Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
5 июня 2011 10:44

Куда поскачут всадники с шашками

Семь миллионов россиян, считающих себя казаками, ищут достойное место в российском обществе

56

В Культурно-просветительском центре Московского Патриархата проходят торжества по случаю пятой годовщины организации Культурно-просветительской инициативы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой составляют представители российского казачества. На праздничном вечере «Маршрутами «Похода» побывал корреспондент «СП», который попытался выяснить, куда держат путь современные казаки.

Исторический экскурс

На Дону и Кубани, в Сибири и Забайкалье, на Урале и Уссури нынче можно встретить необычного вида людей, словно явившихся в наше пестрое и бурное сегодня из дальнего далека. В черкесках и бурках, кубанках и папахах, нередко — на конях они гордо шествуют по улицам бывших казачьих городов и станиц, собирают митинги и сходы, на которых звучат подернутые забвением слова: курень, атаман, хорунжий, Рада, Круг, община… А иногда и просто гарцуют «верхи», демонстрируя удаль, будто стремясь доказать кому-то: жив и неистребим казачий дух. Остановится прохожий, проводит их взглядом, пожмет плечами: кто эти всадники? Зачем примчались из невозвратного прошлого? Куда скачут?

Хотя слово «казак» тюркского происхождения («вольный всадник», «молодец», «удалец»), явление, стоящее за ним, — чисто российское, присущее только нашей стране. Небезынтересно напомнить, что былинный богатырь Илья Муромец — казацкого роду. Атаманами были Пугачев, Ермак, Разин, Булавин… Из более близкого прошлого известны такие казачьи фамилии, как Миронов, Кочубей, Пархоменко.

Несколько веков тому назад казацкие общины стали по сути реализованным на практике стремлением народных масс строить свою жизнь на излюбленных началах равенства и самоуправления, не нашедших осуществления в общих государственных порядках. На окраины Руси, «на вольницу», стекались беглые крестьяне, люд других сословий, пополняя жившие там издревле свободолюбивые многонациональные сообщества (когда и как они сформировались, до сих пор еще до конца не выяснено исторической наукой). Устройство казацких общин, говоря современным языком, было демократическим: общее владение земельными угодьями, равенство всех членов общины между собой, управление через выбираемых на определенный срок, подлежащих отчету перед общиной атаманов.

Исторически сложилось так, что казачество, с одной стороны, было крепким и надежным буфером, прикрывающим Россию от набегов и войн, с другой стороны — постоянной «народной оппозицией» деспотической власти набирающего силу государства. Поэтому все великие князья и самодержцы всегда стремились укрепить его первое качество и свести на нет второе. Действовали, как водится, и кнутом, и пряником. Жестоко подавлялись восстания и бунты. Дважды уничтожалась, вновь самовозрождаясь, Запорожская Сечь — самое первое казачье объединение, оформившееся в организационном и военном отношении почти полтысячелетия тому назад. Одновременно совершенствовалась система привилегий за службу царю, что постепенно приручало казачество. К началу прошлого века оно выкристаллизовалось в военное сословие, обладающее особыми правами и преимуществами. Главным из них была земля. Казачьи наделы в несколько раз превышали крестьянские — не менее 30 десятин на душу мужского пола. Казаки освобождались от уплаты государственных налогов, в том числе и поземельных.

Их войска были, что называется, легки на подъем. Казак имел собственную лошадь, собственное обмундирование, снаряжение, амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие. Храбрый, с традиционно высоким чувством патриотического долга воин! Казачьи войска участвовали во всех войнах России XVII—XX веков. Широко известны их подвиги в Семилетней войне 1756—1763 годов, Отечественной войне 1812 года, Крымской войне 1853—1856 годов, русско-турецких войнах.

К началу первой мировой войны казачье население составляло около 4,5 миллиона человек. Они представляли Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское войска. Почти 300 тысяч воинов поставили они в тот период фронту.

Расколотые революцией

О судьбе казачества после октября 1917 года — разговор особый и сложный. Оно, как и весь наш народ, было расколото революцией, гражданской войной на две враждующие части. С одной стороны, в составе РККА действовало 8 кавалерийских дивизий Червоного казачества. С другой — тысячи и тысячи казаков влились в белогвардейские армии. По данным некоторых историков, 65 тысяч белоказаков эмигрировали за рубеж, спасаясь от Красной армии. Значит, воевало против нее значительно больше.

В январе 1919 года оргбюро ЦК РКП (б) приняло секретную директиву об отношении к казачеству. Это было началом политики, получившей в народе название «расказачивания». Ее основные результаты — истребление большой части казаков в 1919—1920 годах, упразднение в 1920 году казачества как сословия, существенные ограничения для службы его представителей в РККА, массовые выселения в Сибирь и период коллективизации. В короткий исторический период с лица русской земли была по сути дела стерта многочисленная этническая группа со своей многовековой историей, социальной организацией, культурой, традициями.

Но так же, как закатанное под асфальт семя в стремлении к жизни пробивает ростком, казалось бы, непреодолимую преграду, не мог не восстать из небытия и казачий дух. Не могла умереть память народная, закодированная в казачьих песнях, обрядах, традициях. «Тихий Дон» Шолохова, «Даурия» Седых, другие многочисленные, большие и маленькие, ростки этого семени делали свое дело. В 1936 году были отменены ограничения для воинской службы выходцев из казацкого сословия. Когда же над страной нависла угроза войны, высокий боевой дух, традиции воинской доблести казачества вновь потребовались Отечеству — началось формирование соединений из его представителей. На фронтах Великой Отечественной сражались шесть казачьих кавалерийских дивизий, два кав. корпуса — Донской и Кубанский, три кавалерийских полка, другие части и подразделения. Всем казачьим соединениям присвоено звание гвардейских, десятки их представителей стали Героями Советского Союза.

Возрождение — ради чего?

Перестроечные процессы конца 80-х годов прошлого века с новой силой всколыхнули казачью память. В июне 1990 года собрался учредительный Большой Круг Союза казаков.

Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов», в котором нашлось место и казачеству. Правда, первоначально оно не было внесено в проект, и Союз казаков организовал пикетирование у входа в здание, где проходило заседание российского парламента, — эта мера подействовала.

Возрождение казачества всколыхнуло сотни тысяч людей. Это реальная сила, которая сегодня в одиннадцати областях исторического проживания казаков организована в союзы. И вопрос, куда она будет направлена, волнует многих. Понятно, что это движение стало объектом пристального интереса различных партий и течений. Нередко стремление к возрождению используется в неких идеологических целях, а также людьми, так сказать, примазавшимися к движению. Этот аспект, на мой взгляд, достаточно полно отражен в письме совета стариков атаману Кубанской казачьей Рады: «Среди некоторой части казаков (особенно это характерно для городского казачьего клуба) получили хождение настроения, не связанные с возрождением казачества, а направленные на романтизацию белогвардейщины, создание культа Корнилова, Шкуро и пропаганды их среди казачьей молодежи. Серьезные опасения вызывает страсть некоторых руководителей городского казачьего клуба к демонстрации казачьей формы где попало, к присвоению самим себе высоких казачьих чинов… в глазах общественности обилие скороспелых казачьих офицеров рождает ироническое отношение к идее возрождения и вредит этой идее. Необходимо как можно более четко определить для казачества цели и задачи нашего возрождения, отмежеваться от политиканов любого уровня, ликвидировать контакты, способные скомпрометировать казачество».

Что это за сила?

В настоящее время в России действует 11 войсковых казачьих обществ-войск. За последние 10 лет количество людей, причисляющих себя к казакам, увеличилось в пять раз. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 140 028 казаков, из них 95,5% — в Южном федеральном округе. Абсолютным лидером здесь является Ростовская область, там живёт 62,5% казаков России. Значительную часть казаков приняли у себя Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края — 14,7, 12,5 и 2,8% соответственно. Сегодня официально зарегистрировано 720 тысяч реестровых казаков, еще 80 тысяч состоят в общественных казачьих организациях, а всего около 7 миллионов человек причисляют себя к казачьему роду, чтят традиции и уклад.

Главное — высокий боевой дух

Обо всех затронутых выше проблемах мы на праздничном вечере КПИ «ПоходЪ» побеседовали с атаманом этой казачьей организации, членом Геральдического совета при Президенте РФ Олегом Крюковым и председателем правления КПИ Петром Ткаченко. Вот суть их позиции.

Всесторонне рассматривая казачье движение, необходимо в первую очередь учитывать следующее обстоятельство. Скажем так, недоброжелатели из-за рубежа, да и у нас в стране с самого начала развили против возрождающегося казачества деятельность по таким направлениям. Во-первых, раскол его изнутри по мотивам, кто чьего деда убил, или разделения по партиям; во-вторых, осуществляются попытки поссорить казачество с местными властями угрозами о создании параллельных структур власти и вытекающими отсюда последствиями; в-третьих, провоцирование противостояния между казаками и инородцами, десятилетиями мирно уживавшихся рядом, по национальному признаку. По этим узловым точкам консолидация возможна только на государственном уровне. Недавно руководство министерства регионального развития РФ сообщило, что заканчивается разработка «Стратегии развития российского казачества до 2020 года», которая уже осенью этого года будет представлена на Совете по делам казачества при президенте РФ. Она, в частности, предусматривает объединение всех действующих в России войсковых казачьих обществ во Всероссийское войсковое казачье общество, возглавляемое атаманом, который будет подчиняться Верховному главнокомандующему.

Цель КПИ «ПоходЪ» — духовно-нравственное обеспечение казачьего движения, сохранение традиционной народной культуры, веры и правдивой истории России, как непременного условия нашего бытия. Одним из основных направлений деятельности Культурно-просветительской инициативы «ПоходЪ» является организация и участие в фольклорно-этнографических экспедициях.

— Ближайший наш большой поход, — рассказал Петр Ткаченко, — нацелен на Париж. В честь победы в Отечественной войне 1812 года большая группа участников КПИ «ПоходЪ» отправится конным порядком во Францию тем путем, которым дошли до Парижа, преследуя Наполеона, наши славные предки. Если же говорить в целом о том, куда же на сегодняшний день направлен вектор казачьего движения — в деструктивную или созидательную сторону, то, сделав снисхождение определенным издержкам, которые, наверное, сопутствуют любому общественному движению, можно увидеть, думаю, достаточно позитивные начала. Если говорить в самом общем смысле, то для меня лично наиболее ценной в нем представляется тяга к стабильности в обществе, его консолидации в рамках здравого смысла. В то же время вызывают тревогу проглядывающие мотивы изоляционизма, исключительности (иногда даже превосходства казачества), что, безусловно, только вредит движению. Уверен, верх возьмет лучшее. Но в любом случае путь предстоит сложный. И очень важно помнить: история обратного хода не имеет. Как бы ни развивались события, какие бы желания ни высказывались, прошлое не может повториться в законсервированном виде, к чему сегодня иные стремятся. Хотим мы того или нет, на все наложат свой мощный отпечаток объективные потребности будущего. Ясно только одно: военная косточка, высокий боевой казачий дух, народное творчество, культурные ценности будут востребованы всегда.

Фото: КПИ «ПоходЪ», [*]

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня