
Законопроект, значительно ужесточающий ответственность за хулиганство на транспорте направлен в Государственную думу. За дебош в самолете, поезде, на корабле или в вагоне метро придется заплатить штраф до 1 млн. рублей или лишиться свободы на срок до 7 лет.
Инициатором внесения поправок в статью 213 УК РФ «Хулиганство» и в статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях «Мелкое хулиганство» выступил председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
«Отношение к мелкому хулиганству в обществе в основном снисходительное — ну, перебрал лишнего, с кем не бывает, или молодой еще, вся дурь не вышла. Законодательство также вполне лояльно к мелким хулиганам — им грозит административный штраф от 500 до 2 тысяч рублей, а в худшем случае — арест до 15 суток», — приводит слова парламентария ИТАР-ТАСС. По сути, считает автор документа, такая мера ответственности «фактически означает безнаказанность такого рода правонарушений и не выполняет сколько-нибудь значимой функции профилактики мелкого хулиганства».
Теперь мелким хулиганам - хамам, сквернословам и нарушителям общественного порядка — будет грозить штраф от 2 тысяч до 4 тысяч рублей или арест на 15 суток.
В предложенном законопроекте также предусмотрена дифференциация наказания в зависимости от места правонарушения.
Сегодня такого признака, как «хулиганство на транспорте», нет ни в Административном кодексе, ни в Уголовном, между тем, как отметил Крашенинников, «общественная опасность таких преступлений значительно выше, чем обычное бытовое хулиганство».
«Замкнутое пространство, — пояснил он, — возможность нарушения управляемости или средств коммуникации транспортного средства зачастую приводят к гораздо более тяжким последствиям. Поэтому в законопроекте вводится квалифицирующий признак, а именно хулиганство, совершенное на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспортном средстве, а также на любом ином транспортном средстве общего пользования».
За преступления подобного рода законодатели предлагают ввести такую карательную меру, как штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей. Тот, кто не сможет заплатить такую сумму, отправится за решетку на срок до семи лет. Сейчас авиахулиганам грозит только штраф от 500 до 2 тысяч рублей.
Введение жестких правовых санкций для буйных пассажиров Павел Крашенинников считает «оправданным и своевременным» шагом.
Эту позицию разделяет и экс-советник председателя Конституционного суда, доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский. В беседе с корреспондентом «Свободной прессы» эксперт обосновал, почему с хулиганами необходимо бороться серьезно.
— Проблема эта зародилась еще в 2003 году, когда на первой волне либерализации уголовного законодательства изуродовали статью о хулиганстве, когда ответственность за подобные деяния фактически стала административной. Только если последствия считались опасными для общества, к примеру, был причинен вред здоровью человека или совершено разбойное нападение с применением оружия, хулигану инкриминировалась уголовная статья.
«СП»: — То есть, по вашему мнению, необходимо ужесточить наказание для хулиганов?
— Безусловно. Я могу это только поддержать, потому что криминологи давно установили закономерность: усиление борьбы с хулиганством — уголовно-правовое, административно-правовое — снижает количество тяжких насильственных преступлений. Что касается воздушного, железнодорожного и водного транспорта, то тут это надо было сделать давно. Мы все чаще слышим, как всякие мерзавцы устраивают дебоши в самолетах, оскорбляют и избивают пассажиров и бортпроводников, но никакой ответственности за это практически не несут. В любой авиакомпании могут привести массу примеров, когда членам экипажей приходилось утихомиривать в воздухе дебоширов, действия которых могли привести к аварии и гибели людей. Или когда пьяная толпа наших туристов на высоте в несколько тысяч метров начинает раскачивать самолет, как это назвать? Терроризмом? Нельзя — умысел у них не тот, однако последствия только могут быть похожими. Конечно, все виды транспорта должны быть одинаково защищены, поэтому уверен, что данный законопроект необходим.
«СП»: — Но кто будет контролировать? У нас и сейчас есть транспортная милиции, но в подмосковных электричках днем с огнем не найдешь ни одного стража порядка?
— Это уже вопрос к руководству нашего МВД: зачем они ликвидировали 20 линейных управлений транспортной милиции и сократили численность личного состава? Они оставили сумасшедший управленческий аппарат, а аппараты рабочие, которые должны реально бороться с преступностью и административными правонарушениями сократили, особенно на транспорте. Вспомните недавнюю историю, когда президент Медведев приехал на Киевский вокзал и не встретил там ни одного
милиционера, — это как раз результат того безумного сокращения, которое провел Нургалиев и все руководство МВД.
«СП»: — А не превратится ли новая мера в еще один способ шантажа?
— Какого шантажа, что вы? У нас хулиганство просто небывалых размеров достигло. Подобное в нашей истории уже было: в 60-е годы хулиганские группировки бесчинствовали во многих городах и превратились в настоящую угрозу для общественной безопасности. Хрущевская гуманизация уголовной системы чуть было не довела страну до криминального беспредела. Потом, уже при Брежневе, в июле 1966-го, вышел указ Верховного совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство»: он тогда нанес удар по хулиганству, и сразу преступность снизилась вдвое. Как только хулиганам стали бить по голове уголовно-правовыми мерами, как только их стали реально сажать в тюрьму, пошла на убыль и статистика тяжких преступлений — убийств, изнасилований, разбойных нападений. Потому что сегодня он просто хулиган, а завтра — бандит и убийца.
Начальник службы организации пассажирских перевозок авиакомпании «Трансаэро» Ирина Фролова также убеждена в своевременности новых предложений депутатов.
«Безусловно, принимать какие-то меры нужно, потому что безумств в воздухе становится все больше. А у нас сейчас фактически нет реального механизма для борьбы с такими пассажирами. Любой подобный случай влечет за собой, как правило, массу судебных разбирательств, в которых перевозчики почему-то должны доказывать правомерность своих действий. Иностранные компании, например, вообще никогда ничего никому не доказывают, да и штрафы там за хулиганство в воздухе не соизмеримы с нашими — до нескольких тысяч долларов или евро», — рассказала она «СП».
По словам представителя авиакомпании, «хулиганские выходки опасны на любом транспорте, но в таком замкнутом пространстве как самолет, они создают реальную угрозу для безопасности десятков и даже сотен людей». В дополнение к депутатскому законопроекту Ирина Фролова предложила предоставить авиаперевозчикам возможность снимать потенциально опасных пассажиров с рейса еще до того как они попадут в самолет.
Впрочем, не все так однозначно. Член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко скептически относится к инициативе парламентариев.
«Штраф — это хорошее дело. Только кто будет его налагать? Штраф должен назначаться судом, а в суд человек не пойдет. Потому что эта процедура не до конца понятна россиянам. В Америке штраф сразу „приходит“ к вам домой. Там зафиксированы карты и счета людей. У нас ничего нигде не зафиксировано. Москвичам даже за превышение скорости штрафы не приходят, хотя на дорогах столицы были установлены камеры, и власти грозились рассылать штрафы по почте», — приводит мнение эксперта интернет-портал «Особая буква».
По мнению Шевченко, прежде чем ужесточать наказания по отношению к пассажирам, необходимо установить дисциплину и внутренний порядок в тех структурах, которые отвечают за безопасность на транспорте.