Виновником ДТП на трассе Владивосток-Хабаровск, в котором погибли депутат Законодательного собрания Приморского края Эдуард Алексеев, его жена и сын, предположительно, является сотрудник Следственного комитета, машина которого протаранила на встречной полосе джип народного избранника.
Авария, напомним, произошла в минувшую субботу в районе села Раздольное Надеждинского района около 18.30 по местному времени.
Алексеев, его 55-летняя супруга и 21-летний сын (именно он находился за рулем внедорожника) ехали на отдых на личном автомобиле Toyota Land Cruiser Prado. По словам очевидцев, неожиданно на встречную полосу на большой скорости выскочила легковушка Toyota Prius. Все произошло за доли секунды, сообщает приморское ИА «Дейта.ру». Удар был такой силы, что обломки автомобилей разлетелись в радиусе почти 100 метров.
Депутат и его жена погибли на месте. Сына Эдуарда Алексеева спасатели достали из искореженной машины еще живого, но медики районной больницы оказались бессильны: в ночь на воскресенье молодой человек скончался.
Позже стало известно, что злополучным «Приусом» управлял 44-летний следователь СКР по Уссурийску. Он тоже погиб при столкновении. Его 55-летнего пассажира в тяжелом состоянии госпитализировали, и врачи продолжают бороться за его жизнь.
По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждено уголовное дело. Выяснением обстоятельств случившегося занимаются специалисты отдела особо важных дел СКП региона.
Представитель краевого ГИБДД сообщил РИА «Новости», что проверка, проведенная правоохранительными органами, установила, что в аварии виноват водитель легковушки.
«Водитель автомашины Toyota Prius, при движении в сторону Уссурийска, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной Toyota Land Cruiser Prado», — рассказал собеседник агентства.
Очевидцы говорят, что Toyota Prius явно гнала с завышенной скоростью — не меньше 130 километров в час, а Prado шел километров 90. У легковушки, как утверждают некоторые свидетели, якобы лопнуло колесо, потому ее и вынесло на встречку.
Не стоит сомневаться, что, в конечном счете, специалисты разберутся и придут к единому мнению относительно причин этого страшного ДТП. Возможно даже, вина следователя будет признана официально (если он действительно нарушил скоростной режим, на нем в любом случае лежит груз ответственности за случившуюся трагедию). Только вот до суда дело не дойдет точно — все погибли.
Между тем проблема дорожного произвола со стороны людей в мундирах и мантиях никуда не делась. Представители правоохранительных органов, судейские и прокурорские продолжают представлять реальную угрозу для обычных водителей и пешеходов. И то, что они вытворяют, находясь за рулем, зачастую не вписывается ни в какие рамки.
К примеру, теперь уже бывший федеральный судья Авиастроительного райсуда Казани Эдуард Солдатов в июне прошлого года сел за руль своего внедорожника KIA Sorento совершенно пьяным (медицинское освидетельствование показало, что норма была превышена в 9 раз) и на пешеходном переходе сбил насмерть 23-летнего Марата Гайнутдинова.
Однако обвинение служителю Фемиды предъявили лишь после того, как обстоятельства ДТП благодаря журналистам и блогерам стали достоянием гласности. Сам Солдатов попытался отделаться «малой кровью»: воспользовавшись особенностями закона «О статусе судей», написал заявление об уходе, сохранив при этом все льготы и иммунитет от следствия.
Скандал тогда разразился не шуточный, и Квалификационная коллегия судей вынуждена была дать свое согласие на привлечение бывшего коллеги к уголовной ответственности.
В марте этого года дело в отношении Солдатова возбудил лично председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. А недавно стало известно, что на имущество экс-судьи, который находится под подпиской о невыезде, наложен арест. Основанием для такого решения стал заявленный родителями погибшего парня гражданский иск к обвиняемому на сумму в 1,5 миллиона рублей.
Еще одно резонансное дело о ДТП слушается сейчас в Центральном районном суде Волгограда. На скамье подсудимых — бывшая сотрудница областной прокуратуры Елена Иванова.
Впрочем, 21 июля 2009 года, когда под колесами ее Opel Corsa, погиб 6-летний Саша Колокольцев (ребенок перебегал улицу в районе действия знака пешеходного перехода), она еще числилась в штате надзорного ведомства.
Как сообщали местные СМИ, дама ехала из ресторана и запах спиртного на ходу заедала мороженным. Тем не менее, следствие не нашло в деле состава преступления, и все 11 месяцев пока шло расследование Иванова находилась в статусе свидетеля. Потом дело вообще закрыли в связи с недоказанностью ее вины.
В мае прошлого года мама погибшего мальчика разместила в интернете видеообращение к президенту страны Дмитрию Медведеву, в котором попросила объективного расследования. Было ли на этот счет потом личное распоряжение главы государства, неизвестно. Но спустя пару месяцев новое дело о наезде на Сашу Колокольцева оказалось в разработке у следователей центрального аппарата СКП РФ. А 1 декабря 2011 года Елене Ивановой было предъявлено обвинение.
На данный момент состоялось всего несколько заседаний суда. Известно, что Иванова частично признала свою вину (ранее она настаивала на том, что это было недоразумение) и даже принесла извинения родителям мальчика.
Помощник судьи Московского областного суда Ольга Блохина, тоже не желает пока общаться с родственниками 20-летнего скутериста Виталия Никифорова, который погиб под колесами ее автомобиля. ДТП произошло 20 мая на северо-западе столицы. По информации портала «Право.ру», «Пежо» под управлением г-жи Блохиной переехал по молодому человеку сначала передними, а потом задними колесами. Спустя 9 дней молодой человек умер в реанимации Боткинской больницы: перелом грудной клетки, отек мозга и разрыв легкого оказались несовместимыми с жизнью.
По словам очевидца аварии, приехавший на место инспектор ГИБДД успел опросить скутериста. Тот ответил, что женщина наехала на него, после чего он упал под колеса автомобиля. В протоколе же оказалась зафиксирована иная информация, согласно которой Виталий сам наехал на бордюр, в результате чего и упал.
На данный момент возбуждено только административное дело. И родственники погибшего говорят, что им уже дали понять, что другого не будет.
«Подобных фактов, к сожалению, слишком много, и далеко не все они становятся достоянием гласности, попадая в средства массовой информации и интернет. Таких дел сотни, если не тысячи», — прокомментировал ситуацию «Свободной прессе» председатель Движения автомобилистов России, юрист Виктор Похмелкин
«СП»: — В чем же проблема? Почему те, кто в первую очередь должен чтить закон, нарушают его так часто?
— Думаю, дело в том, что нынешний политический режим совершенно четко сегрегировал всех людей, по крайней мере, на две группы. Тех, кто внизу. И тех, кто наверху этой «вертикали», кто наделен властными полномочиями, кто входит в так называемую номенклатурную элиту, где царит круговая порука, общепринята несменяемость и незаменимость кадров, и есть существенные привилегии. Они касаются не только передвижения по дорогам. Но на дорогах эти привилегии с одной стороны формализованы в виде спецсигналов и спецномеров, с другой — в виде формальной или фактической неприкосновенности, которой обладают депутаты, прокуроры, судьи, а также крупные чиновники.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Я говорю о том, что даже если они оказываются виновными в совершении ДТП, то срабатывает механизм круговой поруки и выводит их из-под удара: и либо вообще виновных нет, как оказывается, либо вина падает на людей рангом попроще, кто в эту номенклатурную касту не входит. Это, собственно, касается не только дорожных дел. Но здесь это наиболее ярко проявляется.
«СП»: — Можно ли как-то изменить такой порядок?
— То, что творят сильные мира на наших дорогах — это только проявление. Сущность — в другом. Сущность в нынешнем политическом режиме. В режиме антидемократическом, где нет политической конкуренции, где представители власти и те, кто их обслуживают, чувствуют себя очень спокойно и комфортно. Где уничтожены выборы, как возможность людей поменять что-то. Вот здесь и надо искать все корни — в политической системе и в политическом режиме. Пока мы его не изменим кардинально, какие-то локальные вещи, конечно, будут происходить: куда деваться, когда благодаря интернету многое становится открытым и гласным. Можно вспомнить, к примеру, хотя бы историю о ДТП на Ленинском проспекте. Там тоже сначала обвинили двух погибших женщин. А потом власти вынуждены были под давлением общества свою позицию как-то менять. Но вот только случай этот, скорее, исключительный, да и то — не факт, что виновные там будут привлечены к ответственности.