Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
12 мая 2011 15:30

Семь лет за «хулиганку»

Парламентарии хотят ужесточить ответственность за дебоши в воздухе, на земле и воде

156

Законопроект, значительно ужесточающий ответственность за хулиганство на транспорте направлен в Государственную думу. За дебош в самолете, поезде, на корабле или в вагоне метро придется заплатить штраф до 1 млн. рублей или лишиться свободы на срок до 7 лет.

Инициатором внесения поправок в статью 213 УК РФ «Хулиганство» и в статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях «Мелкое хулиганство» выступил председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

«Отношение к мелкому хулиганству в обществе в основном снисходительное — ну, перебрал лишнего, с кем не бывает, или молодой еще, вся дурь не вышла. Законодательство также вполне лояльно к мелким хулиганам — им грозит административный штраф от 500 до 2 тысяч рублей, а в худшем случае — арест до 15 суток», — приводит слова парламентария ИТАР-ТАСС. По сути, считает автор документа, такая мера ответственности «фактически означает безнаказанность такого рода правонарушений и не выполняет сколько-нибудь значимой функции профилактики мелкого хулиганства».

Теперь мелким хулиганам - хамам, сквернословам и нарушителям общественного порядка — будет грозить штраф от 2 тысяч до 4 тысяч рублей или арест на 15 суток.

В предложенном законопроекте также предусмотрена дифференциация наказания в зависимости от места правонарушения.

Сегодня такого признака, как «хулиганство на транспорте», нет ни в Административном кодексе, ни в Уголовном, между тем, как отметил Крашенинников, «общественная опасность таких преступлений значительно выше, чем обычное бытовое хулиганство».

«Замкнутое пространство, — пояснил он, — возможность нарушения управляемости или средств коммуникации транспортного средства зачастую приводят к гораздо более тяжким последствиям. Поэтому в законопроекте вводится квалифицирующий признак, а именно хулиганство, совершенное на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспортном средстве, а также на любом ином транспортном средстве общего пользования».

За преступления подобного рода законодатели предлагают ввести такую карательную меру, как штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей. Тот, кто не сможет заплатить такую сумму, отправится за решетку на срок до семи лет. Сейчас авиахулиганам грозит только штраф от 500 до 2 тысяч рублей.

Введение жестких правовых санкций для буйных пассажиров Павел Крашенинников считает «оправданным и своевременным» шагом.

Эту позицию разделяет и экс-советник председателя Конституционного суда, доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский. В беседе с корреспондентом «Свободной прессы» эксперт обосновал, почему с хулиганами необходимо бороться серьезно.

— Проблема эта зародилась еще в 2003 году, когда на первой волне либерализации уголовного законодательства изуродовали статью о хулиганстве, когда ответственность за подобные деяния фактически стала административной. Только если последствия считались опасными для общества, к примеру, был причинен вред здоровью человека или совершено разбойное нападение с применением оружия, хулигану инкриминировалась уголовная статья.

«СП»: — То есть, по вашему мнению, необходимо ужесточить наказание для хулиганов?

— Безусловно. Я могу это только поддержать, потому что криминологи давно установили закономерность: усиление борьбы с хулиганством — уголовно-правовое, административно-правовое — снижает количество тяжких насильственных преступлений. Что касается воздушного, железнодорожного и водного транспорта, то тут это надо было сделать давно. Мы все чаще слышим, как всякие мерзавцы устраивают дебоши в самолетах, оскорбляют и избивают пассажиров и бортпроводников, но никакой ответственности за это практически не несут. В любой авиакомпании могут привести массу примеров, когда членам экипажей приходилось утихомиривать в воздухе дебоширов, действия которых могли привести к аварии и гибели людей. Или когда пьяная толпа наших туристов на высоте в несколько тысяч метров начинает раскачивать самолет, как это назвать? Терроризмом? Нельзя — умысел у них не тот, однако последствия только могут быть похожими. Конечно, все виды транспорта должны быть одинаково защищены, поэтому уверен, что данный законопроект необходим.

«СП»: — Но кто будет контролировать? У нас и сейчас есть транспортная милиции, но в подмосковных электричках днем с огнем не найдешь ни одного стража порядка?

— Это уже вопрос к руководству нашего МВД: зачем они ликвидировали 20 линейных управлений транспортной милиции и сократили численность личного состава? Они оставили сумасшедший управленческий аппарат, а аппараты рабочие, которые должны реально бороться с преступностью и административными правонарушениями сократили, особенно на транспорте. Вспомните недавнюю историю, когда президент Медведев приехал на Киевский вокзал и не встретил там ни одного

милиционера, — это как раз результат того безумного сокращения, которое провел Нургалиев и все руководство МВД.

«СП»: — А не превратится ли новая мера в еще один способ шантажа?

— Какого шантажа, что вы? У нас хулиганство просто небывалых размеров достигло. Подобное в нашей истории уже было: в 60-е годы хулиганские группировки бесчинствовали во многих городах и превратились в настоящую угрозу для общественной безопасности. Хрущевская гуманизация уголовной системы чуть было не довела страну до криминального беспредела. Потом, уже при Брежневе, в июле 1966-го, вышел указ Верховного совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство»: он тогда нанес удар по хулиганству, и сразу преступность снизилась вдвое. Как только хулиганам стали бить по голове уголовно-правовыми мерами, как только их стали реально сажать в тюрьму, пошла на убыль и статистика тяжких преступлений — убийств, изнасилований, разбойных нападений. Потому что сегодня он просто хулиган, а завтра — бандит и убийца.

Начальник службы организации пассажирских перевозок авиакомпании «Трансаэро» Ирина Фролова также убеждена в своевременности новых предложений депутатов.

«Безусловно, принимать какие-то меры нужно, потому что безумств в воздухе становится все больше. А у нас сейчас фактически нет реального механизма для борьбы с такими пассажирами. Любой подобный случай влечет за собой, как правило, массу судебных разбирательств, в которых перевозчики почему-то должны доказывать правомерность своих действий. Иностранные компании, например, вообще никогда ничего никому не доказывают, да и штрафы там за хулиганство в воздухе не соизмеримы с нашими — до нескольких тысяч долларов или евро», — рассказала она «СП».

По словам представителя авиакомпании, «хулиганские выходки опасны на любом транспорте, но в таком замкнутом пространстве как самолет, они создают реальную угрозу для безопасности десятков и даже сотен людей». В дополнение к депутатскому законопроекту Ирина Фролова предложила предоставить авиаперевозчикам возможность снимать потенциально опасных пассажиров с рейса еще до того как они попадут в самолет.

Впрочем, не все так однозначно. Член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко скептически относится к инициативе парламентариев.

«Штраф — это хорошее дело. Только кто будет его налагать? Штраф должен назначаться судом, а в суд человек не пойдет. Потому что эта процедура не до конца понятна россиянам. В Америке штраф сразу „приходит“ к вам домой. Там зафиксированы карты и счета людей. У нас ничего нигде не зафиксировано. Москвичам даже за превышение скорости штрафы не приходят, хотя на дорогах столицы были установлены камеры, и власти грозились рассылать штрафы по почте», — приводит мнение эксперта интернет-портал «Особая буква».

По мнению Шевченко, прежде чем ужесточать наказания по отношению к пассажирам, необходимо установить дисциплину и внутренний порядок в тех структурах, которые отвечают за безопасность на транспорте.

Последние новости
Цитаты
Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Андрей Манойло

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня