В России ежегодно совершают самоубийства почти 3 тысячи детей и подростков. Около 10 тысяч предпринимают попытки лишить себя жизни. Огромное количество российских школьников страдает депрессиями и социально-психологической дезадаптацией. Дабы повлиять на страшную ситуацию, Минобразования РФ решило преподавать в школах психологию.
Сейчас готовятся учебники и пособия для преподавателей-психологов. Планируется не только обучить школьников психологии, но и помочь им справиться с проблемами.
В министерстве образования и науки РФ о намерении ввести новый предмет не говорят. Но известно, что в конце прошлого года и.о. директора ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Зураб Кекелидзе и министр образования и науки Андрей Фурсенко обсудили эту идею и решили претворить её в жизнь.
— Существует множество причин возникновения депрессии у детей и подростков. У них может возникнуть чувство неполноценности и неадекватности в школе, например, из-за учёбы или конфликтов. Если семья и друзья, которыми дети и подростки обычно довольны, не помогают улучшить ситуацию, подавить чувство изолированности, это означает, что у подростка наблюдается депрессия, — говорит автор книг по детской и взрослой психологии Инна Мальханова.
«СП»: — Какие подростки более склонны к депрессии?
— Склонны те, у которых в семье уже были случаи депрессии. Если родители считают, что отпрыск страдает от депрессии — необходимо найти специалиста, способного помочь в данной ситуации.
«СП»: — Каковы симптомы детской и подростковой депрессии?
— Часто у тех ребят, которые испытывают депрессию, наблюдаются кардинальные изменения в поведении и образе мыслей, они теряют мотивацию и изолируются от общества. Основными симптомами депрессии являются: потеря интереса к еде или, напротив, переедание, ночью бодрствование, а днём — сон, бунтующее поведение, плохая успеваемость в школе или отказ ходить в школу, печаль, возбудимость.
«СП»: — Можно ли вылечиться от депрессии?
— Существует много методов лечения депрессии. Специалист должен определить, какой метод более подходит пациенту.
Сегодня психология преподаётся в некоторых московских школах как факультатив.
Предполагается, что курс психологии в школах будет посвящён, в основном, развитию навыков цивилизованного общения. Педагоги станут объяснять, как их использовать, как не допускать конфликтные ситуации, как вести себя в случае конфликта.
Разработают три курса психологии: для 3 и 4 классов, 5 и 8 классов, 8 и 11 классов. Младшеклассникам станут преподавать психологию через сказки и игры. С учениками старших классов педагоги будут говорить о самооценке и способах мышления.
— Пожалуй, основная причина самоубийств школьников — невнимание со стороны родителей или конфликты с ними. Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате погибает.
Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый, которому родители уделяют больше внимания. А старшего как бы лишают детства.
Бывает, школьники решаются убить себя оттого, что не видят социального лифта. То есть не верят, что в жизни чего-то добьются. У них имеются для этого причины. Сегодня выбиться в люди без денег и связей крайне сложно, — говорит заведующий учебно-производственной лабораторией факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета Владимир Чернушевич.
«СП»: — Каким образом можно уменьшить число детских и подростковых суицидов?
— Необходимо создать в школах полноценные психологические службы. Сегодня там на несколько сотен учащихся один психолог. Для каждой школы нужно определить необходимое количество психологов, которые станут работать не только с учениками, но и с педагогами и родителями.
«СП" — Говорят, что многие школьные психологи не очень квалифицированные.
— Переквалификация требует больших материальных затрат. А у большинства психологов заработки скромные.
«СП»: — Произойдёт ли в ближайшие годы увеличение числа самоубийств несовершеннолетних?
— Сегодня их настолько много, что увеличиваться уже некуда. Думаю, что число этих ужасных случаев останется прежним.
Школьника убил вид из окна
Позиция Владимира Чернушевича подтверждается, в том числе, и причинами, по которым школьники лишают себя жизни.
«Прошу меня простить за все мои грехи, за все ошибки, за всё плохое, что я сотворил… Я ухожу в тот мир и больше не вернусь. Я там исправлюсь, уж поверьте, ведь именно туда мне путь». Слова эти написал на вырванном из школьной тетради листке 15-летний Витя Филимонов. Затем удалил из мобильного телефона контакты и сообщения. Удалил свои интернет-страницы в социальных сетях. Оставил одну, на которую вставил новую фотографию с лицом на фоне голубого неба и написал: «Из всякого положения есть выход. Нужно решиться».
Витя спустился по давно немытой лестнице, вышел из подъезда старой панельной девятиэтажки и направился по невзрачной улице к расположенным неподалёку железнодорожным путям.
Ступив на шпалы, школьник раскинул руки и менее, чем через минуту его сбила электричка, машинист которой тормозил изо всех сил.
Витя жил с отцом и сестрой. У его мамы обнаружилось психическое расстройство, она устраивала скандалы, во время которых дети убегали из дома, крушила имущество. Несколько раз лежали в больнице, а потом поселилась у своих родителей.
Отец работал с утра до ночи, чтобы прокормить и одеть детей. На общение с сыном времени не оставалось.
В скромной квартирке у Вити была отдушина — уголок, в котором стоял компьютер. В компьютере он жил. Число виртуальных друзей перевалило за три тысячи, Витя флиртовал с девушками, выкладывал любимые песни. А утром неохотно шёл на уроки.
После окончания учебного года Витя Филимонов явился на очередной экзамен. Получил «двойку».
Преподаватели предложили пересдать английский через несколько дней. Витя улыбнулся: «В этот день я уже не приду!»
Поначалу местные СМИ сообщали, что Витя лишил себя жизни из-за того, что «завалил» экзамен. Но его одноклассники говорили: «Нет. Школа его не интересовала. У него была другая жизнь».
Вскоре обнаружилась его переписка на той странице, которую он оставил. И выяснилось, что Витю убила не «двойка», а вид из окна. Школьнику не нравился мрачный город, исписанный нецензурщиной грязный подъезд, вонючий лифт, жуткий комбинат, вид на который открывался из окна комнаты Вити.
«Я похож на заброшенный город — в нём теперь только пепел и дым… За спиною назойливый шепот: «Ты родился и сдохнешь один!» — написал школьник на своей странице в соцсети за два дня до гибели.
В селе Латышиха Нижегородской области лишил себя жизни 15-летний местный житель. Он сделал это после того, как узнал результаты сдачи предварительного ЕГЭ по русскому языку.
Погибшего ученика девятого класса неподалеку от дома обнаружила его мать. Женщина сообщила стражам порядка, что вокруг шеи сына была завязана верёвочная петля, закрепленная на ветке дерева. Предсмертной записки школьник не оставил.
Родственники дали полицейским показания, что подросток сильно переживал из-за проваленных экзаменов.
В июне 2010 года покончил с собой московский школьник, который не смог сдать ЕГЭ. В полночь 16-летний подросток выпрыгнул из окна своей квартиры.
В сентябре того же года повесился семиклассник в Свердловской области. Он успел сорвать несколько уроков. Пока маму отчитывал директор, сын пошёл домой и там совершил самоубийство.
В Оренбургской области восьмиклассник покончил с собой, повесившись в лесу. За несколько часов до этого учитель сообщила его матери о плохой успеваемости мальчика. Он сел на велосипед, уехал и не вернулся.
Тело ребёнка обнаружил один из местных жителей.
— Если школьник сводит счёты с жизнью, то виноваты в этом те, кто находились рядом и не заметили состояния, в котором он пребывал. Педагоги не должны нагнетать обстановку, она и без того нервозная. Дети переживают и некоторые с этим не справляются. Даже в тех школах, где есть психологи — они либо не выполняют свою работу, либо совмещают её с другой работой, — говорит уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов.
«Я устал от шума…»
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. В России за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста — до 20 процентов суицидальных попыток совершают дети и подростки.
По наблюдениям медицинских работников, при попытке самоубийства подавляющее большинство несовершеннолетних (87 процентов) принимали лекарственные препараты и средства бытовой химии. На долю механической асфиксии и падения с высоты приходится 13 процентов. В то же время наиболее частой причиной смерти является именно механическая асфиксия, которая составила 89,8 процентов от общего количества случаев смерти лиц обоего пола. Второе место как причина смерти занимают отравления — 7,8 процентов, третье — падение с высоты — 2,4 процента.
Случается, юнцы совершают самоубийства, причину которых не могут определить ни близкие, ни правоохранители. Примером тому может служить трагедия, происшедшая в селе Исламбахты Ермекеевского района Республики Башкортостан. Там на канатной верёвке повесился 15-летний Ильгизар.
У доброго, улыбчивого парня было много друзей, он являлся любимцем местной рэп-тусовки. Сочинял тексты. Свои последние слова тоже зарифмовал:
«Холод в душе, в глазах туман, этот мир ад.
Я устал. Меня ангел забрал и положил спать.
Я ушёл, мы скоро встретимся, я знаю.
Я сплю спокойно! Эта ночь моя,
Словно звёздный плач.
Я устал говорить — завтра будет всё намного проще,
Я устал видеть каждый день одно и то же, по ночам
Мне одно и то же снится.
Я устал всё за вами повторять — устал делать то, что мне говорят.
Я устал ото всех, я устал от проблем.
Я устал верить вам, я устал, поверь.
Я устал видеть красоту в глазах людей,
Я устал от сегодняшнего дня.
Я устал спать, ничего не находя.
Я устал от шума, я устал от тишины.
Я устал всё думать, я устал быть никем.
Я устал от войны — от войны с самим собой.
Ну помоги мне, господи! Ведь я так устал. Но все же я всех люблю. Не скучайте. Всё будет хорошо. Респект всем своим друзьям".
— Даже предположить не можем, почему он так поступил. Ильгизар никогда ни на что не жаловался, напротив, подбадривал других. У него замечательные родители, — плачет одноклассница самоубийцы Оксана.
— Думаю, что многие дети принимают решение уйти из жизни из-за недостаточного внимания родителей, из-за обид, нанесённых кем-то. Часто самоубийства происходят в неполных семьях. Мне было 14 лет, когда мой папа ушёл на фронт и не вернулся. Мне не хватало общения с ним. С мамой я не могла быть такой откровенной, — говорит председатель «Московской Хельсинской группы» Людмила Алексеева.
«СП»: — Что нужно сделать, чтобы дети не убивали себя?
— Оберегать их, помнить о них.
Специалисты говорят, что причины, обуславливающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является нарушение взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением.