18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Питер «развели» на четверть миллиарда

Разгорается скандал, связанный с хищением денег, предназначавшихся на строительство КАД

  
11

В Петербурге заведено уголовное дело по факту растраты при строительстве Кольцевой автодороги (КАД). Речь идет о сумме, превышающей 250 миллионов бюджетных рублей.

Подозревается в данном преступлении некое ООО «Флора». Эта подрядная организация заявила о себе в 2008 году, когда неожиданно для специалистов дорожно-строительных работ, чей круг в городе на Неве достаточно узок, выиграла тендер на строительство двух участков кольцевой автодороги. Общая протяженность участков составила 11 километров. Они считались «проблемными», так как проектировались ещё в 1990-х годах, и на их строительство долго не было средств. Кроме того, на прилегающих к строящимся участкам КАД трассах всегда оживленное движение, и любая стройка оборачивалась многокилометровыми пробками. Так что мало было дорогу построить. Требовалось сделать это ещё и довольно быстро.

Участвовали в тендере три организации. «Флора» превзошла конкурентов, пообещав сдать объект всего за полгода, израсходовав при этом менее 6 миллиардов рублей. Притом, что «стартовая цена» тендера составляла 7 миллиардов. Понятно, что два других участника конкурса, подобными обещаниями не бросавшиеся, шансов на тендер не имели.

На этом положительные сведения о «Флоре» исчерпаны. Дальше — сплошной туман. Что, когда и где раньше сделала для города эта фирма — неизвестно. Известно другое: выиграв тендер, набрав субподрядчиков и получив первый транш в размере 211 миллионов рублей, «Флора»… исчезла.

Как теперь говорят эксперты, заказчик работ — Дирекция по строительству транспортного обхода (ДСТО), и организатор тендера — Управление строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентств, сразу должны были бы насторожиться. Достаточно было внимательно изучить документы, представленные «флористами» на конкурс. Например, если два других участника тендера гарантировали земляному полотну 16 и 30 лет эксплуатации без серьезного ремонта, то «Флора» только 10; по основанию дорожного покрытия — первые две фирмы дали гарантию на 12 и 30 лет, а «Флота» на 8; по искусственному сооружению (пандусы, развязки) — 16 и 25, «Флора» — 10.

Но предпочтение чиновники отдали именно ей, а не тому, кто, казалось бы, предлагал экономически более выгодный вариант. Почему?

— Я пытался это выяснить, — признавался тогда же корреспонденту «СП» активный член партии «Единая Россия» Валерий Бондаренко. — Обратился в общественную приемную своей партии с просьбой разобраться. Мое обращение перенаправили председателю конкурсной комиссии из Дорожного управления. Недели, кажется, через две пришел ответ с приглашением… на чай (!). Мол, посидим, поговорим, глядишь, и сговоримся…

Многие в городе усомнились в чистоте проведенного тендера. Последовало обращение к министру транспорта РФ Игорю Левитину. В нем указывалось на то, что у победителя конкурса ООО «Флоры» нет необходимой материальной базы и серьезного опыта работ в данной отрасли. Министр предпочел поверить своим младшим коллегам из ФГУ ДСТО, уверявшим, что «Флора» «справится со своими обязательствами в срок и полностью».

Весной 2009 года скрывать ситуацию на двух «забронированных» за «Флорой» участках КАД стало невозможно. Любой желающий, не говоря уж о специалистах, мог убедиться, что и в районе Ржевки, и у поселка Бронка, где кольцевая должна была выйти к федеральной трассе «Нарва», создается лишь видимость работ. Фактически же они не ведутся. Субподрядчики вскоре ушли оттуда, не получая долгое время от руководства «Флоры» зарплату. Долг им в итоге составил несколько десятков миллионов рублей.

Интересно, что примерно в те же сроки, все та же «Флора» благополучно транжирила государственные средства и на другом важном для города объекте — у Обводного канала. Там она обязалась было реконструировать Американские мосты и прилегающую к ним с двух сторон часть набережной. В администрации Петербурга долго не решались закрыть движение в этой части города — исторический центр, чревато автомобильным коллапсом. А если уж закрывать, решили, то не более чем на 1,5 — максимум 2 года. Движение планировали открыть осенью 2009-го. Потом сроки сдвинули на осень 2010-го. Но «Флора» явно знала, что делала — и здесь, как и на КАД, создавалась лишь видимость работ. Все, что можно было, разобрали, разрыли, поставили забор. На том процесс «реконструкции» и завершился.

С Обводного к мосту Александра Невского через Неву все эти годы не выехать, только в объезд — через «заторную» Лиговку, почти непроходимую в дневное время площадь Восстания. Эти несчастные 3−5 км превращаются для автомобилистов (а также «скорой», милиции, пожарных, спасателей МЧС) в часы бесконечного стояния в пробке. Спасибо «Флоре»! И тем, кто допустил её к бюджетной кормушке!

Попытки выяснить, что это за ООО, когда было создано, что хорошего сделало для Северной Столицы, пока никому не удались. Известны лишь незначительные факты. Как-то — оценочная стоимость техники, принадлежащей этой фирме, обнаруженной на месте несостоявшихся работ на Обводном канале, составила… 50 тысяч рублей. А также фамилия и примерный возраст генерального директора.

Это мужчина средних лет Александр Коростовцев. В 2008-м он, помнится, пару раз мелькнул на одном из питерских телеканалов, чтобы поведать горожан о том, как радеет его фирма о качественных автодорогах любимого Петербурга. В следующий раз петербуржцы услышали о нем в мае 2010-го в связи с иском, которое подало в Арбитражный суд руководство ГУП ДСТО, надеясь расторгнуть с «Флорой» контракт по возведению 11-километрового участка Кольцевой автодороги. Ведь фирма нарушила условия исполнения договора. Но Коростовцеву удалось заключить с ДСТО мировую, и получить новый шанс на то, чтобы «исправить положение».

К слову, с середины 2009 года ДСТО инициировала более десятка судебных дел, в которых ответчиком выступает ООО «Флора». Всего же претензии к этой фирме имеются у множества организаций, информация об исках которых расположена на 8 страницах сайта городского Арбитражного суда. Среди истцов, представляющих государственные органы, кроме ДСТО фигурирует также Пенсионный фонд РФ, комитет по природным ресурсам Ленинградской области, комитет по управлению городским имуществом…

В конце концов, работы на КАД были переданы другому подрядчику. Для чего Дирекции по строительству транспортного обхода потребовалось найти и выделить дополнительные средства. К слову, стоимость работ на двух участках на момент заключения договора в 2008 году составляла 6,8 миллиарда рублей. К 2010 цифра эта выросла в разы.

Спустя ещё год, в апреле 2011-го стало известно о том, что проверка, проведенная городской прокуратурой, выявила хищение как минимум 211 млн. бюджетных рублей — сумма первого транша за работы на КАД. Одновременно с этой прошла информация о Коростовцеве, который тогда же, в 2008 приобрел две новенькие иномарки класса «люкс» — «Роллс-ройс» и «Мерседес». Причем, «Мерседес» «потянул» на «скромные» 711 тысяч евро.

К предприимчивому гендиректору загадочной «Флоры» у следствия много вопросов. Помимо хищения 211 миллионов, он обвиняется также в присвоении 54 миллионов рублей, предназначенных для перечисления страховой компании — по закону эти деньги должны были обезопасить заказчика (читай — правительство города) в случае невыполнения подрядчиком своих обязательств.

Расследование, в сущности, только началось (хотя и продолжается уже с год). В отношении гражданина Коростовцева, скрывающегося от правосудия, возбуждено два уголовных дела по статьям «мошенничество в особо крупном размере».

Интересно, обнаружатся ли подельники Коростовцева?

Санкт-Петербург

Фото: gpsm.ru

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня