
Не ограничиваясь ростом налогов на бизнес, на недвижимость, неустанно заботясь о государственном благе, ведомство Алексея Кудрина посчитало, что стоимость выпитой работниками воды должна вычитаться из их зарплаты. А чтобы все было по-честному, необходимо наладить учет воды, выпитой каждым отдельным сотрудником.
В письме Минфина от 13 мая 2011 года N 03−04−06/6−107 «Об обложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой для сотрудников» сказано: «При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 кодекса».
То есть, организация, приобретающая питьевую воду для своих работников, должна платить за нее налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ведь согласно Налоговому Кодексу, доход — это не только деньги, но и прочая экономическая выгода, которую можно подсчитать. И когда офисный клерк пьет воду из кулера, он тоже получает экономическую выгоду, делают вывод в Минфине. Поэтому организация, дающая живительную влагу своим сотрудникам, должна подсчитать 13% от стоимости выпитой воды и сообщить о полученном доходе в налоговые органы.
Вопрос, собственно, остаётся только один: как это сделать? Поставить возле кулера сотрудника, который будет записывать, кто к нему подходил и сколько выпил? Установить видеонаблюдение?
А если подойти к вопросу творчески (в ведомстве Кудрина это умеют), то можно задуматься и о том, сколько воздуха «потребил» каждый сотрудник, сидя возле кондиционера, сколько протоптал ковролина или сколько стульев просидел? Или извлекают ли натуральный доход и получают ли экономическую выгоду сотрудники, пользуясь корпоративным туалетом? Если учитывать, что посещение туалета в городе обходится в 20 рублей, то — несомненно, получают. Плюс метраж туалетной бумаги… Это ж какое пополнение бюджета намечается! Бояре из русской старины с их примитивным налогом на лапти, на соль — давно пройденный этап. Современный подход, который демонстрирует ведомство Алексея Леонидовича, гораздо эффективнее. Тут и зарубежная классика нам подсказывает:
— После того, как мы ввели налог на воздух, они — указывая перстом на забитый народ, — стали меньше дышать! — кричал с трибуны принц Лимон в старом советском мультфильме «Чиполлино» по одноименной сказке Джанни Родари.
Со стороны толпы раздавался слабый ропот.
Но у принца были припасены дополнительные меры в назидание населению, не понимающему важность оплаты налога на воздух в сложившейся тяжелой экономической ситуации.
— А вот вам налог на дождь: 100 лир за простые осадки! 200 лир — за сильный дождь! 300 — за ливень с громом и молнией!
Корреспондент «Свободной прессы» обсудила животрепещущую новость с земляками министра финансов в Петербурге.
— Налог на воду? Посредством НДФЛ нельзя это сделать, — поделился своим мнением юрист Владислав Лапинский, — По этому поводу уже было решение Верховного, потом — определение Конституционного суда, правда, это касалось не воды, а питания. В том случае, если каждому сотруднику отдельно выдавался бы талончик на питание и они учитывались бы организацией, то тогда эти талоны можно было бы включить в НДФЛ, как доход сотрудников. А в случае, если сотрудник заходил в столовую, садился за стол и ел, то это учесть нельзя. Потому что конкретный сотрудник мог потреблять, а мог и не потреблять именно эту пищу и, соответственно, нельзя его облагать налогом. Пил сотрудник эту воду или не пил? Это же нельзя сказать точно.
«СП»: — Вопрос как раз в это и упирается, как эту экономическую выгоду подсчитать.
— Определение КС по этому поводу было уже давно, боюсь сказать, может быть, в 2002 или в 2003 году. Правда, Конституционный суд рассматривал вопрос по питанию, но это аналогично, суть одна и та же. Если неизвестно, сколько сотрудник из того кулера потреблял, а может быть, вообще не потреблял. То есть, никакого НДФЛ быть не может. Если можно определить, сколько дохода получил сотрудник, пользуясь питанием в своей организации, тогда можно говорить об НДФЛ.
«СП»: — Если есть налог на воду, то можно логически продолжить эту цепочку…
— В принципе, я допускаю, что налог на воду можно установить, выдавая каждому сотруднику по бутылке воды. Не вопрос! Но если мы не знаем, кто пользуется кулером в данном офисе, то никого учета этой воды быть не может. Может, воду пьют посетители… Ну, давайте, будем учитывать энергию батарей, которые стоят в каждом офисе тоже, расписывать её на сотрудников, мы же за нее платим, а сотрудники потребляют… Маразм крепчает, конечно.
Александр Кобринский, профессор РГПУ им. Герцена, юрист
— А вы знаете, что это письмо не является нормативным документом? Это письмо руководителя департамента. Когда фирма закупает для своих сотрудников воду, она тратит на это деньги. За них надо каким-то образом отчитываться. Крупные фирмы довольно большие деньги на это тратят. Чтобы не было проблем с налоговыми инспекторами, они и задают этот вопрос. Вот руководитель департамента министерства финансов им и ответил. Там сказано, что если невозможно установить, кто потребляет эту воду, то налогообложению она не подлежит. Вот если эта вода куплена для какого-то конкретного человека, тогда он должен платить за неё налог.
«СП»: — Какой бы вы предложили налог для пополнения бюджета?
— Об этом говорится в романе Алексея Толстого «Пётр Первый», там описывается заседание боярской думы, когда Пётр был ещё совсем юным. Один из бояр предлагает думе взять кредит у французского короля. Дума отказывает, а деньги нужны. И тогда бояре предлагают ввести налоги на лапти. Поскольку крестьяне несколько пар лаптей изнашивают за год, то, мол, давайте на них введем налог. И дума с большим удовольствием принимает налог на лапти… На всё, что угодно, можно ввести налог. В книге Соловьева «Приключения Хаджи Насреддина» тоже обсуждают, на что еще нет налогов. Там собеседник Ходжи Насреддина ехидно предлагал ввести подать на слёзы, а Ходжа Насреддин прокомментировал, что это замечательно придумано: подать на слёзы будет вызывать новые слёзы, а новые слёзы будут вызывать новую подать. Казна будет полна!