Упрямец Каддафи, ни в какую не желающий оставлять свой пост, похоже, окончательно рассорил НАТО. Французы устами председателя комитета по внешним связям своего парламента Аксель Понятовски заявили, что без начала наземной операции в Ливии западная коалиция неизбежно увязнет в песках Северной Африки. Но буквально в тот же день и в тот же час на другом берегу Ла-Манша премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон был столь же категоричен: «Речи о вторжении или об оккупации нет».
Тем не менее, президент США Барак Обама, тот же Кэмерон и президент Франции Николя Саркози продолжают обещать, что военная кампания против режима ливийского лидера продлится до тех пор, пока он не уйдет. «Самым лучшим было бы, если бы диктатор Каддафи сослужил бы своему народу последнюю службу, а именно — ушел бы в отставку и предоставил бы возможность строить мирное, демократическое будущее», — заявил и министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.
Выходит, как и прежде, вразумлять ливийского лидера Западу придется ударами с воздуха. Однако боевые самолеты Североатлантического альянса и без того безнаказанно носятся в жарком небе второй месяц, а перелома в войне как не было, так и нет. Значит, в перечне целей для бомбардировок надо срочно что-то менять, чтобы и без сухопутного вторжения заставить ненавистного ливийского лидера уйти в отставку и тем самым сохранить лицо НАТО. Что поменять? На самом деле, ответ в Брюсселе давно готов. Его не может не быть. Просто надо решиться пустить в ход новый план.
Наличие такого плана стало возможным предположить после того, как в минувшие выходные британская разведка допустила намеренную утечку в прессу сведений, что тысячи ракетных и авиационных ударов по Ливии с военной точки зрения за месяц с лишним не принесли никаких значимых результатов. Большую часть тяжелой боевой техники полковнику Каддафи удалось уберечь от бомбежек, заранее спрятав ее в гигантских подземных лабиринтах самой протяженной в мире ирригационной системы, имеющей официальное название Великая рукотворная река.
Какой вывод из этого для генералов западной коалиции? Единственный: бетонобойными бомбами разнести в пух и прах водоводы, затопив или засыпав в них ливийские танки, бронетранспортеры и системы «Град». Но это будет только часть задачи. Другая сторона фактического уничтожения Великой рукотворной реки — бунт населения, которое эта река пока кормит. Свержение Каддафи в такой обстановке может показаться ливийцам меньшим из зол. Что и требуется доказать со стороны западной коалиции.
Но сначала о том, что представляет из себя система водоводов, в которой, как утверждают британские разведчики, власти Триполи прячут свои главные военные силы. В совокупности это огромная система труб и акведуков, включающая более 1300 колодцев глубиной более 500 метров. Общая протяженность подземных коммуникаций — порядка 1,5 тысячи километров. Колодцы ведут к настоящему пресноводному океану, объем которого оценивается в 12 тысяч кубических километров. Его наличие под песками пустыни Сахара было обнаружено в середине прошлого века в процессе разведки очередных нефтяных месторождений.
Для ливийцев находка геологов стало настоящим подарком судьбы. Ведь более или менее пригодными для жизни считалось тогда всего 4 процента территории их страны. Ситуация круто изменилась после того, как четверть века назад ливийский полковник велел приступить к сооружению огромной ирригационной системы, которую он же назвал «восьмым чудом света». С ее помощью нынче орошается и активно используется в сельскохозяйственных целях приблизительно 170 тысяч гектаров некогда безжизненных и непригодных для жизни песков.
Но это пока — лишь первая очередь ирригации имени Каддафи. В ближайшие годы в строящейся системе предстоит проложить еще приблизительно 2 тысячи километров труб. А ливийское правительство приняло программу, по которой в безжизненных ранее песках к 2020 году предстоит высадить 2 миллиона пальм.
Американцы, десятилетиями находившиеся в перманентном конфликте с режимом Каддафи, с самого начала подозревали, что превращение ливийской части Сахары в цветущий оазис — не единственная цель прокладки русла Великой рукотворной реки. В заокеанской прессе циркулировали конспирологические версии о том, что в действительности власти Ливии одновременно ведут еще и оборудование будущего театра военных действий. Очень подозрительным противникам Каддафи казался тот факт, что диаметр русла «восьмого чуда света» на всем протяжении составляет 4,5 метра — вполне достаточно для прохода, к примеру, грузовика или боевой бронированной машины. А это уже дает возможность ливийским военным осуществлять скрытый маневр силами.
Когда на головы ливийцев посыпались бомбы и ракеты НАТО, использовать подземные коммуникации для маскировки и сохранения боевой техники действительно было бы логичным. Так что, по всей видимости, британская разведка знает, о чем говорит.
Что этой уловке Каддафи могут противопоставить авиация союзников? Средств для поражения подземных участков русла Великой рукотворной реки у них сколько угодно. К примеру, американская 2-тонная проникающая бомба GBU-28, один из самых мощных неядерных авиационных снарядов, когда-либо состоявших на вооружении армий развитых государств. Она способна проникать в грунт на глубину до 30 метров и пробивать 6-метровое бетонное укрытие. GBU-28 имеет лазерную головку самонаведения. Носителями этого вооружения являются истребители-бомбардировщики F-15 и F-111.
Разработка бомбы по заказу Пентагона была начата во время первой войны в Персидском заливе. В ходе боевых действий она прошла успешные испытания. В 1991 году GBU-28 уничтожила бункер к северу от Багдада, пробив 10-метровый слой земли, бетона и специальной стали. Так что песок ливийской пустыни и бетонная труба для такой бомбы — не препятствие. Но тогда что станет с системой орошения? Во что превратятся выросшие вдоль Великой рукотворной реки за последние тридцать лет оливковые рощи и фруктовые сады? И чем станут промышлять ливийские крестьяне, живущие этими рощами и садами? Что будут делать жители городов, включая Триполи, краны в квартирах которых тут же пересохнут? Кто знает, не дешевле ли им будет «сдать» Каддафи натовцам? В таком случае эффект от подобного развития события для коалиции может оказаться двойным.
Из досье «СП»
Если события в Ливии примут именно такой оборот, это будет не первый «война за воду» в тех краях. Разразившаяся в июне 1967 года Шестидневная война между Израилем и арабами была не чем иным, как кульминацией конфликта вокруг права пользования водными ресурсами региона. Это была «война за источники Иордана». Все началось с того, что Израиль и Иордания разработали односторонние планы эксплуатации истоков этой реки. Иордания отвела часть водного массива реки Ярмук, главного притока Иордана, для орошения восточного берега, в то время как Израиль отвел воду из реки Иордан над Тивериадским озером в Национальный водный резервуар с тем, чтобы распределять ее затем между прибрежными долинами и пустыней Негев.
Прибрежные арабские государства выразили резкий протест. В 1960 году Арабская лига выдвинула альтернативный проект, предложив отвести воды Хасбари и Баниаса, верхних притоков реки Иордан, и направить их через Сирию в Иорданию, минуя место, откуда идет ответвление в израильский Национальный водный резервуар. Израиль заявил, что рассматривает этот план как покушение на условия своего существования. На саммите в Александрии, который был созван в сентябре 1964 года, когда Израиль уже закончил сооружение первой очереди Национального водного резервуара и произвел пробные заборы воды, арабские страны приняли решение ускорить реализацию своего проекта, подчеркнув, что будут рассматривать агрессию против одного из членов Лиги как агрессию против всех ее членов. Кстати, именно на этом саммите было принято решение о создании Организации освобождения Палестины.
В конце 1964 года начались столкновения на сирийско-израильской границе. Они продолжались до середины 1965 года, пока работы по реализации арабского проекта не были приостановлены. В 1966 году израильтяне разбомбили с воздуха секцию Баниас-Ярмукского канала, пролегавшую через Сирию. Тогда же развернулись бои на побережье Тивериадского озера. На протяжении 1967 года напряженность все более возрастала, поскольку Иордания возобновила строительство дамбы в Мухейбе и активизировала работы по сооружению резервуара вблизи Ярмука. В мае Египет заблокировал Тиранский пролив и сосредоточил войска в Синае, поблизости от границы с Израилем. Иордания подписала пакт с Египтом о совместной защите от агрессии и разрешила войскам Ирака и Саудовской Аравии перемещаться по своей территории.
5 июня 1967 года Израиль нанес превентивный удар, и победа, одержанная им через шесть дней, нарушила существовавший ранее баланс водных ресурсов на Ближнем Востоке. Оккупация Голанских высот обеспечила Израилю контроль над истоками Баниаса. А захватив западный берег реки Иордан, Израиль получил доступ к ресурсам грунтовых вод. Иордания же, напротив, потеряла треть своего населения и часть сельскохозяйственных земель, которые ранее давали продукцию, составлявшую 45% НВП страны.