Хотя позади всего половина нынешнего года, однако уже ясно, что государственный оборонный заказ-2011, на который страна выделила в общей сложности немыслимые еще недавно 1,5 триллиона рублей, уже сорван. Такое сенсационное признание сделал создатель межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава», генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов.
По словам Соломонова, на сегодня Министерство обороны не заключило с производителями стратегического оружия ни единого договора. Такого ни разу не случалось даже в последние, катастрофические для оборонки, полтора десятилетия. Прежде, рассказал академик, тоже все выглядело безобразно. Деньги от военных на заводы обычно приходили с огромным опозданием — в апреле-мае. Учитывая, что цикл производства каждой межконтинентальной баллистической ракеты составляет около года, заводчанам приходилось работать в бешеном темпе, чтобы заказанное оружие поставить на боевое дежурство к новогодним елочкам.
Увы, в 2011-м никакой трудовой героизм уже не поможет, поскольку на дворе июль, а денег у промышленности нет. В результате предсказать, сколько из запланированных на нынешний год 36 межконтинентальных баллистических ракет различных типов поступит в войска, не знает никто.
Но самое поразительное даже не это. Просто убийственно, что буквально несколько месяцев назад все этажи верховной российской власти дружно грозили пальчиком Министерству обороны за систематический срыв финансирования гособоронзаказа.
Первым в апреле на совещании по развитию ОПК под телекамеры грозно высказался президент России Дмитрий Медведев. Глава государства напомнил, что в послании он говорил о необходимости поставить в 2010 году «более 30 баллистических ракет, ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов „Искандер“, около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три АПЛ, один корабль класса корвет, 11 космических аппаратов». И продолжил:
— Когда я выступал, я не сам это придумал. Это было согласовано со всеми сидящими на совещании. Не сделано почему? Жду ответа с предложениями. Уверен, что во времена оные уже половина присутствующих занимались бы активным физическим трудом на свежем воздухе. Нужно отвечать за взятые на себя обязательства. Просто выглядим абсолютно неприемлемо. В марте на коллегии Минобороны я говорил фактически о провале программы госвооружений. Сейчас хочу услышать, почему это произошло, кто наказан и как. Доложите предложения с должностями. Если такие предложения не докладываются, то должны отвечать руководители отрасли и руководители правительства.
Виновные были назначены тут же. Несколько высокопоставленных генералов и адмиралов, как доложил Медведеву курирующий оборонку вице-премьер Сергей Иванов, представлены к увольнению в запас. Правда, потом оказалось, что часть из них давно покинули службу и совсем по иным поводам. Но это, думалось, можно списать на издержки бюрократического творчества. Самого Иванова, который все это безобразие допустил, гроза обошла стороной. Непонятно, кстати, почему.
А вот выданное на том же совещании прямое указание президента до конца мая завершить размещение гособоронзаказа на заводах главой Минобороны Анатолием Сердюковым было, вроде бы, проигнорировано.
Если бы все было так просто… Ну, наказали бы пусть и неприкасаемого до сего дня Сердюкова. Зашевелился бы он и его подчиненные. И дело бы двинулось.
Увы, так просто проблему не решить. Как выяснилось, в стране при деятельном участии министра обороны создана абсолютно недееспособная система заказа вооружений. В которую, напомню, государство вознамерилось до конца 2020 года вкачать аж 20 триллионов рублей. Про эту самую систему разоткровенничавшийся и, видимо, решивший окончательно рассориться с военными академик высказался так:
— Министерство обороны занимает не просто неконструктивную позицию, а непонятную с точки зрения государства. Его подразделения на сегодняшний день не в состоянии решить эту задачу. Это результат всех структурных нововведений и переподчинений в центральном аппарате. Создана система абсолютно недееспособная… Элементарно, у нас кадры ведь решают все — известный стереотип. Но для того, чтобы они решали все, они должны соответствовать тому месту, на котором сидят. А если у нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию?! Ну, это же факт, который не нужно даже доказывать! А психология-то другая у налоговиков, другие мозги. А там нужно быть и инженером, и «ценовиком».
Переведя дух, Соломонов продолжил:
— Премьер Путин провел сбор в марте на Воткинском заводе, дал прямые поручения. Причем без всякого «педалирования», но с одной убедительной просьбой к федеральным органам: не позже апреля (деньги-то на все заложены в бюджете) «раскассировать», как было сказано, эти средства, чтобы они пошли, наконец, предприятиям. Как вы думаете: сделано ли что-нибудь? Ничего!
Хотите детально знать, как было выполнено указание премьер-министра Путина, о котором рассказал академик Соломонов? Вот вам данные генерального директора «Ростехнологий» Сергея Чемезова: к 1 мая, то есть, когда истек отпущенный премьером России срок, авансовый взнос по гособоронзаказу со стороны Министерства обороны России составил 6,9 миллиарда рублей. Это только 18 процентов от общего объема уже заключенных контрактов на поставку вооружений и военной техники. При этом российское военное ведомство вообще не разместило заказ на поставку боеприпасов в 2011—2012 годах.
А это уже приговор сердюковской военной реформе. По которому отвечать, вообще-то, положено не только в дисциплинарном порядке. Потому что если в итоге сомнительных преобразований в Минобороны впустую транжирятся триллионы, то это уже преступление государственного масштаба.
В том, что происходящее выглядит именно преступлением, очевидно, уверен и президент Медведев. Во всяком случае, на сенсационные откровения академика Соломонова он отреагировал в тот же день. На совещании по вопросам выполнения поручений президента, когда все темы повестки были рассмотрены, Медведев сказал:
— На этом можно было бы и закончить, если бы я сегодня не прочитал, что гособоронзаказ за 2011 год сорван.
Среди участников совещания, многие из которых, в том числе, министр обороны, находились на видео-конференцсвязи, на полминуты воцарилась тишина, передает ИТАР-ТАСС.
— Анатолий Эдуардович, вы где? — прервал гробовую тишину Медведев. Когда изображение министра, который находится в Сочи на заседании Совета министров обороны СНГ, появилось на экране, президент продолжил:
— Я хочу, чтобы Вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией. Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий… А если она (ситуация) иная, то нужно разобраться с теми, кто сеял панику. Вы знаете, по законам военного времени, как с паникерами поступали? Расстреливали! Понятно?
Фото: «Александр Миридонов/Коммерсантъ»