Реформа среднего образования в Москве в преддверии нового учебного года дошла до ключевого этапа — изменения системы оплаты учительского труда. Как сообщили СМИ источники в правительстве Москвы, с начала сентября в столичных школах отменяются ставшие уже привычными «лужковские» надбавки к зарплатам.
«С сентября отменяются все надбавки, годами державшие заработки столичных учителей на голову выше, чем в других регионах», — пишет «МК». Надбавки к окладу, включая те, что гарантированы федеральным законом, исчезнут, а все доплаты пойдут через стимулирующую часть, распределять которую будут директора школ. Гарантированная зарплата составит 19 тысяч рублей. Остальные выплаты «будут зависеть от качества работы учителя», — сообщает издание, ссылаясь на свои источники.
Учитывая опыт предыдущих аналогичных реформ, в том числе оплаты труда в здравоохранении, многие — и в первую очередь, сами учителя — относятся к этому настороженно. Проблема имеет и политическое измерение — учителя чаще других становятся сотрудниками территориальных избирательных комиссий, а значит, их недовольство ослабит традиционный административный ресурс партии власти. С этой точки зрения, такая реформа «под выборы» выглядит странной, если не прямо самоубийственной.
Эксперты «МК» также прогнозируют, что в московских школах будет «исход» специалистов — некоторые из них пришли в школы несколько лет назад в основном ради «лужковских» надбавок.
При этом в теории и на уровне принятых решений концепция отказа от «лужковских надбавок» выглядит вполне разумно. «Сокращение зарплаты учителям вообще не предполагается, — рассказала „СП“ директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Речь идет лишь об отмене жестко закрепленных надбавок. Теперь куда больше полномочий получает школа сама по себе — причем в лице не директора, а управляющего совета школы, в который входят и представители трудового коллектива, и профсоюз, и руководство школы. Отходя от жесткой распределительной системы, авторы реформы хотят, чтобы оплата труда была увязана с качеством и результативностью преподавания. Этого и помогает достичь свободное распределение надбавок советом школы».
По словам Абанкиной, предполагается, что каждая школа в основание своей политики оплаты труда положит жесткую и систематизированную критериальную базу в виде локального нормативно-правового акта — то есть, всем будет ясно, за какие достоинства и по каким критериям будут платить. Избежать произвола директоров школ будет возможно, полагает эксперт — вся процедура задумана очень прозрачной, в распределении надбавок будут участвовать и представители профсоюза.
«Школам нужно предоставлять больше свободы, а практика административного назначения надбавок по „сетке“ показала себя неэффективной, не принесла ожидаемых результатов», — резюмирует Абанкина.
Между тем, как и с разгоревшимся в первой половине этого года скандалом вокруг образовательного стандарта для старшеклассников, у реформы финансирования учителей противников, может быть, больше, чем сторонников. Так, эксперты Всероссийского фонда образования настроены более чем скептически. О том, почему новая реформа обречена на непопулярность, «СП» рассказал ведущий эксперт фонда Олег Степанов:
«СП»: — Каковы возможные последствия реформы оплаты труда московских учителей?
— Да никаких последствий реальных не будет, увы. Народ будет безмолвствовать. А если и будет бунт, то скорее общий — против стандартов, против ЕГЭ, против Фурсенко. Ну, и москвичи тогда присоединятся с отменой надбавок. А пока вряд ли.
«СП»: — А не побегут ли учителя из профессии после урезания надбавок?
— Учителя — вряд ли побегут. Дело в том, что, как врачи, как военные — учителя совершенно особые люди. Это профессия на всю жизнь. Учителя — это основа государства, один из его устоев. Другое дело, что ломать эти устои могут только окончательно невежественные и безответственные люди — я знаю, о чем говорю, сам много лет проработал на серьезных должностях в правительстве. Нынешние чиновники, судя по их делам, не представляют себе ни аппаратной работы, ни своих прямых обязанностей…
«СП»: — А в целом — целесообразна ли отмена лужковских надбавок? Справедливы ли были сами эти надбавки — именно московским учителям, хотя остальным в России хочется кушать не меньше?
— У психологии человека есть фундаментальное свойство. Если у него что-то отнимают, то это всегда воспринимается как несправедливость. И наоборот: какими бы ни были надбавки, они воспринимались как хорошие и справедливые. Доплата — хорошо, ее отмена — плохо. И здесь не изменить ничего.
В других регионах тоже иногда есть надбавки. А Москва, конечно, особый регион, государство в государстве — так что эта система была понятна. Ну, а в других регионах — цифры зарплат учителей вообще поразительны: в Ярославской области, знаю доподлинно, учителям в школе (причем не новичкам!) платят около 3500 рублей в месяц. Там, конечно, жизнь несколько дешевле московской — но все равно, прожить на одну ставку нигде невозможно. Люди берут много дополнительной нагрузки и кое-как сводят концы с концами. Так же и в столице, с поправкой на уровень цен.
Так что отмена московских надбавок может обрадовать разве что особо ярых завистников по формуле «у соседа сдохла корова, а мне приятно». А вообще-то такое ухудшение условий труда еще и антиконституционно: ведь в Основном законе есть положение о том, что в результате принятых государством решений не должны ухудшаться жизненные условия граждан. Должна быть какая-то компенсация.
«СП»: — Как вы думаете, почему такие меры приняли в преддверии выборов?
— Вообще, я думаю, что никакой выборной подоплеки тут нет. Никто таких гадостей под выборы бы делать не стал — по крайней мере, сознательно. Но тут проблемы две. Во-первых, сама по себе политика в области образования в Москве далека от того, что мы понимаем под образовательной политикой. То есть, имеется большая глупость. А во-вторых, везде идет подковерная борьба, ведь меняется состав департамента образования. Кто-то вполне мог подставить таким образом своего начальника — или, напротив, подчиненных. При этом, конечно, забывается главное — что образование должно быть качественным.
Отметим, что аналогичная реформа уже прошла в некоторых других регионах, где были приняты региональные надбавки в системе образования. Один из таких регионов — республика Татарстан. Там на новую систему надбавок перешли еще год назад. Как поясняли тогда в Минобрнауке РТ, расчет зарплаты учителя по новой системе оплаты труда складывается из двух частей: 70% - базовая часть, которая формируется за то, что учитель работает, и 30% - стимулирующая часть, выплачивающаяся учителю по итогам достижений. В частности, при формировании стимулирующей части будут учитываться результаты ЕГЭ выпускников, итоговой аттестации учащихся 9-х классов, а с 4-х классов — мониторинга знаний школьников и другие показатели.
Также производятся выплаты, исходя из специфики работы — вплоть до 70 и даже 100% (чем сложнее работа, тем больше — самые крупные надбавки получают педагоги коррекционных школ) Предусмотрены и выплаты за квалификационную категорию, качество выполняемых работ, а также премиальные и иные поощрительные выплаты (2% от фонда оплаты труда) — по усмотрению директора. Премиальные самому директору не должны превышать 0,5% от фонда оплаты труда, а решение о размере выплаты принимается учредителем образовательного учреждения.
Таким образом, возможны два варианта развития событий: либо уже в начале осени мэр Сергей Собянин торжественно, как и в Татарстане, пообещает сохранить и приумножить надбавки, поменяв только алгоритм их начисления; либо в Москве ситуация будет развиваться по радикально-либеральному сценарию, что приведет, по выражению экспертов Института современного развития (ИНСОР), к замене бесплатности образования платностью. А это неминуемо означает рост глухого недовольства — перед важнейшей выборной кампанией.
Если учесть, что общая сумма надбавок московским учителям составляет около 450 млн рублей в год — это 15% от бюджета, который этим летом пущен на знаменитую замену тротуаров с асфальта на плитку — подобное обострение ситуации выглядело бы вряд ли разумно.