Не успел Алексей Кайдалов, директор петербургского института «Атомэнергопроект», который проектирует и возводит под ключ атомные электростанции, сообщить петербуржцам, что им в связи со строительством ЛАЭС-2 совершенно не о чем беспокоиться, как рухнули 1200 тонн арматуры на первом блоке ЛАЭС. Которую как раз и строит Кайдалов. «СП» уже рассказывала об этой истории, но ситуация такова, что возвращаться к теме придется, видимо, не раз.
Наш народ привык к твердым обещаниям благополучия и их последующим не менее весомым опровержениям. Помнится, как только нынешний руководитель «Росатома» сообщил, что дефолта не будет, тут же рухнули финансы в стране. После чего Кириенко бросили на атомную энергетику…
Обвал металлоконструкций на строящейся атомной станции само петербургское предприятие «Росатома» — ОАО «Атомэнергопроект», скромно именует «нарушением целостности армокаркаса» и обещает исправить в ближайшие две-три недели. Но не все настроены так оптимистично.
— В лучшем случае, на это уйдет полгода, — утверждает наш источник на стройке.
«Нарушение технологии», о котором твердит «Атомэнергопроект», наш несторонний наблюдатель называет стопроцентным браком проектного института. В отличие от самой инжиниринговой компании, которая показывает пальцем на подрядчиков, мол, они, они виноваты. И вообще — исследованием причин инцидента занимаются эксперты. Двенадцать докторов наук приехало на стройку, чтобы исследовать эти причины.
— Сейчас там работает группа экспертов, — сообщила корреспонденту «Свободной прессы» советник директора «Атомэнегопроекта» Наталия Шелудько. — Загнулась арматура. Причина будет официально названа после того, как эксперты завершат работу.
Но проверок на ЛАЭС и до того, как «арматура загнулась» было немало, однако авария — и нешуточная! — все-таки произошла. Лишь по счастливой случайности никто не погиб: за несколько минут до «нарушения целостности» строители ушли на обед.
— Во всех нормативных документах требуется обеспечить жесткость и неизменяемость металлоконструкций, в том числе и на уровне рабочей документации. Но это не было сделано, — утверждает наш источник — Была выполнена простейшая, на уровне первого курса института конструкция арматуры. И проектировщики свой брак не признают. Хотя именно проектировщик в первую очередь обязан обеспечить жесткость конструкций. Проектировщик отвечает за рабочую документацию, а подрядчик — за соответствие ей выполненных работ. Не может быть в данном случае одинаковой ответственности между проектным институтом и подрядчиком.
Но у руководства «СПбАЭП» другое мнение.
— Компания-подрядчик, которая допустила обрушение металлоконструкций в строящемся 1-м энергоблоке ЛАЭС-2, должна ответить за некачественно проведенные работы. В частности, против подрядной организации, отвечавшей за участок, где произошел инцидент, может быть инициировано судебное разбирательство, — заявил в эфире «Эха Петербурга» первый заместитель директора «Атомэнергопроекта» Василий Калюжный:
— То, что можно допустить на обычной стройке при сооружении жилого дома или предприятия, у нас считается неким инцидентом. И поэтому то, что случилось с арматурой, предназначенной для бетонирования, было воспринято как какой-то серьезный случай. Из-за этого получилась такая шумиха. Но понимаете, у нас вся стройка застрахована на очень большую сумму на весь период строительства и на 2 года после строительства. Безусловно, страховая компания весь этот счет нам возместит. Безусловно, она выставит со своей стороны определенные исковые требования в адрес подрядчика, который должен будет эти деньги возместить. Мы со своей стороны, когда подрядчик все это возместит, будем думать, продолжать с ним работать или разорвать отношения, — утверждает заместитель Кайдалова.
Так прямо у нас на глазах происходит подмена важного вопроса. Разве гражданам страны, в анамнезе которой значится Чернобыль, интересно, кто у них в компании насколько застрахован? И кому какие деньги возместят? Нам-то, жителям Санкт-Петербурга и Северо-Запада РФ не возместят даже более существенные потери, которые, боюсь, неизбежны при нынешнем качестве строительства АЭС.
А чтобы понять историю брака на АЭС, не надо быть доктором наук. Она банальная и узнаваема. В канун нового 2011 года директор Сосновоборского филиала «Атомэнергопроекта» Вячеслав Фёдоров в очередной раз поспорил со своим начальником на еженедельном рабочем совещании. Заслуженный строитель России, участник строительства ЛАЭС-1, ликвидатор-чернобылец Фёдоров пытался доказать руководителю компании, что строительство идет неправильно: нужно сначала бетонировать наружную оболочку первого блока, а не гнать вперед арматуру. Алексей Кайдалов стукнул кулаком по столу и сказал, что он приказывает. Так в протокол и записали: выполнить армирование до отметки 22, 500 до 1 июля. Кубы, кубы давай… За 2011 год надо освоить14 млрд рублей. И погнали! Видно, монтажники, не обеспечив ничего, что удержало бы арматуру от падения, поставили хилый скелет.
Что имеем в сухом остатке? К главе «Росатома» ушло письмо от коллектива с просьбой об «оперативном вмешательстве», которого не последовало. В ответ на письмо о процветающем на стройке дилетантизме, давлении на «несогласных», Кириенко промолчал. Фёдоров уволился «по соглашению сторон», а арматура «загнулась». На место директора Сосновоборского филиала назначен новый директор, шестой за два года, человек, говорят, хороший, правда, не имеющий опыта работы на объектах атомной индустрии…
Обрушение на ЛАЭС, слава Богу, не обернулось человеческими жертвами. Все живы. Уже хорошо. Уцелевшим надо бы вспомнить, как звенели звоночки на ЛАЭС, когда за месяц до аварии арматура уже теряла устойчивость и на 600 мм вышла из вертикального положения. Вот тогда-то она точно загнулась — на высоте 22 метра. Строители устранили дефект, но, как показали дальнейшие события, не полностью, арматура не была зафиксирована и гуляла под порывами ветра. А 17 июля и вовсе обвалилась.
А еще в январе рухнула 14-тиметровая арматурная стенка. И опять-таки Господь хранил: из-за штормовой погоды рабочих увели со стройплощадки незадолго до инцидента.
Досье «СП»
В качестве заказчика-застройщика ЛАЭС-2 выступает ОАО «Концерн Росэнергоатом». Генподрядчиком и генпроектировщиком проекта является инжиниринговая компания ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»).
Компания на рыночной основе оказывает инжиниринговые услуги по сооружению современных атомных электростанций «под ключ», что включает в себя обоснование инвестиций, изыскательские работы, проектирование, поставку оборудования, строительно-монтажные, пусконаладочные работы и сдачу объекта в эксплуатацию.
Энергетическая мощность каждого энергоблока второй Ленинградской АЭС составит 1198,8 МВт, теплофикационная — 250 Гкал/ч. Расчетное время службы — 50 лет, основного оборудования — 60 лет.
Бетонирование, строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы в районе города Сосновый Бор ведутся на 67 объектах.
На участке строительства атомной станции, где произошло обрушение, действуют три субподрядные организации. Это ОАО «Метрострой», ЗАО «Концерн «Титан-2» и ОАО «Трест Гидромонтаж».
Риски ОАО «СПбАЭП» при строительстве первой очереди ЛАЭС-2 (энергоблоки № 1 и № 2) застрахованы на период с 2009 по 2016 годы, включая два года гарантийного обслуживания. Общая страховая сумма по нему составляет 133,6 млрд руб. Затраты на строительство ЛАЭС-2 (по одной из версий — на строительство только двух первых блоков) оцениваются в 220 млрд рублей.