Лукашенко отпустил цены и девальвировал национальный рубль на 70% за три месяца, в то время как зарплаты и выплаты в бюджетной сфере остались прежними. И без того небогатый белорусский народ стал совсем нищим.
Белорусы настолько недовольны властью, что даже взрыв в минском метро 11 апреля считают заказом спецслужб, направленным на то, чтобы отвлечь народ от экономического коллапса, а дело против задержанных по подозрению в совершении теракта — сфабрикованным.
Стипендий, пособий и пенсий не хватит даже на еду
Сравнить заработок белорусов с ростом цен легко на простом кофейном примере. На весь свой месячный доход студент и находящаяся в декретном отпуске мама смогут купить 2 банки кофе «Нескафе Голд», пенсионер — 4 банки, библиотекарь и мать-одиночка — по 3 банки. Эти самые банки раньше находились в доступном ценовом сегменте, но за 2 месяца подорожали втрое. Люди, подходящие к стеллажам с кофе в гипермаркете, испытывают шок, и горько шутят о том, что будут собирать, молоть и заваривать желуди, вспоминая древнебелорусские традиции.
С апреля цены в Минске выросли в полтора-два раза и теперь стали на один уровень с московскими. А вот зарплаты белорусов не изменились. Для того, чтобы перевести национальную валюту в эквивалентные суммы в российских рублях, мы воспользовались не официальным белорусским курсом, по которому никто и ничего не считает, а реальным, по которому люди продают и покупают валюту. Официальный предлагает платить за один российский рубль 177 белорусских, реальный — 220.
Обычная зарплата неруководящего работника бюджетного предприятия в столице Белоруссии — 6000 — 8000 российских рублей. Повышенная стипендия у студентов — 770 рублей. Пенсионеры в среднем получают 1770 рублей.
Матерям, находящимся в декретном отпуске, полагается пособие на ребенка размером 772 рубля. Если женщина родила ребенка без мужа, ей выдадут повышенное пособие — 1318 рублей. А упаковка детских подгузников Pampers (82 штуки) стоит в Минске 960 российских рублей.
Причем белорусские чиновники в мае 2011 года решили, что женщины, получающие такие гигантские пособия могут наживаться на щедрости государства, и теперь проводятся постоянные проверки. Если выяснится, что молодая мама ведет совместное хозяйство и проживает с мужчиной в гражданском браке, статуса «одиночка» и мизерной прибавки ее лишат, даже если ее гражданский муж — не отец ребенка.
Заведующая одной из библиотек Минска рассказала «Свободной прессе», что, получив зарплату за последний месяц, они всем коллективом плакали. Руководство заработало по 2273 российских рублей, а обычные библиотекари должны исхитриться прожить целый месяц на 1363 рубля.
Газеты на полном серьезе публикуют серии антикризисных рецептов — супы из крапивы, папоротника, свекольной ботвы, салаты из лебеды и одуванчиков… Недалеко до освоения французской деликатесной кухни: лягушек в белорусских болотах водится в изобилии.
800 тысяч белорусов остались без работы
Глава Белстата Владимир Зиновский сообщил в апреле: «За последнее время 600 000 работников в реальном секторе экономики приостановили свою деятельность по инициативе нанимателей и руководителей предприятий, потому что недостаточно сырья для производства». По различным оценкам, на сегодняшний день озвученная цифра выросла, и составляет от 800 000 до 1 000 000 человек.
Президентский ответ на бензиновый вопрос
Бензин в мае подорожал на 20%, а в июне — еще на 31%, после чего автолюбители устроили ряд протестных акций «Стоп-бензин». Лукашенко, опасаясь разрастания народных волнений, лично потребовал снизить цены: «Давайте договоримся, что топливо с завтрашнего утра будет не 5200, не 5100, а максимум 4500 рублей. Поэтому можете идти и объявить всем: 4500 — это максимум. Вот и все мое решение по топливу». Лимит по отпуску бензина на АЗС сохранился: не больше 25 литров для легковой машины, и не больше 200 литров для грузовой.
Кроме того, с 12 июня бесплатно можно вывозить за пределы таможенного союза (например, в Литву и Польшу) «бак плюс десять литров, и не чаще одного раза в пять дней». За все остальное придется платить таможенную пошлину, в размере двойной цены за каждый «лишний» литр бензина. Таможенники уже завернули на границах более 2000 автомобилей, нарушающих постановление.
Валютная кома
Доллары, евро и российские рубли начисто пропали в апреле — нацбанк перестал продавать их обменникам, и теперь можно купить только то, что перед этим кто-то сдал, но совсем не везде. Например, банк «Москва-Минск» вообще отказывается продавать физическим лицам наличную валюту. С марта курс вырос с 3150 белорусских рублей за доллар до 4990. Неофициальный курс уже 6000−6500.
Белорусы круглосуточно дежурят у обменников, спят возле них на табуретках, два раза в сутки делают перекличку и не разрешают покупать больше 1000 долларов в одни руки. Валютная напряженность перерастает в стычки у обменников, которые приходится разнимать ОМОНу.
При открытии магазинов люди несутся к вожделенному пункту обмена валюты, сметая всех на своем пути. Открылся даже сайт-обменник, на котором обычные граждане, нарушая запрет на незаконные валютные сделки, предлагают купить или продать валюту по отличающимся от установленных государством курсам.
Белорусские банки запретили расплачиваться своими карточками за границами страны. Была прекращена продажа за белорусские рубли золота и драгоценных камней.
Для чего белорусам так нужна валюта? У каждого свои причины. Многие взяли валютные кредиты, которые теперь можно погашать исключительно в тех деньгах, в которых они были выданы, никакого «по курсу». А кто-то собрался в отпуск за рубеж, но таких уже все меньше.
Турбизнес умирает
Каждый день стоимость отдыха за границей повышается вместе с курсом доллара. Офисы турагентств массово закрываются — больше не на что содержать штат сотрудников и платить арендную плату. Крупные туроператоры пока остаются на плаву, но оплату за путевки и авиабилеты принимают исключительно в валюте. Те, кто согласен брать рублями, например компания Tez Tour, установили неподъемный курс, эквивалентный 50 российским рублям за один доллар и 60 — за один евро. Как бы россияне отнеслись к тому, что поездка за 1000 долларов обошлась бы им не в 27 000 рублей, а в 50 000? Вот и белорусы вынуждены напевать «Не нужен нам берег Турецкий, и Африка нам не нужна».
Кстати, с отпуском в отечественных санаториях тоже не все просто — все путевки на летний период давно выкуплены россиянами, которые любят братскую республику за красивую природу и бывшие когда-то низкими цены.
Валюта на социальные нужды — очередной пшик
Во время очередного повышения курса доллара Беларусбанк объявил о том, что будет продавать валюту населению на социальные нужды. Если вы учитесь или лечитесь за рубежом, или у вас там умер близкий родственник, нужно написать заявление, предоставить подтверждающие документы, и при положительном решении вы сможете купить некоторую сумму безналичной валюты по официальному курсу, которую банк перечислит на счет организации за границей — в больницу или университет.
Но за какие средства белорус будет питаться, платить за проезд и жить за территорией заповедной Беларуси — никого не волнует. Студенты договариваются со своими вузами и товарищами-платниками, что внесенная ими по безналу оплата за учебу зачтется за россиянина, который эту сумму наличностью отдаст бедолаге-белорусу.
Председатель правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова не огорчается сложившейся ситуации, комментируя кризис следующим оптимистичным высказыванием: «Ничего страшного — сносим вместо двух туфлей одни».
Кто виноват в крахе?
Очередную «элегантную победу» президент Беларуси одержал не на выборах, а в голосовании на одном из оппозиционных сайтов, где предлагали ответить на вопрос «Кто виноват в крахе экономики Беларуси?». Из более чем 13000 проголосовавших, 89% (то есть 11 897 человек) считают, что виноват Лукашенко. Второй по популярности ответ, идет в сильном отрыве от первого — виновато правительство. За это проголосовали 3,8%. Сами себя, то есть белорусский народ, обвиняют 3% респондентов. Совсем мало согласились с остальными предложенными вариантами: оппозицию винят 1,8%, Россию — 1,4%, мировой финансовый кризис — 0,5%, Запад обвиняют лишь 0,4%.
Продуктовая паника: хватай, что можешь!
Из-за постоянно поднимающихся цен и падающего рубля белорусы пережили несколько волн продуктовой паники. Когда середине апреля прошел слух, что подорожают подсолнечное масло и сахар, за выходные минчане вымели с полок все: несли из магазинов по 20 кг сахара и 10 бутылок масла. Раскупили и свекольный, и тростниковый сахар. На всякий случай запасались мукой и солью. Люди готовились к худшему.
Масло в цене так и не поднялось, а подорожание сахара на 40% случилось через месяц. О нем за день до повышения сообщили интернет-СМИ. Люди побежали в магазины, руководство которых попыталось прибрать сахар из торговых залов. Тогда потребители стали бороться за свои права с помощью записей в жалобных книгах и звонков в министерство торговли. Журналистка белорусского отделения российского информационного агентства «Интерфакс» сняла на видео реакцию людей, которым наконец-то вывезли со складов сахар.
В тот же день, 27 мая президент страны заявил, что «Больше всего истерии в российских средствах массовой информации. Я наблюдал за „нашими“ иностранными СМИ, которые здесь, благодаря администрации президента, стали господствующими, и за зарубежными. Я не буду их называть, чтобы не создавать им рейтинг. Но сделайте все, чтобы больше эти СМИ не присутствовали на нашей территории. И не потому, что мы хотим закрыть им рот, я видел, что весь ажиотаж наблюдался оттуда». Также Батька подчеркнул, что ему стыдно за белорусский народ, «создающий необоснованный ажиотаж».
На пресс-конференции 17 июня Лукашенко поведал народу о том, что «У нас нет кризиса. У нас есть паника и ажиотаж… Перестаньте бегать, живите спокойно. Продавайте то, что накупили».
Тотальный запрет
Чтобы белорусы не смогли заработать валюту, с 12 июня вступил в силу указ, запрещающий физлицам вывозить за пределы Белоруссии холодильники, газовые плиты, цемент, моющие средства, крупу, макаронные изделия и макулатуру. Также действуют лимиты на вывоз следующих продуктов: мясо — 2 кг, мясо птицы — 2 кг, сахар — 2 кг, мука — 2 кг, сыры — 2 кг, масло животное — 1 кг, белорусские сигареты — 2 пачки, мясные консервы — 5 банок, молочные консервы — 5 банок. Пошлина за превышение лимита составит двухкратную цену указанных товаров.
Стоит вспомнить, что Евросоюз уже давно запретил ввоз на его территорию белорусских мяса и молока из-за несоответствия европейским санитарным нормам.
За 5 рабочих дней, прошедших с начала действия указа, работниками белорусской таможни было задержано 250 партий запрещенного или ограниченного к вывозу, сообщил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк.
Совсем потеряли надежду на улучшение ситуации белорусы после пятничного обещания Лукашенко: «Если будет катастрофа (ухудшение экономической обстановки в стране — СП), то мы закроем границы и откажемся от импорта».
Минск