Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
2 июля 2011 12:42

В нашу гавань заходили корабли. Зачем?

В Петербурге завершается Международный Военно-морской салон — непонятно для чего и кого организованный

63

В Северной Столице на территории выставочного комплекса ЛенЭКСПО в гавани, вслед за масштабным Экономическим форумом, провели Международный Военно-морской салон. В отличие от форума, который посетили первые лица государства Российского, на этот раз обошлось министрами и командующими. Благодаря чему жители Васильевского острова, равно как и остальные петербуржцы смогли более-менее спокойно передвигаться по своему району. Движение общественного и частного автотранспорта если и перекрывалось в период с 29 июня по 2 июля, то ненадолго.

Закрывается салон, участие в котором приняли около 400 предприятий из 29 стран мира, в воскресенье, 3 июля. Но итоги его очевидны уже сейчас. Они разные — у власти и у специалистов.

По словам организаторов (Министерства обороны РФ и администрации СПб) Международный военно-морской салон (МВМС-2011), проходивший нынче в 5-й раз, стал рекордным, обойдя по ряду показателей даже престижный французский Euronaval.

Уже в первый день МВМС-2011 официальные СМИ радостно рапортовали о миллиардных контрактах. Стало известно, в частности, о том, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) построит два корвета «Тигр» для Алжира и три корвета «Молния» для стран СНГ. Сумма этих соглашений составила 1 миллиард 300 млн долларов. Было обнародовано и содержание давно ожидаемого российско-французского контракта на строительство для России вертолетоносцев «Мистраль».

Между тем, истории с «Мистралем» уже без малого два года. Наши военные сделали, помнится, из неё «большой секрет». Случилось это как раз в Петербурге, куда по приглашению командования ВМФ РФ зашел один из таких кораблей. Стройными рядами с утра до позднего вечера маршировали по трапу вверх-вниз российские морские офицеры — из Мурманска и Калининграда, Петербурга, Севастополя, и даже с Дальнего Востока. Узнать их впечатление о суперкорабле оказалось тогда невозможным — молчали как партизаны, намекая на то, что «командование строго-настрого запретило обсуждать эту тему с журналистами». По лицам, впрочем, было видно: «Мистраль» наших флотоводцев впечатлил.

Тогда впервые заговорили о желании России приобрести «парочку-другую» вертолетоносцев. Дело, однако, вскоре застопорилось. То ли французы, как говорили, запросили непомерную сумму, то ли наши конструкторы взялись сделать «такой же корабль, только современней, круче».

Но вот сбылось: контракт с французами, подписанный ОСК при участи Рособоронэкспорта, предусматривает, что уже в декабре нынешнего года на Адмиралтейских верфях в Петербурге начнется закладка нашего отечественного «Мистраля». Поначалу, правда, ОСК обязалась построить лишь кормовую часть. После чего она будет доставлена во Францию и уже там корабль «доведут до ума». А 3-й и 4-й «Мистрали», как предполагается, будут полностью российскими.

В планах отечественной Судостроительной корпорации также две атомных стратегических подводных лодки нового поколения, которые должны сойти со стапелей к концу 2011 года.

— Я вам честно скажу, все эти контракты — с французами, алжирцами — готовились давно, — сказал корреспонденту «СП» капитан 1-го ранга в запасе, руководитель известного далеко за пределами России Клуба моряков-подводников Игорь Курдин. — Здесь, на салоне, их всего лишь представили, а подписали раньше. Для специалистов они не стали новостью, тем более неожиданностью. На нынешнем салоне вообще мало что было нового. Это, между прочим, признал сам главком Военно-морских сил РФ адмирал Владимир Высоцкий.

«СП»: — Ваш клуб ведь не в первый раз участвует в Военно-морском салоне?

— Да, в четвертый раз. И принципиальных отличий от предыдущих мы не увидели. Все те же ритуальные танцы: торжественное открытие, рота почетного караула, список штатных выступающих. Да разве это главное?.. Кстати, заявили было в показательных выступлениях на официальном открытии авиагруппу «Русские витязи», выступила же группа «Русь» на учебных самолетах чешского производства 1970-х годов…

«СП»: — А с точки зрения чисто морской, что-то, может быть, все-таки было интересного на МВМС-2011?

— Какие-то современные проекты демонстрировались — подводный аппарат видеонаблюдения, мобильный комплекс баз надводных и подводных кораблей, но их оказалось не много. Я считаю, из-за того, что немалое число конструкторских и научных морских бюро не смогли принять участие в салоне из-за высокого стартового взноса. Например, известное на все СНГ Невское БКБ именно по этой причине отказалось здесь выставляться. С них запросили, как мне сказали, несколько сот тысяч рублей. С нас, общественной организации, взяли 35 000 рублей. Хорошо, помогли корпоративные члены нашего клуба! Нормально? Такое впечатление, что организаторам куда важнее заработать на участниках, чем действительно подготовить качественные стенды, пригласить потенциальных покупателей.

«СП»: — Покупателей, к слову, много было, прежде всего, зарубежных?

— Не сказал бы, что много. А те, что были, недолго задерживались у стендов. Что, на мой взгляд, лишний раз свидетельствует об отсутствии новинок. Ну, разве что один немецкий корабль был более-менее современный. Голландцы же, как и американцы прислали на салон «старичков» выпуска конца 1980-х. Наше российское командование активно лоббировало подводную лодку «Санкт-Петербург». Если не ошибаюсь, та уже в третий раз выставляется на МВМС.

Много говорили специалисты и об отношении организаторов к российским участникам салона. Действующий офицер Российского флота, тоже, как и Курдин, подводник, капитан 2-го ранга Михаил А., с горечью поведал корреспонденту «СП» о том, как тщетно ходатайствовал он о бесплатных пригласительных билетах для своих коллег-ветеранов. Ему не просто отказали в просьбе, а сделали это публично и по-хамски.

— Мне было сказано буквально: «А зачем нам ваши ветераны? Какой с них теперь толк?», — рассказал Михаил. — После чего стали выяснять, как я сам тут оказался, придирчиво изучали мою аккредитацию специалиста…

Примерно такой же процедуре подверглась и корреспондент «СП», когда забежала было в пресс-центр с просьбой «помогите задать несколько вопросов нашему главкому»…

В общем, те ещё прядки на явно теряющем свои позиции Международном военно-морском салоне.

Свое исследование степени удовлетворенности от участия в Международном военно-морском салоне провел Центральный Военно-Морской Портал FLOT.com. В исследовании приняли участие 636 компаний, зарегистрированных в официальном каталоге МВМС-2007 и МВМС-2009, а также в бизнес-каталоге сайта «Морской ВПК» (FlotProm.Ru). Результаты опроса были обнародованы в ходе нынешнего, 5-го МВСМ-2011.

48,28% опрощенных считают, что МВМС это не что иное, как пустое надувание щек;

22,41% - демонстрация возможностей отечественного ВПК;

15,52% - корпоративный праздник;

6,9% - обмен информацией.

Санкт-Петербург

Фото: navalshow.ru

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня