Возможно, уже в скором времени, чтобы избавиться от банальной головной боли, насморка или изжоги, нашим гражданам придется бежать не в аптеку, а в поликлинику — за рецептом. Без него лекарство им просто не продадут.
Главный нарколог Министерства здравоохранения и социального развития РФ Евгений Брюн предложил изъять из свободной продажи любые фармакологические препараты и отпускать только по письменным рекомендации лечащего врача. Свою позицию он озвучил на пресс-конференции 12 августа, комментируя вывод в 2012 году из безрецептурного сегмента кодеиносодержащих препаратов. И хотя главный нарколог подчеркнул, что это его личное мнение, вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем оно станет официальной позицией Минздравсоцразвития.
«С моей точки зрения, все лекарственные препараты должны быть под рецептурным отпуском, как это происходит во многих странах, — отметил Брюн. — Лекарства должны выдаваться на срок лечения под контролем врачей».
Заниматься самолечением, чем часто грешат наши сограждане, по его мнению, «не здорово».
Эксперт напомнил, что первый шаг в направлении ужесточения правил отпуска лекарств будет сделан в июле следующего года, когда введут рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов (к ним относятся, например, популярные болеутоляющие «Коделак», «Пенталгин» и «Нурофен»)
При этом Брюн выразил уверенность в том, что эта мера не приведет к закрытию аптек:
«Основной доход аптек — это продажа средств гигиены. Кодеиносодержащие препараты дешевые, нужно много продать».
Протестовать, по его мнению, потребители тоже не станут:
«Без кодеина человек может прожить. И наша задача это объяснить».
Полностью согласна с Евгением Брюном член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева.
«На Западе, к примеру, ни один препарат нельзя получить без рецепта. Все, кроме биодобавок. Это поможет в борьбе с аптечными наркоманами, людьми, кто покупает лекарства для приготовления наркотиков. Да и самолечением заниматься не надо. Все нужно делать по рецепту врача. Все острые заболевания, благодаря самолечению, переходят в острые хронические формы», — сказала она, комментируя инициативы главного нарколога страны.
Опасаться столпотворений в поликлиниках не стоит, считает депутат. Если грамотно организовать этот процесс, то никаких очередей, по ее мнению, не будет:
«Приведу в качестве примера Ивановскую область. Люди боялись, что им придется в 6 утра занимать очередь в поликлинике, а для того, чтобы этого не было, нужны огромные деньги. В Ивановской области поступили следующим образом: заставили записывать больных не до 11 или 12 утра, а весь день. И поликлиники работали не до 14.00, а до 20.00 и рабочим днем стала суббота. Да и регистратур стало не 2−3 окошка, а не меньше пяти. И никаких очередей не стало».
В свою очередь аналитик фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов считает, что необходимости в столь радикальных мерах нет.
«СП»: — Почему, на ваш взгляд, нельзя переводить все лекарства в рецептурную плоскость?
— Здесь уместно напомнить, что в Европе все-таки не все лекарства продаются по рецептам. Там, например, во многих странах существует такое понятие, как «ответственное самолечение». И это понятие культивируется сегодня достаточно популярно, дабы снизить нагрузку на врачей, в случаях, когда к ним обращаются с какими-то незначительными симптомами. Порезался человек, насморк у него или кашель небольшой — подобные вещи вполне можно лечить в домашних условиях, амбулаторно, не обращаясь к врачу и не увеличивая нагрузку, а соответственно финансирование этого сегмента. Я считаю: какая-то группа препаратов в любом случае должна быть безрецептурной и к ней должен быть сохранен свободный доступ в аптеках. Эта группа должна рекламироваться, в отрытом доступе должна быть полноценная информация об этих препаратах. Не случайно в Европе можно свободно купить аспирин — на бензоколонке или нистатин в каком-нибудь магазине: не в аптеке даже, а — в магазине. Европейцы, кстати, к этому подходят очень спокойно и взвешено.
«СП»: — А с тем, то многие обезболивающие со следующего года нельзя будет купить без рецепта, вы согласны?
— Безусловно. Я даже считаю, что отпуск рецептурных препаратов без рецептов — это преступление, за которое контролирующие органы должны жестко наказывать. У нас сегодня свободно можно купить без рецепта антибиотики, сильные анальгетики, те же самые кодеины. Так не должно быть. Не должно быть такого свободного доступа к препаратам, которые имеют большой спектр противопоказаний и побочных эффектов. Кроме того, только так можно минимизировать потребление этих препаратов нецелевым образом, а именно для изготовления наркотиков в домашних условиях. Ужесточать отпуск рецептурных препаратов необходимо, причем, срочно. Но в то же время все препараты запрещать к безрецептурному отпуску, я считаю, некорректно.
«СП»: — Какие медикаменты можно оставить в свободной продаже?
— Простейшие анальгетики, аспирин, например, тот же самый активированный уголь, какие-то средства перевязки и обработки ран. Эти вещи можно продавать и без рецептов. Кодеиносодержащие препараты и лекарства с барбитуратами, такие, скажем, как пенталгин и корвалол, должны быть только рецептурными. Последний вообще во многих странах запрещен, поскольку содержит сильнодействующие ядовитые вещества — барбитураты. А у нас его можно свободно купить в неограниченном количестве в любой аптеке.
«СП»: — А они не разоряться, если будут обслуживать только тех, у кого есть рецепт?
— Ну, если они все одновременно перейдут на рецептурный отпуск, то не разорятся. Потому как будут выполнять единые стандарты и единые требования. Но если хотя бы одна аптека будет отпускать лекарства без рецептов, а все остальные будут жестко контролироваться, то тогда разорятся многие. То есть тут очень важно вводить эту меру для всех, чтобы не было исключений.
Другой вопрос, что сегодня аптеки просто вынуждены работать в таком формате — отпускать рецептурные препараты без рецептов. Потому что либо пациент не идет к врачу, не доверяет врачу, либо врач дает не совсем грамотную консультацию. Я говорю, конечно, не обо всех врачах. Безусловно, есть профессионалы и супер профессионалы своего дела, но есть и такие, которые, к сожалению, выполняют свою работу некачественно. Вот у пациента другого выхода и нет, как идти в аптеку и там получать какую-то консультацию. Что, на мой взгляд, все-таки не совсем правильно.
«СП»: — Коллапса в поликлиниках не произойдет из-за наплыва людей за рецептами? Врачей-то хватит?
— У нас на каждые 10 тысяч жителей приходится 42 медика с высшим образованием. Так что по этому показателю мы, можно сказать, лидируем: у нас даже переизбыток врачей. Другое дело, что работают они не оптимально. Потому нам нужно нашу систему, прежде всего, оптимизировать — есть такое замечательное слово. Иначе получается парадокс: врачей много, но их не хватает. Более того, у нас 40% средств, выделяемых государством на лечение в стационарах, тратиться на пациентов, которых можно было не госпитализировать, а лечить амбулаторно дома. А почему они госпитализируются? Потому что им нужно элементарно получить бесплатные медикаменты в госпитале, либо, и что еще страшнее, — бесплатную еду. Поесть…
Напомним: инициатива ограничить продажи лекарственных препаратов с кодеином исходила от ФСКН. Глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов настаивал на том, что такие лекарства необходимо продавать исключительно по рецептам. Связано это с тем, что наркоманы прямо в домашних условиях выделяют из них кодеин и на его основе готовят дезоморфин — дешевый и мощный наркотик. 25% наркоманов в стране, по данным Евгения Брюна, принимают дезоморфин.
Ранее планировалось ввести запрет на свободную продажу препаратов, содержащих кодеин, с 1 мая 2011 г. Но потом введение рецептурного отпуска было перенесено на 1 июля 2012 года.