
На последней Раде регионов в Ливадии Виктор Янукович поставил крымскую республиканскую администрацию в пример «за стабильность в обществе». По словам президента, другим регионам следует использовать таврический опыт в предупреждении проявлений радикализма.
— Виктор Федорович или не хочет знать реальной ситуации в Крыму, или его сознательно вводят в заблуждение, — заявила «Свободной Прессе» одесситка Тамара Казакевич.
Супруги Казакевичи купили участок земли в селе Красноселовка Белогорского района. Это замечательной красоты край - горы, лес Караби-яйлы, море на горизонте.
Сюда на летний отдых приезжают семьи одесситов и киевлян. Казакевичи решили обосноваться основательно. Думали устроить спокойную жизнь на старости лет. Они не подозревали, каким кошмаром обернется крымский выбор.
Когда оформили документы и начали подготовку к строительству дома — один из соседей вполне серьезно… потребовал отдать участок! «Мы расчистили землю, а через несколько дней к нам подошел господин Тялят Байрамов — бывший руководитель исполнительной службы городского управления юстиции Ялты. Предложил добровольно подарить ему наш участок. Мол, когда-то эти земли принадлежали его предкам. Неподалеку разрушенная мечеть, и он ее хочет восстанавливать… Мы подумали, что имеем дело с больным человеком».
Следом за Байрамовым к новоселам наведался еще одни «коренной» помощник прокурора. Начал задавать вопросы по поводу приобретения земли, требовал все правоустанавливающие документы. «Ксерокопии его не устроили, хотел оригиналы. Пробовал их на свет, на зуб, как угодно, но документы в порядке: указана стоимость, оплачены все пошлины. Помощник прокурора начал придираться к природоохранному законодательству — ну не подкопаешься, у нас все сделано по закону», — рассказывает Тамара Казакевич.
Когда прокурорский наезд не удался, от Казакевичей прямо потребовали освободить участок. Пошли первые открытые угрозы. Одесситы обратились с заявлением в прокуратуру и милицию.
— Муж сказал, хотите восстанавливать мечеть — восстанавливайте, она к нам не имеет никакого отношения. «Нет, нам нужны земли». Я покопалась в архиве, есть такой историк Арсений Маркевич, он указывал, что там была греческая церковь Феодора Тирона и Феодора Стратилата, построенная еще при византийцах. Сохранен православный алтарь, о мечети и намека нет…
Прокурор района заверил Тамару Казакевич, что «все будет в порядке, все будет взято на контроль». И тут же на участок ворвалась банда в несколько десятков мужчин.
— У нас есть видео, где они угрожают, говорят, что мы трупы, что погибнем здесь все. Кто пьяный, кто обкуренный. Сильно избили моего брата Арсена, разбили ему голову арматурой. В щепы крушили постройки, ломали шифер. Брат убежал в лес, вызвал милицию. В побоище принимал участие Сервер Куршутов — здешний «князь», депутат Судакского городского совета, владелец ресторанов. Трое представились, показали удостоверения: один доцент симферопольского отделения Киевского института культуры, остальные депутаты. Милиция их отпустила, только сняла показания и уехала.
Руководитель Белогорской милиции пояснил семье Казакевич, что теперь «будет идти сбор материалов».
— Я хотела увезти отсюда своих мальчиков, но они отказались — там стройматериалы, купленные на невероятную сумму. Я не знаю, что делать: обращаться в Киев, в Симферополь… Татары говорят: если документы в порядке, мы просто так заберем землю. Мне абсолютно наплевать на них, я не боюсь, — отчаянно стоит на своем мужественная одесситка.
После нападения к Казакевичам приехал зам главы Белогорской районной администрации. Предложил «решить спор мирно».
— Он пришел и сыну говорит: вас больше не будут предупреждать, но вы знайте, тут нашли Коран! Он говорит: мы это дело будем рассматривать, может, тут будет памятник, может, вам дадут другой участок. Но нам не надо другого, и ничего они не дадут!
Сейчас, по словам женщины, неизвестные отрубили линию электропередачи. Что будет дальше, неизвестно. На обнесенном бетонной баррикадой участке дежурят сын и пожилой родственник Анатолий Рашевский — заслуженный строитель Украины: «Старику девятый десяток, живет на корвалоле, но уезжать оттуда не хочет. Говорит, подобного в своей жизни не встречал».
— Я сама родом из Одессы — дружного и многонационального города. Во мне течет русская, греческая и армянская кровь. У нас украинские националисты пару раз вякнули, но им быстро закрыли рот. Я и в дурном сне не могла представить, что меня ждет в Крыму, что здесь творится такая дикость. Если уж на то пошло, мы решили легализовать православную общину в Красноселовке. Уведомляем об этом Минюст Автономной республики Крым и заявляем, что при поддержке симферопольской казачьей сотни «Соболь» намерены возродить на нашем земельном участке греческий храм.
… Лишь на Божью помощь надеются теперь адвентисты седьмого дня соседней Феодосии, у которых точно так же отбирают протестантскую церковь. Бывший магазин на ул. Тимирязева был выставлен на торги городским Фондом имущества. Аварийное помещение под свои нужды приобрела община адвентистов. Заплатили 20 тыс. долларов. Привели жуткую развалюху в полный порядок.
А теперь права на помещение заявили мусульмане. Причем требуют передать безвозмездно — поскольку на этом месте якобы находилась мечеть или какие-то постройки, относящиеся к мечети.
Три раза спор разбирали в суде и все три судебных дела выиграли адвентисты. Однако представители мусульманской общины продолжают настаивать — дом наш, угрожая взять его силой.
Феодосийские адвентисты обращались за помощью всюду, вплоть до братьев из США. Тщетно, ведь никто не хочет связываться с «коренными». Украинские правоохранители не реагируют. Христиане курортного города выразили готовность уступить татарам, но чтобы те возместили расходы на покупку и ремонт молитвенного здания. Ответ получили четкий: отдадите «нашу мечеть» даром!..
Казалось бы, можно лишь позавидовать религиозному рвению правоверных. Но иллюзии быстро проходят в Бахчисарае — древней столице Крымского ханства. Летом 2006-го здесь случилось массовое побоище. С двух сторон схлестнулось несколько тысяч человек. В город вошли внутренние войска и бронетехника. Выстрелы, взрывы гранат, кровь на мостовой.
Поводом межнациональных столкновений стал центральный рынок, где торговали славяне. Рядом с рынком находятся несколько дюрбе — мавзолеев ханов Гиреев. Вдруг оказалось, что «торговать здесь — святотатство».
— Мы построим у священных дюрбе национальный историко-культурный комплекс!
На самом деле, попросту уничтожили славянский бизнес, кормивший сотни семей. Торговля перешла на новый базар, который принадлежит боссам местного меджлиса. Вот истинная причина кровавой бойни.
С тех громких событий прошло ровно пят лет. Сегодня никакого «национального историко-культурного комплекса» в центре Бахчисарая и в помине нет. Меджлисовцев это не волнует.
Крым
Фото: nr2.ru