То, что врач (как и школьный учитель) в России — профессия не прибыльная, давно стало аксиомой. Пожалуй, лишь городские практикующие врачи в царской России, да сделавшие хорошую карьеру «остепененные» специалисты в Советском Союзе могли назвать себя обеспеченными. В целом же работа врача «на земле», особенно в сельской местности, всегда была сродни подвижничеству — в том числе и в материальном смысле.
При этом медицинское образование в России, как и везде в мире, остается одним из наиболее фундаментальных и сложных для студента. Пока ровесники-гуманитарии или даже физики ведут «студенческий образ жизни», иногда неделями не заглядывая в учебники и готовясь к зачетам и экзаменам за одну ночь — медикам такая роскошь недоступна, они учатся в экстремальном режиме круглый год, выполняя к тому же весьма неприятные для человека с нормальной психикой лабораторные работы.
Наверное, только по этой причине престиж медицинской профессии в России пока не сведен полностью до нуля. Однако тенденция к снижению авторитета медика налицо. И основная причина этому — безусловно, то, что, в отличие от стран, с которыми Россия привыкла себя сравнивать, российские медики не входят в группу наиболее высокооплачиваемых специалистов.
Согласно исследованиям, проведенным в этом году американской версией журнала Forbes, в США больше всех среди наемных работников зарабатывают врачи. Ежемесячный доход обычного американского хирурга, работающего в больнице — 17 тысяч долларов. Анестезиологи получают 16,4 тысячи в месяц (это около пятисот тысяч российских рублей), примерно столько же — гинекологи и стоматологи. Кстати, первые 9 мест американского рейтинга занимают врачи различных профилей. И только на 10-м месте — профессия главного врача компании.
В России же, согласно проведенным Med-Otzyv.ru анонимным опросам, дело обстоит несколько по-другому; впрочем, о смехотворных цифрах зарплат медиков наслышаны, пожалуй, все. Куда интереснее оказался сделанный недавно при помощи не более, не менее, как ФСБ вывод: запредельно низкие зарплаты врачей — не государственная политика, а результат «усушки и утруски» на разных уровнях медико-управленческой иерархии. Проще говоря, основную часть средств, которые налогоплательщики переводят на зарплаты медикам, успевают разворовать еще до того, как она поступает на их счета.
Вот какие реальные цифры сообщают медицинскому порталу российские врачи. Самым высокооплачиваемым респондентом оказался уролог, кандидат медицинских наук, из 47-й городской клинической больницы, со стажем 10 лет: он получает в месяц 31—38 тысяч рублей. Это Москва, где такая зарплата и близко не может обеспечить «среднеклассного», естественного для квалифицированного врача, уровня жизни. И это не простой специалист, а кандидат медицинских наук (медицина — одна из последних областей в российской науке, где кандидатская степень по-прежнему весома).
Следующие цифры: врач-рентгенолог, зав. рентгенодиагностическим кабинетом в 46-й городской поликлинике, стаж 9 лет — 30 тысяч рублей в месяц. Хирург, кандидат медицинских наук, из 67-й горбольницы — 29—32 тысячи. Клиническая больница № 83, врач-пульмонолог, к.м.н., стаж 15 лет - 26−28 тысяч; НИИ урологии МЗ РФ (Москва), научный сотрудник, врач-уролог — 6 тысяч. Морозовская детская больница врач-педиатр, клинический ординатор — 6200 рублей в месяц.
Что касается доступных вакансий для врачей, то здесь всё еще хуже: в Москве нет ни одной общедоступной вакансии для медика-специалиста с зарплатой больше 25 тысяч рублей в месяц (данные портала Зарплата.ру на день публикации). Это зарплата, на которую сейчас в Москве не пойдет даже начинающий «офисный работник общего профиля», это цифры зарплат, характерные для курьеров и подобного несравнимого по важности и квалификации с медиками персонала.
Картина в других регионах России похожая. Детская многопрофильная больница (респондент не указал ее номер и город), врач-педиатр, врач 1 категории, стаж более 20 лет — зарплата 9−10 тысяч рублей. Городская больница № 15 — Санкт-Петербург, врач-хирург, стаж 10 лет, к.м.н — 9100 рублей. Центральная региональная больница Волгоградской области, врач-психиатр, стаж 10 лет — 8400 рублей в месяц.
Еще один характерный штрих — сравнение зарплаты рядовых врачей и медицинских администраторов. Как сообщает в блоге еще один сотрудник медучреждения, в ГКБ № 3 города Санкт-Петербурга (или как её еще называют, в Елизаветинской), ежемесячная зарплата оперирующего врача 19 тысяч рублей. А зарплата главврача 270 тысяч, по ведомости.
Напомним, что несколько лет назад, во время действия нацпроекта «Здоровье», в России прошла небольшая революция в оплате труда медработников: средний медицинский персонал ощутимо прибавил в доходах, в то время как собственно врачам с высшим медобразованием аналогичную прибавку в доходах сделать «забыли», вместо этого в очередной раз изменив схему оплаты труда, к которой вновь пришлось адаптироваться.
В результате в нынешних российских больницах врачи и медсестры зачастую зарабатывают одинаково. ГКБ № 40 в Москве, медсестра, стаж 8 лет — 30 тысяч рублей в месяц; НИИ им. Бурденко в Москве, медсестра, стаж 15 лет, — 15 тысяч рублей; Красноярский край, медсестра психоневрологического стационара, стаж 13 лет — 9 тысяч рублей в месяц. При том, что и зарплаты среднего медперсонала несколько не дотягивают до «достойного» уровня для данного региона, заработок врачей на их фоне выглядит прямо унизительно.
С таким размером — и, главное, с такой шкалой оплаты труда российские врачи, что неудивительно, оказались совершенно дезориентированными в карьерном смысле. Нет практически никакого резона профессионально совершенствоваться, разве что имеет смысл становиться медицинским чиновником, сидящим на распределении бюджетных средств и имеющим-таки неплохой заработок. Стоит ли поэтому удивляться, что мотивация на добросовестную, бескорыстную и квалифицированную работу в государственной медицине наблюдается только у незаурядных, самых лучших людей — а их не может быть большинство?
Можно было бы сказать, что госмедицина работает так, как граждане ей платят. Однако, как иногда выясняется, граждане (и российские недра, гражданам принадлежащие) через налоговую систему платят медикам куда больше, чем реально доходит до их карманов. В уже упомянутом опросе, среди прочих, появился ответ от пожелавшего остаться анонимным фельдшера из горбольницы города Нефтеюганска Тюменской области. «Внезапная проверка главного врача сотрудниками УФСБ — и ваш покорный слуга за 1,5 ставки получил 20 заветных купюр, 100 тысяч рублей. В качестве фельдшера. В общем, обманывают нас в начислении. Не бойтесь слухов, правда страшнее».
По сообщению того же пользователя, таким же чудесным образом в том месяце выросли и зарплаты врачей — специалист высшей категории получил 150 тысяч рублей.
К сожалению, на момент публикации на запросы редакции не ответили ни специалисты УФСБ по Тюменской области, ни анонимный фельдшер. Согласно информации из открытых источников, в Тюменской области зарплата фельдшера в городской больнице в обычных условиях не превышает 20 тысяч рублей.
Однако информация о подобных трюках с начислением зарплаты медикам подтверждается из разговоров с врачами разных учреждений Москвы. Подозревать в нечестности руководство лечебных учреждений, распределяющее бюджетные средства, и чиновников от здравоохранения стало общим местом.
«Я ушла из городской поликлиники уже несколько лет назад, и не вернусь туда ни за какие деньги, — рассказала обозревателю „СП“ Ольга Глотова, ныне научный сотрудник одного из медицинских НИИ столицы. — Дело не только в рутинной работе, но и в том, что главный врач и его помощники — настоящая мафия, которая дает дышать и хоть как-то зарабатывать только тем, кто с ними дружит. И так было во всех пяти или шести поликлиниках, в которых я работала за мою жизнь».
По словам медиков, в числе инструментов этой «мафии» — распределение кабинетов (неугодным достается наиболее холодный зимой или жаркий летом, продуваемый, с протекающей крышей или изношенным оборрудованием). А главное — возможность манипулировать премиями и штатными ставками.
Основа системы такая же, как и в большинстве других отраслей российского бизнеса: врачу Трудовой кодекс гарантирует лишь базовую ставку, что касается дополнительных заработков (вторая и третья ставки, премиальные
Навести порядок в оплате труда медиков, правда, планируется. Так, через несколько лет базовая зарплата выпускников медицинских вузов будет составлять не менее 20 тысяч рублей, обещает, по данным MedPortal.ru, заместитель министра здравоохранения Вероника Скворцова. По ее словам, рост доходов медработников станет возможен благодаря увеличению финансирования здравоохранения через систему ОМС.
С другой стороны, обещания — особенно в предвыборный год — дело одно, а реальные дела — совершенно другое. Так, в ходе реформы финансирования здравоохранения в Москве с 1 января этого года отменили т.н. «лужковские» надбавки медикам, от чего их зарплата сократилась в среднем на 40%. Как поясняют чиновники, расчет был на то, что основное финансирование врачей пойдет из фонда ОМС, но администрации медучреждений не смогли вовремя сориентироваться. Так или иначе, пока что оздоровление ситуации с оплатой труда медиков идет неспешно и трудно, а вот ухудшение происходит куда стремительнее. И прогресса в качестве медицины, как и здоровой атмосферы в лечебных учреждениях, нам, при таком подходе к делу, не дождаться.