На 3 июля были запланированы три молчаливых акции сопротивления. Днем на параде в Минске недовольные властью собирались заглушить аплодисментами речь Лукашенко. В 19 часов - собраться на главных площадях своих городов (в Минске действо перенесли с Октябрьской на Привокзальную), а в 23 часа устроить еще одну акцию после праздничных салютов.
Эти акции, как мы уже рассказывали, проходят в стране каждую среду. В ходе их уже были задержаны более 600 человек, среди них — журналисты и даже шведский дипломат. Власти пытаются противодействовать, но люди все равно выходят на площади и улицы — протестная волна набирает силу.
Накануне Дня независимости Лукашенко предупредил: «Как только начинаются хаос и неуправляемость, хоть и в малой степени, сразу начинаются проблемы, которые ведут к крови. Мы этого допустить не можем, не только в Минске, но и на территории всей страны. Топаньем, хлопаньем, мычанием на площадях проблем не решишь и денег не заработаешь… Государство имеет ресурсы и силы, чтобы поставить их на место!»
Эти «силы и ресурсы» были продемонстрированы в воскресенье.
Граждане, желающие попасть в День независимости своей республики на парад, должны были пройти три милицейских кордона. Людей обыскивали, пропускали через металлодетектор и снимали на видео. У женщин отнимали маникюрные принадлежности, на парад не смогли попасть люди с профессиональными фотокамерами.
Во время парада, посвященного Дню независимости, по городу прошли танки, бронетранспортеры, трактора. Асфальт проспекта Победителей, одного из центральных в Минске, не предназначен для такой тяжелой техники, Покрытие было безнадежно испорчено.
На всей протяженности проспекта во дворах «дежурили» милиционеры и военные. Вели они себя бесцеремонно: жители домов сняли из окон и разместили в блогах фото, на которых стражи порядка испражняются в общественных местах.
Лукашенко прибыл на парад вместе с младшим сыном Колей, которому было явно скучно: мальчик в военной форме постоянно зевал.
Вопреки планам организаторов протестной акции, никаких перекрывающих слова Лукашенко аплодисментов и выкриков слышно не было. А тех, кто все же пытался хлопать, задержали. Корреспондент «СП» видел, как люди в гражданском уводили в неизвестном направлении троих юношей, аплодировавших во время речи. Еще нескольких парней и одну девушку волоком тащили куда-то милиционеры.
Лукашенко в своей речи не удержался от упоминания революции: «Нам усиленно и целенаправленно навязывают бессовестные сценарии „цветных“ революций, написанные под копирку в столицах отдельных стран. Мы понимаем, что цель этих атак - посеять неуверенность и тревогу, разрушить общественное согласие. В конечном итоге — поставить нас на колени и свести к нулю все завоевания независимости. Этому не бывать!»
Также Батька в очередной раз выразил свое отношение к СМИ: «Идет эскалация информационной интервенции, безо всякого стеснения усиливается манипуляция общественным мнением. Нормой становится огульное шельмование, в том числе анонимное с помощью средств массовой информации! Сильные мира сего применяют против неугодных стран оружие массового информационного поражения. Цель всего этого — диктат, навязывание политической воли, унификация мира, принуждение народов к новому мироустройству. Этот „новый порядок“ предполагает разделение мира на „золотой миллиард“ и всех остальных — сирых и убогих, не имеющих даже права голоса».
Привокзальная площадь
Второй этап интернет-революции прошел в 19 часов на Привокзальной площади в Минске, а люди из других регионов вышли на главные площади своих городов.
Корреспондент «СП» прибыл на площадь в 18.40 — уже в это время все выходы из метро и подземных переходов были перекрыты коротко стриженными людьми в гражданском с торчащими из ушей проводками наушников. Молодчики никого не выпускали наверх. Тех, кто пытался зайти в здание вокзала, обыскивали, досматривали их сумки и чемоданы. По площади «гуляли» сотрудники ОМОНа, милиция спрашивает у граждан, с какой целью они находятся здесь. И естественно, велась оперативная съемка.
К 19:00 возле вокзала и на противоположной стороне улицы собрались протестующие. Тут были люди всех возрастов — студенты, пенсионеры, семейные пары с детьми. В это же время на площадь подъехали три автозака. Все стоянки для машин были заставлены «маршрутками», которые в обычное время никогда там не паркуются. Несмотря на то, что на бортах виднелись отвлекающие надписи - «Полоцк», «Солигорск», все номера у микроавтобусов были минскими. Возле машин дежурили одетые в черное «водители». С целью не допустить к площади манифестантов на автомобилях, по ней беспрерывно курсировал «общественный транспорт» — автобусы и троллейбусы рейсов, которые никогда не ходили через Привокзальную площадь.
Первые задержания начались уже в 19:10. После этого в воздухе явственно почувствовался запах какого-то газа - от него слезились глаза и першило в горле. Возникла паника, милиция стала без разбора хватать людей и запихивать в автозаки. Собравшиеся через дорогу от вокзала около 300 человек начали аплодировать, К ним тут бросились омоновцы. Но люди продолжали аплодировать, даже когда их тащили в зарешеченные машины. Протестантам удалось отбить от бритоголовых нескольких девушек и семью с ребенком. Двум журналисткам омоновцы в гражданском разбили камеры, у одной отобрали фотоаппарат.
Наблюдая за происходящим, жители близлежащих домов, открыв окна, стали аплодировать, поддерживая протестующих.
Милиция усилила напор. Снова почувствовался запах газа, одной, беременной женщине стало плохо, ее подхватили на руки двое мужчин, помогая перебраться в безопасное место. Еще одной беременной не повезло, ее схватили. В автозаки бросали даже тех, кто просто ждал свой троллейбус на остановке — фальшивый «общественный» транспорт не останавливался и не открывал двери для пассажиров.
Около 20:20 протестующих вытеснили с площади. Разгоном руководил тот самый начальник милиции общественной безопасности Игорь Евсеев, который за неделю до Дня независимости предупреждал, что аплодировать на нем можно будет только ветеранам.
По информации правозащитной организации «Весна-96» только в Минске во время парада были задержаны более 70 человек, а во время акции на Привокзальной площади — еще более 100 человек. Многочисленные задержания были и в регионах.
Попытка провести легитимно молчаливую акцию в Гомеле провалилась — общественная организация получила разрешение от властей на мирный митинг, однако милиция оцепила территорию, на которой он должен был проходить, под предлогом того, что поступил звонок о заминировании.
В Гродно, Бресте, Вилейке, Витебске, Солигорске, Барановичах главные площади были заблокированы милицией под разными предлогами. Зато в Могилеве участникам молчаливой акции, которых было более 1000 человек, удалось прорвать оцепление. Несмотря на последующий жесткий разгон, еще раз стало ясно, что силовых структур в Беларуси больше никто не боится.
Поддержали белорусов и в Украине: около 50 человек с плакатами «Свободу не остановить», «Мы с вами!» «Лукашенко, уходи!» 3 июля пикетировали белорусское посольство в Киеве.
Страх уходит
Третий этап интернет-революции не состоялся — акция после салюта не была проведена. Все пространство было оцеплено плотным кольцом милиции, людей натурально «шмонали», очень многих не пропускали, через КПП не удалось пройти даже журналистам.
Один из организаторов молчаливых акций и администратор превентивно заблокированной 2 июля «В контакте» группы «Революция через социальную сеть» Данила Борисевич рассказал корреспонденту «СП», что, несмотря на жесткие задержания, «молчаливые акции» приводят к желаемому результату: «Главная цель наших акций — преодоление страха, который усилился в белорусском обществе после событий 19 декабря 2010 года.
— Протестный потенциал в стране высок — к тем, кто устал от диктатуры и нарушений всех возможных свобод, которые нам гарантирует Конституция, законы и международные соглашения, подписанные Республикой Беларусь, добавились те, кто политикой никогда особо не интересовался, — говорит Данила Борисевич — Их недовольство связанно с экономическим кризисом, охватившим страну, и, чем глубже этот кризис, тем чаще эти люди обращают внимание на политический аспект.
Но этот потенциал еще сковывается страхом — страхом за свое будущее: за работу, финансовое положение, за собственную семью, за здоровье, страхом потерять свободу и даже жизнь.
Именно поэтому мы выбрали максимально безопасный и законный формат — молчаливые акции: чтобы люди могли высказать свой протест и при этом знали, что им ничто не угрожает. И мы не прогадали. Даже после жесткой расправы над акцией 22 июня, в следующую среду, 29 июня, в Минске вышло не меньше людей, а в регионах — в несколько раз больше. Люди самоорганизовываются и это радует. Страх уходит, а это значит, что мы ближе к намеченной цели. Теперь мы чувствуем, что рамки социальных сетей стали для нас несколько тесными (учитывая, что интернетом и социальными сетями у нас пользуется сравнительно невысокий процент населения) и мы будем всё чаще выходить в реальное пространство. И не только по средам".
Фото автора и svaboda.org
Минск