В июле 1936 года бывший царский генерал Скоблин, работавший в то время на германскую разведку, передал в Берлин два сенсационных сообщения: среди руководства Красной армии зреет заговор против Сталина во главе с заместителем наркома обороны Михаилом Тухачевским; заговорщики находятся в контакте с ведущими генералами немецкого верховного командования и немецкой разведывательной службы.
Начальник службы безопасности СС Гейдрих приказал своим агентам тайно проникнуть в секретные архивы верховного командования вермахта и скопировать досье на Тухачевского. В этом досье хранились документы особого управления «К» — закамуфлированной организации рейхсвера, которая занималась вопросами производства оружия и боеприпасов, запрещенных Версальским договором. Досье содержало записи бесед между немецкими офицерами и представителями советского командования, включая протоколы переговоров с Тухачевским. С этих документов началась операция под условным названием «Заговор генерала Тургуева» (псевдоним Тухачевского, под которым он в начале 30-х годов прошлого века приезжал в Германию с официальной военной делегацией), в результате которой, как считают некоторые историки, была спровоцирована массштабная чистка в Красной армии накануне Второй мировой войны. В частности, 11 июня 1937 года был расстрелян «главный заговорщик» маршал Тухачевский.
Разные версии
За 75 лет, минувших с тех пор, были выдвинуты десятки самых разных версий заговора. На мой взгляд, наиболее достоверны три.
По версии, наиболее распространенной на Западе, Сталин явился жертвой провокации спецслужб фашистской Германии, подбросивших сфабрикованные документы о «заговоре в Красной Армии». Предполагается, что Гейдрих приказал фальсифицировать полученное в вермахте досье на Тухачевского (Тургуева): в записи бесед и переписку были включены дополнительные фразы, добавлены новые письма и ноты, так что в конце получилось солидное досье с «подлинными» документами и печатями, вполне убедительное, чтобы передать любого генерала в любой стране в руки военного трибунала по обвинению в государственной измене.
Здесь достоверным и доказательным можно считать лишь то, что в середине мая 1937 года на столе у Сталина действительно появилось досье на Тухачевского, которое в результате специально организованной (или же несанкционированной) утечки информации из спецслужб Гитлера стало достоянием сначала МИД Чехословакии, а потом и СССР. В нем, в частности, содержались записи бесед немецких офицеров с представителями советского командования, в том числе Тухачевским. А также письмо Тухачевского немецким единомышленникам, где речь шла о стремлении избавиться от опеки партийного аппарата и захватить в свои руки государственную власть. Сторонники этой версии считают, что досье в результате очень тонкой операции гитлеровских спецслужб было подсунуто Сталину. Цель: спровоциорать его на массовые репрессии в офицерской среде.
Другая версия была сформулирована в западной прессе еще в 1937 году: заговор военных действительно существовал, но был направлен не против Советской власти, а лично против Сталина.
Мне довелось ознакомиться с уголовным делом Тухачевского, но там сколь-нибудь серьезных подтверждений антисталинской версии не нашлось. Первое письменное заявление маршала после ареста датировано 26 мая 1937 года. Он писал народному комиссару внутренних дел Ежову: «Будучи арестован 22-го мая, прибыв в Москву 24-го, впервые был допрошен 25-го и сегодня, 26 мая, заявляю, что признаю наличие антисоветского военно-троцкистского заговора и то, что я был во главе его. Обязуюсь самостоятельно изложить следствию все касающееся заговора, не утаивая никого из его участников, ни одного факта и документа. Основание заговора относится к 1932 году. Участие в нем принимали: Фельдман, Алафузов, Примаков, Путна и др., о чем подробно покажу дополнительно».
На допросе у наркома внутренних дел Тухачевский рассказывал: «Еще в 1928 году я был втянут Енукидзе в правую организацию. В 1934 году я лично связался с Бухариным; с немцами я установил шпионскую связь с 1925 года, когда ездил в Германию на учения и маневры… При поездке в 1936 году в Лондон Путна устроил мне свидание с Седовым (сын Л.Д.Троцкого. — С.Т.)…»
Не ставлю своей задачей ответить на вопрос, что Тухачевский писал и говорил искренне, а что «выколотили» из него в НКВД. Речь о другом. В его свидетельствах нет и намека на антисталинский характер заговора, мнимого или действительно имевшего место.
Третья версия в какой-то степени объединяет предыдущие, но ставит во главу угла коварство Сталина. В соответствии с ней досье на Тухачевского родилось в стенах НКВД, было подброшено немецким спецслужбам в надежде на то, что они, заинтересованные в «обезглавливании» Красной Армии, подыграют Сталину и помогут ему расправиться с троцкистской пятой колонной в армии перед тяжелейшей войной.
«Дело» на царского офицера
Полного доверия к Тухачевскому Советская власть, можно сказать, никогда не имела. Бывший дворянин, бывший офицер царской гвардии, попавший в германский плен
во время Первой мирровой войны, легко перешедший после революции на сторону большевиков, он не пользовался уважением в рабоче-крестьянской среде. «Наблюдательное производство» по Тухачевскому чекисты начали вести еще с 1922 года. К этому времени относятся содержащиеся в нем показания двух офицеров, служивших в прошлом в царской армии. Вдохновителем своей антисоветской деятельности они назвали… Тухачевского. Копии протоколов допросов были доложены Сталину, который направил их Орджоникидзе с такой многозначительной запиской: «Прошу ознакомиться. Поскольку это не исключено, то это возможно». Реакция Орджоникидзе неизвестна, но скорее всего он замял дело. В другом случае в наркомат по военным и морским делам жаловался на Тухачевского секретарь парткома Западного военного округа (неправильное отношение к коммунистам, аморальное поведение). Но нарком М. Фрунзе наложил на информацию резолюцию: «Партия верила тов. Тухачевскому, верит и будет верить».
Можно только предполагать, на чем основывалась эта вера. Если объективно оценивать военные таланты Тухачевского, то нужно сказать, что они были не столь велики, как иногда считается. В качестве командама он полностью проиграл сражение легендарному генералу Каппелю, бездарно продул польскую кампанию. Зато проявил себя жестоким и безжалостным усмирителем антисоветских бунтов — потопил в крестьянской крови Тамбовское восстание, огнем и свинцом усмирил Кронштадский мятеж. Возможно, такая «преданность» делу революции для представителей «ленинской гвардии» и была главным доказательством верности Тухачевского.
Впрочем, судя по некоторым документам, Сталин не очень-то верил в этого военспеца. В личном архиве Климента Ворошилова мне довелось снять ксерокопию письма вождя наркому обороны. Тогда в газете «Красная звезда» тоталитарный режим, страдающий отсутсвием гласности, вел открытую дискуссию о том, как вести реформу Вооруженных сил. В частности, на высказанные в статье Тухачевского, как теперь показала история, завиральные идеи пошли возмущенные отклики. Сталин следил за дискуссией. И высказал свое мнение Ворошилову, Вот это письмо.
«Сов. секретно
Тов. ВОРОШИЛОВУ
Клим, ты знаешь, что я очень уважаю т. Тух-го, как необычайно способного товарища. Но я не ожидал, что марксист, который не должен отрываться от почвы, может отстаивать такой, оторванный от почвы фантастический «план» (создание 11-миллинной армии — С.Т.). В его «плане» нет главного, т.е. нет учета реальных возможностей хозяйственного, финансового, культурного порядка. Этот «план» нарушает в корне всякую мыслимую и допустимую пропорцию между армией, как частью страны, и страной, как целым, с ее лимитами хозяйственного и культурного порядка. «План» сбивается на точку зрения «чисто военных» людей, нередко забывающих о том, что армия является производным от хозяйственного и культурного состояния страны.
«Осуществить» такой «план» — значит наверняка загубить и хозяйство страны, и армию. Это было бы хуже всякой контрреволюции.
Отрадно, что Штаб РККА, при всей опасности искушения, ясно и определенно отмежевался от «плана» т. Тух-го.
Твой И. СТАЛИН".
Но не думаю, что подобные «ошибки» Тухачевского могли стоить ему жизни. Есть, вероятно, более веская причина. Сегодня уже документально засвидетельствовано, что эмигрантские круги и «внутренняя» оппозиция «присматривались» к Тухачевскому как к возможному Бонапарту, способному свернуть шею «вождю народов». Можно предположить, что Сталин не стал дожидаться развития ситуации по этому гипотетическому руслу. Убрал Тухачевского, а вместе с ним и военную троцкистскую оппозицию.
Что из этого вышло
Несмотря на то, что, как всем известно, история не тепит сослагательного наклонения, некоторые современные аналитики утверждают: если бы не предвоенные чистки в армии, мы победили бы фашизм меньшей кровью. Не берусь гадать на эту тему. Приведу лишь мнения на сей счет наших врагов, которым не было никакого резона обеливать Сталина.
Например, в своем выступлении в октябре 1943 г. рейхсфюрер СС Гиммлер заявил: «Когда в Москве шли большие показательные процессы, и были казнены бывший царский кадет, а впоследствии большевицкий генерал Тухачевский и другие генералы, все мы в Европе, включая и нас, членов партии и СС, придерживались мнения, что большевицкая система и Сталин здесь совершили одну из своих самых больших ошибок. Оценив так ситуацию, мы сами себя сильно обманули. Мы можем правдиво и уверенно заявить об этом. Я полагаю, что Россия не выдержала бы все эти два года войны — а сейчас она уже на третьем, — если бы сохранила бывших царских генералов».
Очень красноречива дневниковая запись министра пропаганды гитлеровской Германии Геббельса от 8 мая 1943 г.: «Шла конференция рейхсляйтеров и гауляйтеров… Фюрер вспомнил случай с Тухачевским и выразил мнение, что мы были полностью неправы, когда поверили, что таким способом Сталин уничтожит Красную армию. Верным было обратное: Сталин избавился от оппозиции в Красной Армии и, таким образом, положил конец пораженчеству».
Из досье СП
5 марта 1921 года Тухачевский назначен командующим 7-й армией, направленной на подавление восстания гарнизона Кронштадта. К 18 марта восстание подавлено.
В 1921 году РСФСР была охвачена антисоветскими восстаниями, крупнейшим из которых в Европейской России было крестьянское восстание в Тамбовской губернии. Расценивая Тамбовский мятеж как серьёзную опасность, Политбюро ЦК в начале мая 1921 г. назначает Тухачевского командующим войсками Тамбовского округа с задачей полностью подавить его в кратчайшие сроки. Согласно разработанному Тухачевским плану, восстание было в основном подавлено к концу июля 1921 года.
Из Приказа Тухачевского № 0116 от 12 июня 1921:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая все, что в нём пряталось.
2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов.
3. Начальнику боевых участков настойчиво и энергично выполнить настоящий приказ.
4. О принятых мерах донести.
Командующий войсками Тухачевский,
Начальник штаба Какурин.
23 июня 1921 г.
Опыт первого боеучастка показывает большую пригодность для быстрого очищения от бандитизма известных районов по следующему способу чистки. Намечаются наиболее бандитски настроенные волости, и туда выезжают представители уполиткомиссии, особотделения, отделения РВТ и командования, вместе с частями, назначенными для проведения чистки. По прибытии на место волость оцепляется, берутся 60 — 100 наиболее видных заложников и вводится осадное положение. Выезд и въезд из волости должны быть на время операции запрещены. После этого созывается полный волостной сход, на коем прочитываются приказы и написанный приговор для этой вол[ости]. Жителям дается два часа срока на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей, и население ставится в известность, что в случае отказа дать упомянутые сведения, взятые заложники через два часа будут расстреляны. Если население не указало бандитов и не выдало оружие по истечении 2-часового срока, сход собирается вторично и взятые заложники на глазах у населения расстреливаются, после чего берутся новые заложники и собравшимся на сход вторично предлагается выдать бандитов и оружие. Желающие это исполнить становятся отдельно, разбиваются на сотни, и каждая сотня пропускается для опроса через опросную комиссию [из] представителей особотдела РВТ. Каждый должен дать показания, не отговариваясь незнанием. В случае упорства производятся новые расстрелы
Председатель Полномочной комиссии ВЦИК Антонов-Овсеенко
Командующий войсками Тухачевский
9 июля 1921 г.
Разгромленные банды прячутся в лесах и вымещают свою бессильную злобу на местном населении, сжигая мосты, портя плотины и прочее народное достояние. В целях охранения мостов Полнком ВЦИК приказывает: 1. Немедленно взять из населения деревень, вблизи которых расположены важные мосты, не менее пяти заложников, коих в случае порчи моста надлежит немедленно расстреливать. 2. Местным жителям организовывать под руководством ревкомов оборону мостов от бандитских налетов, а также вменить населению в обязанность исправление разрушенных мостов не позднее, чем в 24-часовой срок. 3. Настоящий приказ широко распространить по всем деревням и селам.
Предполком ВЦИК Антонов-Овсеенко
Командвойск Тухачевский