18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Молитвы на дорогах

В Литве предлагают особое средство от аварий

  
209

Вопрос о безопасности на дорогах Литвы стоит настолько остро, что житель Вильнюсского края (имя не сообщается) предложил, чтобы в программу курсов по вождению была включена… «молитва водителя». По замыслу этого религиозного человека, перед выездом на дорогу такую молитву обязан произносить каждый верующий участник курсов по вождению.

Хотя предложение кажется экзотическим, особенно для атеистов, на самом деле, ознакомившись с текстом молитвы, думаешь, что, в общем, неплохо было бы если и не произносить ее, то хотя бы вспоминать о том, что в ней написано. Портал ru.delfi.lt приводит текст: «Господи, дай мне настоящее зрение и силу в руках, чтобы я на дороге никому не причинил зла, не допусти, чтобы я стал причиной смерти или ранений, сохрани от несчастий и дорожных происшествий, научи пользоваться автомобилем только во благо людей, не вводи меня в соблазн спешить. Позволь мне заслужить Твою милость, чтобы жители Земли могли только радоваться созданному рабами Твоими чуду техники, и пользоваться им безопасно. Аминь».

Еще пять лет назад ситуация с ДТП в Литве была близка к катастрофической. В 2006 году тогдашний премьер-министр Гедиминас Киркилас был вынужден признать: «Движение на дорогах в настоящее время — самая опасная среда, в наибольшей степени влияющая на безопасность людей. Если посмотреть на все прочие сферы национальной безопасности — всюду безопасней, чем на собственных дорогах», — сказал он.

В стране с населением немногим более 3 миллионов в тот период ежегодно гибло в ДТП почти 800 человек. Каждый час происходило не менее 8 происшествий. Более 20 человек в сутки получали ранения, гибли 2−3. Даже Брюссель был вынужден обратить внимание Литвы на проблему. «Евросоюз обязал Литву снизить аварийность на дорогах не менее чем в два раза. В противном случае мы можем подвергнуться санкциям, ограничивающим транзит и туризм», — сообщил депутат парламента Витаутас Чяпас, которому поручили разработать меры, направленные на повышение безопасности движения.

Среди причин называли в основном недостойное поведение на дорогах — массовое нарушение скоростного режима и других правил, пьянство за рулем, разговоры по мобильному телефону и т. д. А ведь Литва фактически превратилась в автомобильную республику. По данным государственного предприятия «Регитра», которое регистрирует транспорт в Литве, в среднем семья из четырех человек в республике владеет двумя автомобилями. Всего в этом маленьком государстве примерно два миллиона автомобилей. Поток машин очень высок.

Надо сказать, что власти взялись за дело энергично, резко ужесточив, например, наказания. В Литве уровень алкоголя в крови не должен превышать 0,4 промилле, а если во время рейда установят превышение нормы — ждет серьезная кара. Если содержание алкоголя в крови составит 0,4−1,5 промилле то штраф — 1000−1500 литов (при нынешнем курсе 11,6 рублей за 1 лит) и лишение прав на 1−1,5 года. При содержании алкоголя в крови более 1,5 промилле или отказе проверки на трезвость — штраф 2000−3000 литов и лишение прав на 2−3 года или 10−30 суток ареста с лишением прав на 2−3 года. Причем обмануть дорожную полицию — демонстративно глотнуть водку из горлышка сразу после ДТП, якобы показав, что не был пьян, да вот сейчас только нервы сдали, — не удастся. За употребление алкоголя после ДТП — то же наказание. Причем в Литве не только нельзя быть пьяным за рулем, но и запрещено провозить спиртное в салоне автомобиля.

Взялись бороться и с хулиганами на дорогах. За создание аварийной ситуации предусмотрен штраф 400−800 литов и лишение прав на 3−6 месяцев. А за опасное вождение, которое создает угрозу другим участникам движения, совершенное из хулиганских побуждений, — штраф 1000−2000 литов и лишение прав на 1−2 года.

На основных дорогах поставили видеокамеры, радары. Пустили «секретную машину» полиции, которая внешне ничем не отличается от других автомобилей, но напичкана специальным оборудованием, позволяющим измерять скорость участников движения, фотографировать, фиксировать нарушителей.

Развернули специальную социальную кампанию по пропаганде безопасного движения. На телевидении запустили художественные видеоклипы, изображающие последствия аварий из-за нарушения правил, безалаберности на дороге. Все это дало результат, привело к снижению смертности на дорогах.

В 2010 году в ДТП в Литве погибло 300 человек, и власти надеялись, что процесс снижения продолжится. Но в этом году неожиданно снова наметился рост. Если в 2010-м до конца мая в ДТП на литовских дорогах погибло 90 человек, то нынче за тот же период — 99. А страшная авария в Вильнюсе, произошедшая исключительно из-за хулиганства, снова привлекла внимание к проблеме. На одной из многолюдных улиц средь бела дня устроили гонку водители автомобилей Honda Prelude и BMW. Honda мчалась на огромной скорости, хотя здесь ограничение в 40 километров в час. Водитель, которому 21 год, не справился с управлением. Автомобиль вылетел на тротуар у автобусной остановки, сбил несколько человек и перевернулся. Пятеро получили тяжелые травмы, двое погибли.

Политики и пресса снова развернули дискуссию о том, как справиться с этой бедой. И вот свою лепту попытался внести житель Вильнюсского края. Литва — страна католическая, и его неожиданное предложение выглядит не таким уж странным. К тому же, как выяснилось, он сам работает в сфере обучения водителей, и по его словам, эксперимент с молитвой оправдался — более 70 процентов его учеников на экзамене по вождению вообще не совершают ошибок.

Свою идею он предложил двум ведомствам: министерству образования и науки и министерству транспорта и коммуникаций, но чиновники его не поддержали. И вот сейчас он обратился к спикеру Сейма Ирене Дегутене. Ответа пока не последовало.

Вильнюс

Фото: grani.lv

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня