После жесткого разгона молчаливого протеста на привокзальной площади Минска в День независимости, 3 июля, и ареста более 400 участников акций по всей Белоруссии, организаторы «Революции через социальную сеть» приуныли, и не зовут людей участвовать в акциях на центральных площадях — стало очевидно, что это больше небезопасно.
Их новые идеи пока выглядят сумбурными. 6 июля группа «Революция через социальную сеть» предложила к воплощению довольно невнятный план: в 19 часов нужно было выйти к 1 подъезду своего дома, поаплодировать, пройти, почему-то, к ЖЭСу, похлопать там, а потом отправиться к общей точке сбора в одном из девяти районов Минска, и продолжить акцию там.
Эта идея, больше похожая на отступление, активно критиковалась даже сторонниками интернет-революции — после массовых сборов вдруг перейти к таким разрозненным точечным действиям. Один из организаторов, Вячеслав Дианов, оправдывается перед соратниками на странице группы «В контакте»: «Стратегия не должна быть тупиковой — она должна развиваться, и если на это понадобится время — мы готовы. И к осени людей начнёт собираться ещё больше и больше. Вспомните первые наши акции, там было не больше 50 человек. А теперь надо чтобы такое же количество начало выходить у себя на районе. Время и проработка — наклейки и листовки. Все способы хороши. Не бойтесь своего народа — он подхватит. Надо только начать».
Но Батька не дремлет. В качестве превентивной меры власть отменила даже традиционные костюмированные гуляния в честь народного праздника Купалье в ночь с 6 на 7 июля, которые еще в прошлом году проходили в каждом районе Минска и по всей Беларуси: Лукашенко боится любых массовых скоплений людей, тем более, традиционно во время праздника жгут костры и ходят с факелами.
Всех взять!
Собираться у подъездов и идти к ЖЭСам никто не стал, но к указанным группой «Революция через социальную сеть» площадкам в своих районах города люди пришли.
В народе зачистки во время мирных акций протеста называют «хапун», от белорусского «хапаць», то есть — хватать. 6 июня короткостриженные люди в гражданском особенно лютовали в Московском районе Минска. Как только раздались первые хлопки (аплодисменты — форма протеста интернет-революционеров) среди собравшихся у торгового центра «Титан» сопротивленцев, молодчики схватили несколько людей, в том числе — молодых девушек, тащили их в припаркованные рядом автобусы без номерных знаков.
В это время около двухсот человек, которые стояли через дорогу от места акции, делая вид, что ждут автобуса или просто гуляют, стали аплодировать, проезжающие мимо машины — сигналить в знак поддержки. Люди в черных спортивных костюмах переметнулись туда: задерживали даже людей, делающих покупки в торговом зале стоящего рядом универсама «Волгоград».
Аресты с применением силы произошли во всех местах проведения протестов. Также везде велась беспрерывная оперативная съемка — «операторы» были в штатском, а вот любительские видеокамеры — с инвентарными номерами.
У Национальной библиотеки кроме привычных бритоголовых в гражданском по площадке ходил милиционер в форме, однако, без опознавательных знаков: его погоны и именной бейдж были прикрыты синей жилеткой с загадочной надписью «Информационная группа». Ряженый в фуражке монотонно повторял в мегафон, что акция не санкционирована, и не реагировал на требования вызвать милицию и объяснить, по какой причне закрыто движение пешеходам .
При попытке задержания у одного из участников акции у библиотеки случился приступ эпилепсии. Его продолжали пытаться тащить в автозак, но, как обычно, на помощь пришли белорусские женщины, которые уже неоднократно подтверждали своими действиями, что смелее и активнее мужчин. Одна из участниц акции, дама среднего возраста, даже достала из сумочки иконы, держа их впереди себя, просила представителей спецслужб: «Побойтесь Бога!».
Особенно ироничным на фоне действий сотрудников спецслужб выглядит заявление, сделанное ранее тем же днем генеральнм прокурором Беларуси Григорием Василевичем: «Сотрудники правоохранительных органов, принимая меры по обеспечению общественного порядка, сами также обязаны неукоснительно соблюдать действующее законодательство, включая ведомственные акты, быть максимально корректными. Предварительно, если позволяет ситуация, нужно представляться и требовать от граждан прекращения противоправных действий, разъяснять законодательство и последствия его неисполнения».
Собачье дело
Спецслужбы в регионах Белоруссии под разными предлогами перекрывают доступ участникам акций к главным площадям. Но люди все равно приходят протестовать, даже в самых маленьких населенных пунктах: в городе Малорите Брестской области, где живут всего 11 тысяч человек, на акцию вышли 7 жителей, за ними наблюдали 2 милиционера, в итоге 4 участников акции задержали, среди них — гражданка Чехии.
Протестующие в Гродно собрались у одноименного с городом кинотеатра, их было около 300 человек, и во время «хапуна» люди в штатском нагрузили протестующими два автобуса и два микроавтобуса. После отъезда на тротуаре осталась валяться обувь.
В городе Вилейка доблестные слуги закона задержали 8 человек и… собаку. Пока не сообщается, по какой статье будет привлечено к ответственности домашнее животное. Но в народе уже гуляет горькая шутка про то, что собака призналась к причастности к взрыву в метро.
В Пинске и Барановичах в акциях приняли участие по 100 человек, десяток задержали. 20 человек попали в кутузку в Молодечно. В Новополоцке протестовать вышли 200 человек. В Могилеве участие в интернет-революции приняли 150−200 человек. В Кобрине на площадь вышли 70 человек, увезли в милицию 4.
Всего, по информации правозащитного центра «Весна», во время «интернет-революции» 6 июля в республике Беларусь были задержаны 150 человек, из них — 15 журналистов. Причем к журналистам применена новая тактика — их «отлавливают» в самом начале акции, чтобы не могли зафиксировать, как опричники хватают и тащат мирных граждан.
Европа призывает одуматься
Председатель Европарламента Ежи Бузек, открывая сессию высшего законодательного органа ЕС в Страсбурге, заявил, что «Белорусские власти должны незамедлительно и безоговорочно выпустить всех демонстрантов, задержанных во время мирных акций протеста». Этого же потребовал действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис: «Мы призываем власти Беларуси освободить задержанных, воздержаться от применения силы в отношении мирного гражданского населения и обеспечить уважение к основным правам человека и свободам». Но сомнительно, что к этим увещеваниям прислушается Лукашенко, назвавший в апреле председателя Еврокомисии Жозе Мануэля Баррозу козлом.
Белорусы продолжают всем миром собирать деньги на выплату штрафов за задержанных во время молчаливых акций — их всех судят по административной статье «мелкое хулиганство». Помочь невинно осужденным можно как в интернете, с помощью различных электронных переводов, так и в реальности. После разгона акции 29 июня деньги передавали даже в туалетах «Макдональдса». Это стало причиной курьезных случаев — к оплатившим штрафы стала наведываться налоговая инспекция с вопросом: «Из каких источников вы получили деньги на оплату?».
Уразумев, что дальше «обдирать» нищий народ смысла нет никакого, Лукашенко изменил тактику, и большинство задержанных теперь приговаривают не к денежному штрафу, а к отсидке от 5 до 15 суток. Родные и близкие, приходя к местам заключения, выражают свое несогласие с действиями властей аплодисментами, не боясь оказаться в соседней камере.
Минск
Фото автора