Говорят, что средний американский школьник, зачастую, затрудняется на географической карте найти столицу одного или нескольких европейских государств, зато в случае нарушения закона, он точно знает, куда и какую направлять жалобу по защите своих конституционных прав. В России все иначе. Париж или Прагу худо-бедно на карте найдут, а вот в чей адрес «телегу» послать, крепко задумаются. В лучшем случае, по старой советской привычке позвонят в газету или на какую-нибудь «горячую линию».
Едва ли кто сегодня осмелиться утверждать, что средний россиянин способен самостоятельно и эффективно защитить свои права. Но это только малая часть проблемы. Существующая деградация российского образования напрямую оказывает негативное влияние как на образовательный уровень юристов, так и на конституционность разрабатываемых и принимаемых депутатами ГД РФ отдельных нормативно-правовых актов. Достаточно сказать, что большинство программ высших учебных заведений, факультетов юриспруденции не нацелены на обучение будущих юристов грамотному составлению жалоб, исков, возражений и т. д…
В итоге россияне получают дипломы юристов, однако ни знаниями, ни навыками по защите как своих, так и прав граждан, за редким исключением, не обладают. Их просто этому не учили. Вероятно, что и зачастую встречающаяся в издаваемых законах противоречивость отдельных статей Конституции РФ, также является следствием недостаточного уровня российского образования.
Взять, например, Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. Этот закон содержит указание, что деятельность политических партий основывается, в первую очередь, на Конституции РФ. Тем не менее, отдельные статьи закона, как нельзя лучше демонстрируют наличие, на мой взгляд, противоречия с основным законом страны.
В Конституции РФ провозглашено: «Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст.1). Как следует из п. 2 ст. 15 N 95-ФЗ, «порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации». Согласно п. 1 ст.110 Конституции и № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», «Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации». Однако участие исполнительной власти в вопросах государственной регистрации политических партий нарушает основной принцип демократии, что противоречит, как я считаю, указанному выше, п. 1 ст.1 Конституции РФ.
Конституцией РФ провозглашено: «все равны перед законом» (п. 1 ст.19). Пункт 1 ст. 15 N 95-ФЗ «О политических партиях», подтверждает, что «политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но: «с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений».
Если политическая партия — юридическое лицо, то согласно п. 1 ст.19 Конституции РФ, имеющиеся в п. 1 статьи 15 N 95-ФЗ ограничения для политических партий в виде установления «специального порядка» по регистрации политической партии, с принятием федеральным уполномоченным органом какого-либо решения", нарушают права и свободы граждан, членов партии, что противоречит, как я считаю, п. 1 ст.19 Конституции РФ.
Известно, что за последние годы в России не зарегистрировалось ни одной политической партии, хотя Минюстом РФ неоднократно рассматривались заявления об их регистрации. Одной из последних получила «от ворот поворот» Партия Дела К. Бабкина, которой 11.05.11, повторно, как и ряду других, было отказали в регистрации. Но, как следует из архива Конституционного суда РФ, за 10 лет не было создано ни одного прецедента по рассмотрению в КС РФ допустимой жалобы, поданной политической партией, оспаривавшей в судах незаконность отказа Минюстом РФ в ее государственной регистрации. Что это: неспособность защитить свои конституционные права или отсутствие веры в закон? Возникает и другой вопрос. Могут ли такие политические силы принести пользу обществу, если при нарушении конституционных прав, ими игнорируется Конституционный суд России? Каким образом в России могут зародиться гражданское общество и правовое государство, если политические партии, декларируя в своих программах главными целями обеспечение достойной жизни нынешнему и будущим поколениям россиян, отказываются от борьбы за свои конституционные права?
Как известно, в Конституционный суд России вправе обращаться физические или юридические лица при трех условиях:
— если нарушены конституционные права и свободы (материально-правовое условие);
— если предметом жалобы является закон, нарушающий права и свободы (общее условие для рассмотрения дела в КС РФ);
— если этот закон, его нормы были применены или подлежат применению в конкретном деле (процессуальное условие).
При этом обращение в КС РФ возможно для физических и юридических лиц только после вступления решения суда в законную силу.
Вероятно, следует вспомнить, что
Маловероятно, что России удастся навести порядок в своей стране посредством «всесильного Запада», хотя и никто не оспаривает определенные позитивные моменты от конструктивного сотрудничества. Тем не менее, очевидно, что российское общество сегодня, как никогда, нуждается в политических партиях и общественных движениях, способных не только провозглашать лозунги, но и умеющих на практике защищать как конституционные права граждан, так и свои собственные.