена уже сейчас и цена проезда соответствовала бы заявленной — равнялась бы 2300−2600 рублей. Это приблизительно равно стоимости билета в купейный вагон поезда Москва — Санкт-Петербург. Прибавив к этой сумме стоимость горючего (а она, для мощных машин, может составить сравнимую сумму), получаем, что ездить по платной трассе в Петербург в одиночку становится невыгодным, по сравнению с железной дорогой, мероприятием.

Не забудем и о том, что по платной дороге пойдет изрядная доля грузового трафика, в том числе и междугородные автобусы. При этом тарифы на грузоперевозки и цены на автобусные билеты понятным образом вырастут. «У перевозчиков просто не будет другого выбора, и они будут пользоваться платными магистралями, — пояснил «СП» Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза.

— Хотя по закону и предусматривается бесплатный дублер, воспользоваться им автобусные компании не смогут. Это, в большинстве случаев, будет дорога в 3 раза длиннее и во столько же раз хуже, чем платная автострада. Нельзя на современном полутораэтажном комфортабельном автобусе — а такие у нас и ходят по междугородным маршрутам — ездить по проселку, которыми фактически будут являться эти бесплатные дублеры. Так что выбора перевозчикам не оставят, и цена проезда по магистрали просто будет «зашита» в цену билета".

Учитывая то, что плата за проезд грузовиков и автобусов по новой автостраде будет заметно превышать «заветные» 3,62 рубля за километр, можно ориентировочно предположить, что издержки платной трассы в расчете на одно пассажироместо современного автобуса могут составить около 100 рублей — на эту цифру подорожает и билет.

Помимо трассы на Санкт-Петербург, в разряд платных переходит и большинство других российских автострад. Так, все тот же «Автодор» модернизирует трассу М4 «Дон», ведущую из Москвы в будущий олимпийский Сочи. Уже сейчас несколько объездных участков этой автострады стали платными — 10 лет работают дорожные кассы в Воронежской области (объезд Хлевного), а в 2011 году начнут брать деньги на объездной Ефремова, Богородицка и некоторых других участков. Затем войдет в строй новая дорога на самом сложном куске трассы — в горах Кавказа перед побережьем. Проезд по всем платным участкам обойдется в 1 рубль за 1 км пробега для легковых автомобилей — отметим, что это дешевле заявленного тарифа на новой питерской трассе.


Платные автострады за последние десятилетия стали привычными для большинства регионов мира. В Европе и Северной Америке они стали обыденностью: из европейских государств платных автобанов нет только в Бельгии, Люксембурге, Финляндии и Германии. Последняя страна, наиболее развитая автомобильная держава Старого света, свою сеть автобанов начала строить в разгар Великой депрессии, тогда эти трассы, как национальный проект, воплощенный за бюджетные деньги, были сделаны бесплатными. Отметим, впрочем, что для грузовиков и автобусов проезд по немецким автобанам все-таки платный.

В Европе на территории некоторых государств встречаются лишь отдельные платные объекты — мосты, туннели, небольшие участки. Это Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Черногория, Швеция. В других странах для передвижения по загородным трассам требуется приобрести абонемент (в виде наклейки на лобовое стекло машины): это Австрия, Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Швейцария. Абонемент приобретается на разное время — от нескольких дней до года.

Тем не менее, в Европе существует немало стран, где имеются классические (с дорожными кассами) платные магистрали. Проезд по ним стоит обычно около 5−10 евроцентов за километр (2−4 рубля). Отдельно оплачивается проезд по крупнейшим туннелям и мостам — это те объекты, которые строились по инвестиционному принципу.

Наиболее развита сеть платных дорог во Франции и Италии. Существуют два вида платных участков — «открытые», оплата которых производится при въезде, и «закрытые» — при въезде на них в автомате берется билет, оплатить который следует на выезде. Пункты оплаты выглядят примерно так, как ставшие привычными столичным водителям КПП на въездах в платные стоянки. Для местных жителей, обладающих особыми пропусками, существует специальный «зеленый коридор». Проездная карта по трассе действует в течение одних суток с момента въезда.

Проехать расстояние, аналогичное новой трассе из Москвы в Петербург, во Франции удалось бы приблизительно за 32,5 евро (около 1300 рублей), в Испании, где автобаны одни из самых дорогих в Европе — за 52 евро (2080 рублей). Иными словами, Россия станет одной из самых дорогих в этом смысле европейских стран. А вот «азиатские тигры» в Россией поспорят: в Китае аналогичная по протяженности дорога между Пекином и Шэньяном (658 км) обходится в 83,25 евро (3330 рублей), это самая дорогая трасса Китая. С другой стороны, в Индии проезд стоил бы куда дешевле: 650 рублей. А вот в Японии, где по понятным причинам имеется дефицит земельных ресурсов, закономерно самые дорогие платные дороги: проехать из Токио в Нагою (325,5 км) можно за 64,6 евро (2584 рубля), то есть вся дорога от Москвы до Питера по-японски обошлась бы приблизительно в 5000 рублей.

Что же касается США, то стоимость платных дорог там слишком различается от штата к штату. К примеру, по платной дороге во Флориде можно проехать всего за 50 центов, тогда как проезд по Battery Tunnel из Бруклина в Манхэттен стоит в 10 раз дороже. Кстати, платные тоннели и мосты в Штатах еще более распространенное явление, чем дороги. Удовольствие прокатиться по знаменитому мосту «Золотые Ворота» (Golden Gate) в Сан-Франциско обойдется в 6 долларов. Причем, если у платных дорог есть бесплатные дублеры, то большинство мостов и тоннелей таковых не имеют и раскошеливаться приходится в любом случае.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Анатолий Альтштейн

Доктор медицинских наук, профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, вирусолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня