Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 февраля 2009 15:17

Святой Валентин защищает всех — неважно, в кого они верят

Представители разных конфессий о праздновании дня всех влюбленных 14 февраля

338

Этот праздник не внесен в сетку государственных календарных торжеств, но от этого не стал менее популярным. Праздновать его обычно начинают подрастающие дети в школе — признаваться в любви, дарить друг другу крошечные сердечки-валентинки с признаниями в нежных чувствах.

Дети растут, становятся взрослыми, девушками и парнями, женщинами и мужчинами, но праздник этот обычно отмечать не перестают — влюбленные обмениваются поздравлениями и подарками, весело и романтично проводят время… Особую популярность этот праздник приобрел в постперестроечной России, а сейчас его празднование получило столь широкий размах, что стало превращаться прямо-таки в коммерческий культ.

Кто же такой этот загадочный Валентин, именем которого назван праздник? Поскольку он жил очень давно, сведения о нем противоречивы. Он родился в III веке до н. э. в городе Терни Римской империи, был христианином, со временем получил сан епископа Тернии. Когда он был молод — помогал юным влюбленным открыть друг другу свои чувства и наладить отношения, помогал им писать письма с любовными признаниями, помогал помириться тем, кто поссорился. Он даже дарил цветы молодым супругам! А позже святой Валентин попал в тюрьму за то, что тайно венчал римских легионеров, которым император Юлий Клавдий запрещал влюбляться и жениться. Легенда рассказывает, что когда Валентин сидел в тюрьме, то полюбил слепую дочь палача и по его молитве девушка прозрела. А другая гласит, что все было не так — сначала святого Валентина просили исцелить несчастную девушку, и он вылечил ее, а потом уже она полюбила священника. Перед казнью он написал девушке прощальное письмо и подписался «Твой Валентин». По странной случайности дата казни Валентина совпала с праздником в честь римской богини Юноны — покровительницы любви. С этого дня в Риме начиналась весна.

Но все это легенды и предания. Из них ясно одно — святой Валентин был человек необычный и незаурядный, покровитель влюбленных и супругов, которым во все времена и у всех народов часто не хватало поддержки. Именно поэтому праздник имени святого Валентина так распространился в России. Потому что любовь — дело сугубо личное, часто приходится надеяться лишь на помощь свыше. В России живут представители разных конфессий, которые тем не менее рады празднику. Поэтому мы решили обратиться и к духовным лицам, и просто к представителям разных религий, самых распространенных в России. Чтобы узнать, как они относятся к этому празднику.


Мнение Сергея Кштони, директора буддийского ретритного центра Дзогчен Общины «Кунпенлинг»:

"СП": — У нас сейчас наступает праздник День святого Валентина. Скажите пожалуйста, как относится к этому празднику буддийская традиция? Нужен он, не нужен, празднуют его буддисты, не празднуют?

— Современные буддисты не видят противоречия с социумом, нет конфликта. Не абстрагируются от социального. Нет такого мнения, что мы буддисты, мы не будем. Есть ортодоксальные буддисты, которые может быть, и могут так сказать — мы буддисты, нам это все равно. Но, в основном, современные буддисты не отрицают социум и все, что в нем происходит, в том числе и День святого Валентина.

«СП»: — Буддизм в традиционном понимании отвергает мирские радости, стремится к отсечению привязанностей. Нет здесь противоречия с Днем святого Валентина? Ведь это праздник, который акцентирует чувство влюбленности.

— Нет, буддизм бывает очень разный. Есть школы, которые действительно основаны на идее отречении от мирских радостей. Эти школы не так уж и многочисленны. В буддизме вообще много направлений. Я и многие другие в России сейчас практикуют тибетский буддизм. Современные буддисты не ощущают необходимости в отречении от мира. Они принимают полностью все свои эмоции, переживания, всякие такие вещи, пользуются своим опытом, чтобы продвигаться на пути. Ничего не отрицают.

«СП»: — То есть влюбленность между мужчиной и женщиной не отрицается?

— Без проблем. Даже мужчины с мужчиной.

«СП»: — Даже так?

— Вам, возможно, стоит поговорить с более традиционными буддистами. И их точка зрения может быть совершенно другой. Есть более ортодоксальные буддисты — бурятские, калмыцкие. Моя точка зрения типична для большинства российских буддистов.


Мнение отца Александра Борисова — настоятеля Храма Космы и Дамиана:

«СП»: — У нас в России обычно очень широко празднуется День Влюбленных, День Святого Валентина. Большинство россиян считают себя православными, и все же как-то празднуют этот день. Хотя считается, что корни его католические. Как Православная церковь к этому дню относится?

— Это какой-то придуманный праздник. Он не имеет никакого отношения к Православной церкви. Примерно, как и Хеллоуин. Мне ничего не хотелось бы об этом говорить, вы уж меня простите.


Мнение Алексея Ана, координатора совместного католико-православного проекта «Духовная библиотека»:

«СП»: — В России обычно широко празднуется День святого Валентина. Считается, что корни этого праздника — католические. Расскажите, как принято праздновать этот день в католической традиции!

— Дело в том, что в католической традиции как-то широко этот праздник не празднуется, так как он празднуется в обычном понимании. Служится торжественная месса, по православному это называется «служба». Служба, посвященная этому конкретному святому.

«СП»: — А чем такой выдающийся этот святой?

— Дело в том, что среди других святых этот святой не самый почитаемый в католической традиции. Его почитают далеко не так, как святого Франциска, или Святого Николая, или Святую Марию, Матерь Божью.

«СП»: — А чем он все-таки знаменит? Почему так почитают его?

— Его особенно никто не почитает. В принципе, этот праздник — не как святого, а именно как праздник Святого Валентина, если вы вернетесь к истории, задуман всякими торговцами, чтобы повысить продажи всяких подарков в такой глухой период посленовогодний. Это примерно совпадает с советским 8 марта и 23 февраля. Для оживления торговли, только и всего.


Мнение Гульнур Газеевой, пресс-секретаря Духовного Управления Мусульман Европейской части России:

«СП»: — У нас в России широко празднуется День Влюбленных, День Святого Валентина. Скажите, какое отношение к этому празднику у мусульман, не идет этот праздник вразрез с принципами ислама?

— Мусульмане верующие не воспринимают этот праздник ни как религиозный, ни как светский, поскольку он изначально пришел к нам из католицизма и привнесен в российскую современныю культуру. Отношение как к легкому симинутному, для молодежи. Он не осуждается, он не может быть осужден. Но как праздник мы его не признаем, не осуждая возможность для людей сделать друг другу подарки, какие-то добрые признания.

«СП»: — Мусульмане не празднуют этот праздник? Но он и не осуждается?

— Если он в рамках добрых человеческих отношений. Любой праздник, празднующийся в рамках общечеловеческих гуманитарных ценностей, мы не осуждаем.


Мнение Андрея Глоцера, пресс-секретаря главного раввина России Бен Лазара:

«СП»: — Как иудаизм относится к празднованию Дня Влюбленных, не нарушает ли этот праздник принципов иудаизма?

— Иудаизм к Дню Святого Валентина не имеет никакого отношения. У иудеев нет такого святого. Мы к нему вообще никак не относимся. Не имеем отношения к этому празднику.

«СП»: — Но запрета нет праздновать этот праздник, или есть?

— У нас запрета как такового не существует. У нас есть праздники, которые мы празднуем, которые мы не празднуем. Иудеи не празднуют Рождество, они не празднуют Куйрам Байрам. Как минимум, мусульмане не празднуют, скажем, Хануку или Пуджру. Соответственно, этот праздник как бы католический. Он стал популярным среди молодежи. А вопрос, как люди празднуют этот день — скорее не к конфессиям, а к простым гражданам.


Мнение диакона Андрей Кураева, светского и церковного учёного, известного православного богослова, проповедника и автора многочисленных книг (Отец Андрей не захотел ничего говорить по телефону, но разрешил привести в качестве своего мнения по поводу празднования православными Дня святого Валентина отрывок из своей книги «Ответы молодым»):

…Сейчас идут дискуссии о том, как относиться ко дню святого Валентина. Я как-то высказал идею о том, что если что-то плохо лежит, то это надо брать. Надо просто воцерковлять, приватизировать этот праздник, говорить: это наш праздник, наш святой, а потому давайте все в этот день молиться святому Валентину об умножении любви… В ответ же один батюшка мне так мудро отвечает: «Отец Андрей! Вы путаете понятия: любовь — это одно, а влюбленность — другое. Святой Валентин — покровитель влюбленных». Ну, полагаю, что если я эти состояния путаю, то скорее всего вместе со всей молодежью (а значит, уж с нею-то мы в таком случае говорим на одном языке). Во-вторых, проповедь священника в этот день к пришедшим в храм «влюбленным» могла бы говорить как раз о любви…

Но с точки зрения аскетики, древней церковной книжности, и в самом деле трудно было бы сказать хоть что-то доброе о влюбленности. У отцов (вспомните среди них хоть одного семейного и многодетного священника и при этом не мученика!) вообще трудно найти советы о семейной жизни, а уж тем более о времени брачного ухаживания. Отцы Церкви о влюбленности молчали, а пары тем не менее составлялись. И получали благословение Церкви.

В церковной среде как только заговоришь о покровителе влюбленных, сразу слышишь: «А у нас есть Петр и Феврония». Я сам когда-то имел неосторожность эту идею выдвинуть, пока не прочитал всерьез их житие. Да какая же там влюбленность?! Они вместе спасаются, акафисты читают. Об их супружеской любви друг ко другу в житии просто нет ни слова! Они «любили чистоту и целомудрие», но не друг друга. Подчеркнутое житийное напоминание о том, что и в браке они жили целомудренно, отсутствие каких бы то ни было упоминаний об их детях склоняет к мысли, что брак их был «белым»… Есть еще фольклорная повесть о Петре и Февронии — там побольше влюбленности, но все равно мало.

Также читайте в новостях:

Мир празднует День влюбленных — Svpressa.ru, 14.02.2009 г.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня