Каждый пятый рубль, выделенный страной на перевооружение армии и флота, разворовывается. Таковы подсчеты заместителя Генпрокурора — Главного военного прокурора Сергея Фридинского. Поскольку на переоснащение Вооруженных сил РФ решено до 2020 года выделить 20 триллионов рублей, то несложные подсчеты показывают, что в ближайшее десятилетие ушлые дельцы в российской оборонке неправедно рассуют по карманам не менее 4 триллионов рублей (чуть меньше 150 миллиардов (!) долларов).
Методы грабежа тут достаточно разнообразны: подлоги и фиктивные акты на якобы выполненные работы, пресловутые «откаты». Судя по словам Фридинского, никто ничего особо и не боится. Тащат, не таясь. К примеру, Сарапульский радиозавод в Удмуртии получил от Минобороны в прошлом году 120 миллионов рублей. И тут же 80% этой суммы приспособил на далекие от военных целей нужды. В результате продукция, которые войска ожидали в 2009 году, дошла до них лишь в конце 2010-го. Точно также поступили со средствами гособоронзаказа на Курганском машиностроительном заводе.
Но это лишь часть безобразий, выявленных в этой отрасли военными прокурорами. Просто не поставить заказанные и давно оплаченные оружие и технику в войска — это не самая большая беда. Хуже, когда летчики получает от промышленности заведомо негодные самолеты и вертолеты, а моряки — опасные для их жизней корабли. Такое у нас тоже сплошь и рядом. По словам Фридинского, буквально на днях подобный случай органами военной прокуратуры выявлен на одном из авиаремонтных заводов. Там с ведома генерального директора на самолеты ставили контрафактные детали и механизмы. Выслужившие свой срок запчасти слегка приводили в божеский вид и ставили на боевые машины. Технические документы подделывали. Всего таким образом сперли 90 тысяч рублей.
Теперь, наверное, ушлого гендиректора авиаремонтного предприятия посадят. Но многое ли это изменит? Вспомните недавнее прошлое. В 2009 году репутации России как надежного экспортера оружия на мировом рынке был нанесен колоссальный ущерб. Алжир вернул нам уже поставленные в эту страну 15 вроде бы новеньких истребителей МиГ-29. Как выяснилось, на тех МиГах тоже стояли контрафактные детали. Их поставляла подмосковная контора «Авиаремснаб». Брали старье, переклеивали маркировки, ляпали поддельные паспорта и ставили на боевые машины.
В мае 2009 года за это мошенничество Савеловский райсуд Москвы приговорил гендиректора «Авиаремснаба» Мусаила Исмаилова и его заместителя Александра Кутумова к пяти годам и шести месяцам лишения свободы каждого. И что? А ничего. Выдавать авиахлам за только что сошедшее с конвейера последнее достижение отечественной оборонной промышленности продолжают, убедительно сообщает нам и сегодня Главный военный прокурор.
Вот это самое страшное и есть: отдельные жулики отправляются за решетку, а по большому счету с перевооружением армии и флота не меняется ни-че-го. Если полистать предыдущие доклады Фридинского по поводу выполнения гособоронзаказа, то можно убедиться, что у них вообще меняются лишь цифры и фамилии злодеев.
Вот, скажем, что Фридинский рассказывал нам год назад. В 2009-м бесследно растворились 3 миллиарда рублей, выделенных на создание нового оружия и техники. Между прочим, вдвое больше, чем годом ранее. Что изменилось в 2010-м? Оборонка сперла из российского бюджета еще больше. В итоге, выплатив все сполна, Минобороны получило едва треть от заказанных образцов оружия и техники.
Осерчавший президент России Дмитрий Медведев на недавнем высоком совещании по этому поводу, грозно глядя на собравшихся, зловеще намекнул: «Во времена оные уже половина присутствующих занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе».
Как водится, в аппарате отвечающего за оборонную промышленность первого вице-премьера Сергея Иванова, тут же родился список показательно выпоротых и снятых с должностей генералов, адмиралов и генеральных директоров. Больше не поменялось ничего. Сам первый вице-премьер Иванов, предводительствующий при этом всероссийском безобразии, неприятностей избежал. Поэтому ведомству господина Фридинского безработица точно не грозит.
О том, к чему дело идет, недавно неожиданно красочно предупредил бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, а ныне заместитель секретаря Совета безопасности России генерал армии Юрий Балуевский: «Если мы, уважаемые друзья, в самое ближайшее время не предпримем кардинальных мер, Российская армия превратится в охрану Папы римского. На вид красиво, но ни для кого не опасно. Хотим мы охраны Папы римского? По существу я не хочу, мои коллеги тоже не хотят…»
Сложившуюся ситуацию обозреватель «Свободной прессы» обсудил с первым вице-президентом академии геополитических наук, доктором военных наук, капитаном 1 ранга запаса Константином Сивковым.
«СП»: — Константин Валентинович, как выяснилось, в оборонке крадут каждый пятый выделенный на перевооружение рубль. Это что, самая криминализированная отрасль? В других лучше?
— Нет, конечно. За оборонкой еще хоть как-то следят. На прочих заводах набивают карманы еще увлеченней.
«СП»: — Тем не менее, и здесь цифры выглядят ужасающе. Почему?
— Многое исходит от руководства — от коррумпированного и некомпетентного Министерства обороны. С ними же директора делятся. А о том, насколько в ведомстве Сердюкова беззастенчиво транжирят деньги, говорит такой факт. Слышали про фирму «ФиС»?
"СП": — Что-то не припомню.
— Ей теперь поручено обслуживать здание Генштаба и Академию Генерального штаба. То есть, делать то, что раньше делала военная комендатура. Так вот, после того, как комендатуру расформировали, а деньги вручили названной фирме, расходы выросли на порядок.
«СП»: — Любопытно, но это все же не оборонка.
— Ну, так в оборонке происходит то же самое. Я двенадцать с половиной лет прослужил в Генштабе. И точно знаю, что сорван не только гособоронзаказ прошлого года. За годы моей службы ни разу он выполнен не был. Почему? Когда-то мешал недостаток средств. Теперь денег с избытком, а все равно ничего не получается. И не получится, пока в Минобороны будут сидеть эти люди. Они не в состоянии не только контролировать выполнение собственных заказов. Даже грамотно сформулировать военно-техническую политику не могут. Поэтому мы то работаем над разработкой прекрасного танка Т-95, то, затратив на него миллиарды, решаем, что он вообще нам не нужен и сворачиваем проект. Вы вспомните, кто и как раньше руководил производством оружия? Маршал ракетных войск Неделин лично присутствовал на всех испытаниях ракетного оружия. Знал каждого директора и конструктора. Что при нем можно было украсть? А сегодняшние так называемые эффективные менеджеры Сердюкова — что они вообще знают о том, как делается оружие?
«СП»: — Что скажете про недавний погром в оборонке и в Минобороны, который президент Медведев произвел, обнаружив провал гособоронзаказа в 2010 году?
— Наверное, Медведев хотел, чтобы это выглядело как грозный рык. Получился писк. Опять же, давайте вспомним, как было раньше. Например, Сталин не только лично знал главных конструкторов и директоров оборонных предприятий. Он лично определял сроки изготовления новых самолетов и танков. Во время войны сам решал куда и какой завод эвакуировать. За счет его воли экономика быстро перестроилась на военные рельсы и смогла обеспечить армию первоклассным вооружением. Это ж не только оттого, что работяги трудились, как проклятые. Организация была высочайшая. Разве Медведев способен хоть на что-нибудь подобное? Поэтому погром, о котором вы говорите, ничего не изменит. Предвыборная игра на публику, и больше ничего.