В ночь с 4 на 5 августа в МУЗ «Перелюбская центральная районная больница» поступили пять окровавленных жителей поселка Целинное. Медикам они сказали, что поздним вечером в населённый пункт на нескольких автомобилях ворвались мужчины, которые принялись избивать арматурой молодых людей.
— Это были курды, их здесь много живёт. Они выскочили из машин и стали бить монтировками всех парней, что попадались на улицах. Гремели выстрелы! Это была настоящая бойня! Как в страшных фильмах! — рассказывает житель посёлка Андрей.
— Курды, приехавшие к нам в начале 90-х, ведут себя развязно, чувствуют себя хозяевами. Хватают руками девушек, говорят в их адрес непритсойности. Наши парни отогнали курдских от девчонок, вот они и приехали мстить! — говорит другой местный житель Константин.
По словам проживающих в Целинном, после бойни к ним приезжали первый заместитель председателя правительства Саратовской области Александр Бабичев и полковник из ГУ МВД России по Саратовской области, которые стали убеждать население, что произошла лишь бытовая ссора.
— Ничего себе — ссора! Монтировками по голове! Нас же убивали! — возмущается Константин. — Курды приехали сюда ни с чем, а сейчас живут в роскошных домах, на нас свысока смотрят.
В ГУ МВД России по Саратовской области случившееся представляют по-иному.
— Двое жителей выпили. Один другому дал в глаз. Тот позвал приятелей: «Давайте разберёмся!» Встретились — подрались. Побитые позвали своих приятелей, снова встретились и вновь подрались, — говорит начальник пресс-службы ГУ МВД России по Саратовской области Алексей Егоров.
«СП»: — Жители посёлка утверждают, что на них напали курды.
— Там все дрались: русские, казахи, курды… Кто их разберёт?
«СП»: — Расследование проводится?
— Возбуждено уголовное дело по трём статьям УК: 112, 213, 222 (эти статьи предусматривают ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, хулиганство, незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия — «СП»). Подозреваемых пока нет. Опрашиваются участники драк. Некоторым выгодно представить пьяные разборки, как межнациональный конфликт.
«СП»: — Кому, например?
— Например, владельцу магазина. Он в неурочное время торговал крепким спиртным. Полицейские его «прижали». А когда произошли драки, он стал кричать, что курды напали на русских и казахов.
Версия председателя «Курдской национально-культурной автономии Саратовской области» Кер-Оглы Ахмедова не укладывается в позицию ГУ МВД: «Местные парни, русские и казахи, сказали курдам, что они занимают их землю и должны платить дань. Курды отказались. Те приехали с оружием. Курды их разоружили и вызвали полицию».
«СП»: — Курды не нападали на других жителей посёлка?
— Не нападали. Мы работаем на земле, занимаемся скотоводством, даём области овощи, фрукты и молоко. Мы не желаем с кем-либо конфликтовать.
Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова полагает, что конфликт произошёл на бытовой почве: «У нас проживают представители 135 национальностей. Строятся храмы разных религий. У меня не имеется информации, что в каких-либо районах области происходили межэтнические конфликты».
«СП»: — Жители Целинного говорят, что у них давний конфликт с курдами.
— Мы не делим население на национальности. Люди здесь живут дружно. Конфликты возникают исключительно на бытовой почве. Мы посещали места проживания курдов, выясняли, чем они занимаются, имеются ли проблемы. Они отвечали, что всё в порядке.
«СП»: — В Целинном была драка, пять человек оказались в больнице…
— Это не означает, что ситуация имеет межнациональный оттенок. В Целинном, как в большинстве населённых пунктов области, проживают люди разных национальностей. Что-то не поделили — подрались.
Руководство Перелюбского муниципального района тоже настаивает на бытовой причине бойни.
— В деревнях, как напьются, так дерутся. И в ту ночь была традиционная пьяная драка. В Целинном проживает 204 курда. Приехали они туда в 1993 году, — говорит заместитель главы Перелюбского муниципального района Людмила Иванова.
Курды — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях рек Тигр и Евфрат — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.
В Саратовскую область курды стали приезжать после распада СССР. Сюда их загнала осложнившаяся в межнациональном отношении обстановка в бывших советских среднеазиатских и кавказских республиках, где они проживали после ликвидации в 1930-х годах Красного Курдистана. Начиная с 1991 года, в Саратовскую область прибыло более девяти тысяч курдов, расселившихся преимущественно в сельской местности. Основная их часть занимается земледелием и скотоводством. Курды расселились на левобережье Волги — в Перелюбском, Озинском, Ершовском, Ртищевском и Татищевском районах. Они создали в области несколько национальных организаций: региональный национально-культурный центр «Ронаи», национально-культурный центр «Мидия», национально-культурный центр «Зилан» и курдский национально-культурный центр.
— Многие конфликты начинаются на бытовой почве, а затем перетекают в межэтнические. Случается это, когда среди конфликтующих — люди разных национальностей. Порой люди не жалеют признавать собственные ошибки и винят в них представителей другой нации. В каждой подобной ситуации необходимо разбираться тщательно: где-то выпили и подрались, а где-то — действительно серьёзная ситуация, — говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Власти и правоохранители Свердловской и Ленинградской областей также уверяли, что побоища в Сагре и Кобралово не имели межэтничекой подоплеки. Глава МВД России Рашид Нургалиев недавно сообщил, что происшедшее в Сагре стало возможным из-за неудовлетворительной работы местных участковых, плохой профподготовки сотрудников дежурных частей и отсутствия должного контроля над ними. Возможно, чиновники и полицейские Саратовской области опасаются обвинений в непрофессионализме и потери своих мест? Ведь национальный вопрос сегодня обострен до крайности.