Последний экзамен в форме ЕГЭ — по истории и физике — российские школьники будут сдавать на следующей неделе, 14 июня. После этого многочисленные чиновники системы образования начнут подводить итоги, делать выводы и строить прогнозы, касающиеся уровня знаний нынешних выпускников. Между тем, уже третий год подряд — с того момента, как единый госэкзамен стал обязательным на всей территории страны — в период проведения тестовых испытаний эксперты отмечают резкий всплеск самоубийств и попыток суицида среди школьников.
Многие специалисты уверены: между ЕГЭ и чередой самоубийств есть связь. Чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться.
Официальной статистики, сколько школьников наложили на себя руки по причине несданного госэкзамена, нет. Но, по данным, которые сообщают психологи, количество самоубийств среди выпускников за последние три года увеличилось вдвое. Притом, что попытку суицида в нашей стране предпринимает каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет. Для 2,5 тыс. она оказывается успешной.
Только в прошлом году добровольно покинули этот мир более десятка выпускников из разных регионов.
Вот только несколько примеров:
2 июня из окна 7-го этажа выбросился 16-летний московский школьник Женя Голобородько. Отец погибшего рассказал, что сын очень сильно переживал в ожидании результатов ЕГЭ по русскому языку.
Двумя днями ранее подобная трагедия случилась в Воронежском регионе. 18-летний выпускник Алексей Шмаков из села Новая Покровка повесился, не выдержав стресса перед ЕГЭ.
Также в преддверии сдачи единого госэкзамена наложил на себя руки 16-летний лицеист из Татарии. А в Учалинском районе Башкирии подросток выстрелил себе в голову из охотничьего ружья, получив неудовлетворительную оценку.
Трагические итоги этого экзаменационного сезона пока не подведены. Но примеры страшного выбора уже имеются.
Так, в Нижегородской области 15-летний юноша покончил с собой, получив «неудовлетворительно» на пробных ЕГЭ по русскому и литературе. А в Свердловской области беда со школьником 1995 года рождения произошла после резкого разговора с отцом по поводу плохой успеваемости. Парень повесился в этот же вечер во дворе дома родителей.
В чем причина увеличения числа самоубийств среди школьников во время сдачи ЕГЭ и как их предотвратить? Об этом рассуждает председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин.
«СП»: — Георгий Львович, вы в свое время возглавляли Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию в регионе. Насколько сильный стресс переживают выпускники? Почему?
— Обязательный ЕГЭ проводится уже третий год, но до сих пор эта процедура не имеет необходимого психологического обеспечения. Потому что получить справку о щадящем виде сдачи, это не значит быть свободным от всего того напряжения, которое ситуация с ЕГЭ дает детям, родителям, и, конечно, специалистам. Нервничают все: ученики, учителя, родители. И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Если молодой человек, подросток принял решение уйти из жизни, и в фабуле этого решения звучит тема ЕГЭ, для меня, как врача, это повод действительно разобраться, а все ли сделано для того, чтобы экзамен был пережит достаточно корректно.
«СП»: — Что, по вашему мнению, помогло бы справиться с этим напряжением?
— Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться в ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему, как нечто интересное и необходимое. Потому что, как выясняется, сейчас ЕГЭ все-таки не выявляет реальный уровень знаний. Чем-то это даже похоже на лотерею. Вторая проблема: как составлены вопросы в этих тестах? Насколько они корректны для понимания детей, чтобы они могли на них достаточно четко отвечать. Только один пример: в этом году ребята, кажется, впервые сдавали ЕГЭ по информатике. Мне дали глянуть, что там были за вопросы, и впечатление такое, что их составлял человек, с какими-то нарушениями мышления. Причем нарушение какого-то такого «шизоидного» плана. Потому что понять из этого вопроса просто ничего невозможно. А ведь задачу на экзамене надо ставить четко и доходчиво, иначе даже отличник способен впасть в ступор.
«СП»: — Школа может помочь?
— Трудно сказать. Дело в том, что школа сама по себе любит, чтобы учащийся в ней мандражировали: перед контрольными, перед диктантами, перед экзаменами. А в ЕГЭ сконцентрировалась практика всех экзаменационных процессов, которые есть в школе. Вот если бы поменяли саму концепцию сбора знаний…
Да и сама процедура экзаменов была бы оптимальной, чтобы все-таки ее проводили не напряженные учителя, которые сами дрожат от волнения, а люди, которые спокойно ведут себя и спокойно говорят. Здесь очень важна сама атмосфера. А если в школе начинают запугивать с 1 сентября, то понятно, что это учреждение необходимым уровнем психологического комфорта не обладает.
«СП»: — Нужен ли в каких-то случаях индивидуальный подход?
— Конечно. Ведь есть категория детей, так сказать, суперответственных. Они-то как раз и бывают супертревожными. И, наверное, выражаясь медицинским языком, нужно выделять их в особую группу риска и работать с ними индивидуально, снимая эту тревожность. Дети должны чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей и педагогов, не надо им задавать высоких планок, надо подготовить к их преодолению.
«СП»: — А вообще уровень суицида среди подростков вырос?
— Точными данными не обладаю. Но по завершенным суицидам — это информация, которую мы должны ежегодно подавать во Всемирную организацию здравоохранения — такая тенденция прослеживается. Собственно говоря, суть даже не в том, чтобы сказать: да, это есть. Главное понять причины и факторы, которые на это влияют. А здесь, по- моему, какую-то роль играют напряжение в семье, безалаберность нашей нынешней социальной ситуации, несомненно, потому что это всегда увеличивает число суицидов. Какую-то роль играет то, что современный подросток — это личность человека тревожного, неустойчивого и неуверенного. И большую роль, конечно, играет то, что возможностей реализовать себя в этой жизни молодым людям все сложней и сложней: социальные лестницы разрушены.
В министерстве образования Свердловской области не отрицают обострившейся проблемы детских самоубийств. Однако не склонны винить в этом образовательный процесс.
«Опираясь на заключения прокуратуры, я скажу, что чаще всего причины самоубийства остаются невыявленными», — приводит слова начальника отдела охраны прав детей министерства образования Свердловской области Валентины Баженовой ИА «Новый регион».