Возродить в средних школах начальную военную подготовку (НВП) предложил на днях главный военный прокурор Сергей Фридинский. «Проблемами патриотического, идеологического воспитания молодых людей нужно заниматься еще до прихода их в армию», — заявил Фридинский. Таким образом главный военный прокурор встал в один ряд со многими политиками и военачальниками, которые уже много лет от государства требуют того же самого. Пока — безуспешно. Потому что примерно столько же народу категорически против подобной затеи.
И все же в словах Фридинского есть и нечто оригинальное. К идее необходимости срочного возврата НВП он пришел в процессе анализа кошмарной криминальной статистики в Вооруженных силах. «Полтора года в войсках последовательно увеличивается количество насильственных преступлений, — говорил ранее Фридинский. — Только в минувшем году их количество возросло более чем на 16%. От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие». Говоря попросту, защитники Отечества повсеместно и повседневно лупят друг друга в казармах смертным боем. Уже и «дедовщиной» эти бесчинства называть как-то неудобно: какие «деды» в солдатской среде, когда служба с недавних пор длится всего год?
Собственные толкования названного бедствия главный военный прокурор уже приводил. По его словам, «объяснение этому простое — за последние два года количество призывников увеличилось в два раза. Это не могло не сказаться на статистике. Около 170−180 тысяч подростков ежегодно находятся в социально опасных ситуациях, где есть насилие на улице или в семье. 80% этих людей идут служить в армию со своим сложившимся образом жизни. Туда же попадают дети, которых не учили драться или защищать себя».
Можно добавить еще данные нашего Генерального штаба: 42% нынешних российских солдат до службы нигде не работали и не учились. Каждый пятый из них рос с семье, где только один родитель. Как правило, — заезженная беспросветной житухой мать. Издержек воспитания в таких случаях избежать сложно.
Быстро гуманизировать семью и улицу нам, видимо, не по силам. Можно было бы последовательно двигаться к контрактной армии, по дороге сокращая численность призыва и давая военкоматам возможность реального выбора. Собственно, мы и топали по этой дороге до минувшего лета, когда Министерство обороны признало этот маршрут ошибочным и почти всех контрактников поразогнало. Можно снова вернуться к полутора- или двухгодичной срочной службе. Тогда тоже значительно сократится призыв и снова станут набирать в казармы исключительно вменяемых, воспитанных, дисциплинированных и здоровых ребят. Но мера эта очевидно непопулярна в народе и потому в предвыборный год не годится даже для обсуждения.
Выходит, все в Вооруженных силах в обозримой перспективе останется в существующей беспросветности. От осознания этой реальности даже у главных военных прокуроров рождаются совершенно маниловские мечты: а хорошо бы, чтобы служба в армии вдруг стала престижна и желанна как во времена киношного Ивана Бровкина! Чтобы все как один молодые люди вдруг полюбили Родину и мечтали ее защищать с оружием в руках! Чтобы снова «каждый парень — воин бравый, смотрит соколом в строю»!
Кто бы возражал? Только при чем здесь начальная военная подготовка в школе? Да, в сентябре 2006 год года Госдума приняла закон о возвращении в школы курса НВП, он вошел в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В 10-ом классе отведено на подготовку к армии семь уроков, в 11-ом — четырнадцать. В методических рекомендациях указано, что в результате ученик 11-го класса «должен знать команды, уметь ходить строем, собирать и разбирать автомат, готовить его к работе, знать обязанности дневального, знать, что делать в случаях чрезвычайных ситуаций». Еще предусмотрена сдача норматива по одеванию противохимического костюма Л-1, определению размера шлем-маски противогаза. Кроме того, ученики должны представлять себе, что такое боевая техника, ее виды и назначение. Все это, наверное нелишнее, но от патриотизма это пока далековато.
Но если НВП выделить в отдельный предмет, многое ли изменится? Кто будет воспитывать будущих солдат-патриотов? Отставные военные, не имеющие представления о педагогике в среде шестнадцатилетних пацанов? Или учительницы пения, которые из-за кадрового дефицита в некоторых нынешних школах, «брошены» на НВП по совместительству? Каким образом разборка-сборка автомата на время или наука быстро натягивать противогаз воспитает патриота России? Если же говорить о чисто воинском умении, то в казарме самого бестолкового солдата управляться с автоматом и напяливать противогаз легко научить и за неделю. Необязательно растягивать этот процесс на годы в школьной программе, параллельно примитивизируя у ребят представление о службе в современной армии.
Собственно, тщетность подобных усилий руководство страны уже признало. 3 февраля 2010 года правительство РФ приняло распоряжение № 134-р в котором сказано, что «введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях не помогло добиться желаемых результатов. Качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким». Одновременно правительство разработало Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Военная подготовка в ней, как и сегодня, остается факультативным предметом в рамках ОБЖ.
В принципе, это верно. Потому что как ни организуй начальную военную подготовку в школе — хоть факультативно, хоть как самый главный предмет — ничего не получится, пока Вооруженные силы у нас служат пугалом для общества. Это как в известном анекдоте: не мебель надо менять, а девочек. Снова сделаем армейскую службу выгодной и престижной — никакая НВП не понадобится вообще.
Насколько реально предложение главного военного прокурора? Об этом обозреватель «Свободной прессы» побеседовал с членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, координатором общественной инициативы «Гражданин и армии» Сергеем Кривенко.
«СП»: — По вашему. В словах Фридинского есть логика?
— Вы знаете, я с ним согласен. Начальную военную подготовку в качестве обязательного предмета вводить надо. Но только при одном условии. Если наполнить ее совершенно другим содержанием. Сделать основным не приобретение начальных практических навыков солдата, а изучение правовых вопросов службы. Скажем, правил призыва, прав и обязанностей военнослужащего. То есть сделать основным гражданское правовое воспитание. Вот тогда эффект в борьбе с «дедовщиной» действительно будет.
«СП»: — А как же с воспитанием воинов-патриотов?
— Ну, для этого есть другие предметы. История, литература, русский язык.
«СП»: — Однако преподавание права в школе — это сложно организовать. Где взять педагогов такого профиля?
— Не обязательно этим должны заниматься педагоги. Можно приглашать на уроки НВП юристов. Это все это знают и умеют.
«СП»: — Вы такие уроки видите обязательными или факультативными?
— Только обязательными. Потому что правовые знания нужны всем. Независимо от того, пойдет человек на службу или не пойдет.
«СП»: — А сугубо военно-прикладные вещи совершенно исключить? Вдруг кто-то из школьников мечтает стать профессиональным военным?
— И прекрасно. Пусть идет в военное училище и учится там военному делу на совершено другом, более высоком уровне.
Фото: Евгений Переверзев/Коммерсантъ