Это очередная бестолковщина военных или детектив, рожденный с неизвестной пока целью. Вначале информационные агентства со ссылкой на Министерство обороны РФ сообщили, что 20 мая атомная подводная лодка Северного флота «Екатеринбург» из акватории Белого моря произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ-2 «Синева» по боевому полю Кура на Камчатке. Судя по всему, это известие никого особенно не заинтересовало. Ракета «Синева» стоит на вооружении ВМФ России с 2007 года и летает неизменно успешно. Прошло три дня. Внезапно 23 мая пришло сообщение из Миасса Челябинской области, которое все поставило с головы на ноги. Оказывается, «Екатеринбург» отстрелялся вовсе не «Синевой». С его борта впервые стартовало новое стратегическое оружие России — межконтинентальная баллистическая ракета «Лайнер», разработанная в Государственном ракетном центре (ГРЦ) имени Макеева (Миасс).
Если так, то это большая победа нашей оборонки. Не так часто российские Вооруженные силы вообще получают что-то новое, а уж стратегическое оружие и подавно. О «Лайнере» бы трубить на всех углах. Хотя бы затем, чтобы доказать, мы все же окончательно не утратили способность делать нечто высокотехнологичное для собственной обороны. А то ведь на фоне хронических многолетних неудач с испытаниями подобной же ракеты «Булава» многие стали сомневаться. Но — странное дело. Никто и ни в какую не хочет рассказать общественности о загадочной ракете «Лайнер». Ни в военном ведомстве, ни в ГРЦ имени Макеева, куда дозвонился обозреватель «Свободной прессы», не были готовы добавить к официальному сообщению ни слова. Пришлось поднимать экспертов и проводить собственные изыскания.
Если обобщить, мнение большинства наших собеседников сводились к тому, что «Лайнер» — это, скорее всего, глубокая модернизация все той же «Синевы». На это указывает и тот факт, что «Лайнер» изготовили на Красноярском машиностроительном заводе. Том самом, который давно исправно клепает «Синеву». Вряд ли там успели поставить поточную линию для чего-то абсолютно новенького.
Почему взялись за новую ракету? А вот это, видимо, самое интересное. Очень похоже, что на перспективах твердотопливной ракеты «Булава», с которой Московский институт теплотехники (МИТ) мучается с 1997 года, поставлен крест.
Для тех немногих, кто не в курсе: «Булава» — это инициированная бывшим министром обороны Игорем Сергеевым и бывшим генеральным директором МИТа академиком Юрием Соломоновым попытка создать унифицированную межконтинентальную баллистическую ракету на базе сухопутного твердотопливного «Тополя». В случае успеха это действительно позволило бы стране значительно сэкономить. Однако вся сложность заключалась в том, что все три предыдущих поколения ракет для подводных лодок были жидкостными. И сконструировали их именно в ГРЦ имени Макеева. За чем же дело стало? Макеевцев объявили неспособными к работе в новых условиях и от работы над «Булавой» отстранили. Всю тяжесть задачи самоуверенно принял на себя академик Соломонов. Ну, а с ней, естественно, и миллиарды рублей гособоронзаказа.
Итог кипучей деятельности академика: на сегодня из 14 испытательных пусков «Булавы» успешными оказалась ровно половина. При всем желании ракету принимать на вооружение нельзя. А у причала с пустыми шахтами давно стоит первый атомный ракетный крейсер проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий», самым грозным оружием которого является пистолет Макарова его командира. Под градом критических стрел Соломонов оставил пост гендиректора МИТа и сосредоточился исключительно на конструкторских задачах. Испытания обещано продолжать в нынешнем году, но даже это сделано как-то подозрительно. Дескать, вот к июлю лед в Белом море сойдет, тогда и стрельнем в пятнадцатый раз. Однако если заглянуть в лоцию, выяснится, что даже и сейчас в тех краях давно нет сплошного ледового покрова. Да и как лед может считаться препятствием для пусков, которые, главным образом, из Арктики и производятся? Значит, все же не лютые холода мешают испытаниям?
Пока длятся эти адовы муки московских конструкторов, миасский ГРЦ имени Макеева самым блестящим образом доказал свою дееспособность. И к 2007 году выдал морякам ту самую «Синеву», которая еще хоть как-то позволяет считаться флоту России ракетно-ядерным. Он, конечно, жидкостная, но отлично проявила себя на немногих оставшихся в строю наших ракетоносцах проекта 667БДРМ, к числу которых относится и упомянутый «Екатеринбург».
Чем миассцы занимаются с 2007 года? Не исключено, что пытаются грудью закрыть пробоину, образовавшуюся после бесконечных неудач с «Булавой». Некоторое время назад в прессе промелькнуло сообщение, что в ГРЦ имени Макеева приступили к разработке собственного оружия для крейсеров проекта 955. Идея с твердотопливной ракетой отброшена, новое изделие пытаются создать на базе все той же надежной «Синевы». Будущая ракета, вроде бы, получила название Р-29РМУ3 (шифр «Синева-2»).
Но если действительно на «Булаве» ставить крест, а на «Юрий Долгорукий» — жидкостные ракеты, то дорогостоящая переделка корабля неизбежна. Все же «Булава» предполагалась значительно меньшего размера. Тогда единственное, что остается — постараться минимизировать объем предстоящих работ. И, как следствие, денежных затрат, которые, правда, все равно обещают быть колоссальными.
По слухам, в Миассе предложили такой вариант: несколько увеличить диаметры первой и второй ступеней, зато уменьшить длину. Двигатели первой и второй ступеней, а также третья ступень, совмещенная с боевой ступенью ракеты, могут быть заимствованы с ракеты Р-29РМУ2, а бортовая система управления — с Р-29РМУ2, или с «Булавы». Предполагаемая стартовая масса ракеты — 41 тонна, что соответствует стартовой массе «Синевы». В качестве оснащения Р-29РМУ3 предлагается восемь боевых блоков малого класса мощности ЗГ-32 со средствами преодоления противоракетной обороны или четыре новых боевых блока среднего класса. При этом максимально будет использована корабельная система без изменения корпусных конструкций подводной лодки и без установки дополнительных цистерн.
Очень возможно, что Р-29РМУ3 — это и есть загадочный «Лайнер». Своими предположениями обозреватель «Свободной прессы» поделился с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: — Александр Анатольевич, вы располагаете хоть какими-то сведениями о новом «Лайнере»?
— Как и вы, первый раз о нем слышу.
«СП»: — Вам не кажется, что молчание Минобороны по этому поводу просто поразительно. Если создали новое оружие и оно с первого раза успешно полетело, об этом надо трубить, как о большой победе. А если по какой-либо причине рассказывать о новой ракете преждевременно, тогда вообще зачем через три дня после пуска объявлять, что стартовала не всем известная «Синева», а некий «Лайнер»?
— Честно говоря, мне тоже это кажется полным бредом.
«СП»: — Тогда нам остается только гадать. Например, вот над чем. Появились сообщения неких неназванных экспертов, что проект «Лайнер» — это попытка хоть как-то попытаться спасти ситуацию с «Булавой». Та, как известно, ни в какую стабильно летать не хочет. Может быть, даже отцу «Булавы» академику Юрию Соломонову уже понятно, что его проект провалился окончательно и теперь руководству страны приходится срочно соображать, чем заменить «Булаву». В итоге родился некий «Лайнер».
— Я вообще с самого начала был убежден, что «Булава» и не полетит. За ее разработку взялись люди, которые ничего не понимают в ракетах с подводным стартом. Не привлекли ни единого флотского баллистика. В итоге — катастрофа, масштабы которой еще до конца не ясны. Угроблены миллиарды, годы, а с ними самая устойчивая составляющая ядерной триады России.
«СП»: — Ну, не совсем угроблена. «Синева» и шесть подводных ракетоносцев под нее все же у нас еще есть.
— Да, но самому молодому из этих кораблей уже два десятилетия. Сколько они еще прослужат? А в Северодвинске у причала давно стоит новый атомный подводный ракетный крейсер проекта 955 «Юрий Долгорукий», спроектированный именно под «Булаву». На стапелях заложены еще два таких корабля. Если «Булаву» не доведут до ума, вооружать их нечем. «Синева» в их шахты просто не влезет, поскольку жидкостная и потому значительно больших размеров.
«СП»: — Так может быть, для того и рожден «Лайнер»? Если наши предположения верны — чуть большего диаметра, чем «Синева», зато значительно короче ее. Понятно, что ракетные шахты крейсеров 955 проекта все равно придется переделывать хотя бы потому, что в таком случае необходимы системы орошения, обязательные для значительно более пожароопасных жидкостных ракет. Это, конечно, дополнительные затраты, но все же лучше, чем ничего.
— Я мог бы согласиться с вами, но одно мешает: как тогда «Лайнер» влез в шахту «Екатеринбурга», сконструированную все же под «Синеву»?
"СП": — Остается допустить, что и эту шахту уже переделали.