В преддверии нового учебного года подъезды московских домов в ЮВАО украсили наклеенные «молнии», где мэр Сергей Собянин через пресс-службу пообещал, что в детских садах «в 2012 году очередь будет ликвидирована». В листовке также сказано о поручении мэра построить в округе почти два десятка садов на 2775 мест и возвратить обратно к 1 января следующего года три прежних сада.
Существование этой нерешенной проблемы признают и на уровне более «приземленном». Так, в июле этого года в интервью «Юго-Восточному курьеру» руководитель местного управления образования Людмила Митрюк сказала буквально следующее: «Вопрос о доступности дошкольного образования… стоит сегодня особенно остро. Реализация всех этих мер (в частности, строительство семи садов в округе-„СП“) позволила в течение года сократить текущую очередность в ДОУ с 4840 (по состоянию на 1 сентября прошлого года) до 218 человек на конец этого года. Однако очередность на новый учебный год остается». Кстати сказать, дефицит мест в садах Людмила Митрюк связывает «как с изменением демографической ситуации, так и с миграционной политикой». Но, в целом, по уверению и властей, положение изменилось в лучшую сторону.
В столичном Департаменте образования не скрывают оптимизма.
— С 1 сентября 2011 года детские сады Москвы будет посещать на 50 тысяч детей больше, чем на первое сентября 2010 года. Это серьезно. Вообще такой цифры никогда не было. Прироста такого никогда не было, — не без гордости поведали корреспонденту «СП» в мэрии — Строим, строим, ремонтируем, принимаем ведомственные сады. Проблемы с очередями в Москве решаются. И очень оперативно. У нас значительное продвижение в этом направлении.
«СП»: — Правда ли, что теперь только с московской регистрацией можно в сад устроиться?
— Всем даем направления в детские сады. Нет проблем. И тем, кто зарегистрирован по месту жительства, и тем, кто зарегистрирован по месту пребывания. Всем даются направления в детские сады. Безо всяких ограничений. Есть место — все получают…
Слова том, «что все получают», оставим на совести чиновников. Нам воспитатели говорили другое: без столичной регистрации устроить ребенка в детский сад чрезвычайно трудно. А вот относительно того, как удалось «оживить» очередь, известно хорошо. В декабре прошлого года ведомство Онищенко одним росчерком пера изменило нормы СанПиНа. И во всей стране статистика вмиг улучшилась.
— С 1 сентября вместо 15-и детей в младшей группе и 25-и в старшей будет до 35-и в старшей и, насколько я поняла, до 25-и в младшей. Малышовские группы будут не в состоянии выходить ни на улицу, никуда. И еще сокращают ставки воспитателей, то есть на две группы будет всего три воспитателя, — говорит представительница движения «Питерские родители» (Санкт-Петербург) Мария Медведева.
В столичных детских садах также не скрывают раздражения по поводу такой «оптимизации», и порожденных ею «успехов».
— Помещения маленькие, кровати негде ставить. Куда еще тридцать человек! — возмущается воспитатель одного из детсадов на севере-западе столицы Светлана. — И еще. Детям ведь тоже бывает нужно уединение. Они ведь сами друг от друга устают. Какой же тут возможен личностный подход к ребенку! Вот, представьте, тридцать взрослых людей в одну комнатку загнать, каково им будет. Вот бы Фурсенко с Онищенко на денек с такой группой и на таких условиях оставить, понятней бы, наверное, стало. А на уровне руководства садами, хотя и возмущаются всем этим, но боятся за свое кресло. Наши логопеды написали письмо по этому поводу, так, представляете, их приходили проверять, действительно ли они нужны…
Из одной проблемы получили две. Дабы снизить градус социального протеста, вызванного нехваткой мест в детских садах (а в прошлом году папы и мамы, которые не могли устроить детей в садик, не раз выходили на улицы), чиновники пошли на «уплотнение», которое аукнется и родителям, и воспитателям уже ближайшей зимой. Ведь понятно, что при более высокой плотности групп дети болеть будут чаще, да и уследить за малышами станет труднее.
К этим проблемам, к слову, может добавиться еще одна — кадровая. На фоне убогих зарплат в дошкольных учреждениях, ведомство Фурсенко затеяло переаттестацию.
— Люди уже стали уходить в связи с этой переаттестацией, — говорит сотрудница московского детсада Ольга, специалист высшей категории — В наш сад уже пять человек требуется, и за лето ни одного звонка. Как с помощью проверки за компьютером и комиссии можно узнать, каков человек в работе, как он относится к детям.. От нас требуют научных трудов. На разработку нужно время, по ночам, что ли, сидеть? Вот я печатала в журналах свои заметки, месяц конспект вынашивала. Так ведь надо еще выпустить свои разработки. Надо ведь это понимать.
И потом, мы, прежде всего, практики, не теоретики. Но в яслях занятия на 10 минут рассчитаны, что за это время можно успеть? У подготовишек 30 минут, а нужна же еще обратная связь, опросить. Вот те же музработники, они же были всегда, их ставки тоже хотели закрыть, о каких научных трудах может идти речь? Или помощники воспитателя. О них вообще забыли. Этот труд ведь тоже должен оплачиваться. А логопеды как нужны, у детей проблемы с речью повсеместные. У меня ощущение, что все это придумывают люди, бесконечно далекие от детей, которые давно в этом деле не работают.
Они допрыгаются. Вот приведут детей, а принимать их будет некому.
«СП»: — По-вашему, переаттестация не нужна в принципе?
— По-моему, это все формализм. Мне 47 лет, всю жизнь в педагогике. Я бы принимала во внимание стаж, образование, отношение к детям. Это же всегда видно, горит человек на работе или нет. Остальные у нас не задерживаются, мишура отсеивается сразу. Почему надо постоянно доказывать, что мы не верблюды?
«СП»: — А что говорят по зарплате?
— Мы с ужасом ждем январь. Опытная заведующая не знает, как это будет. Вот по единой тарифной сетке 2009 года, например, по низшему, седьмому разряду у молодых было 12 569 рублей, то есть на руки, может быть, 10 тысяч выходит. По 14-му разряду (высшей категории, как у меня) — 22 952 рубля. Получается на руки чистыми 19 тысяч. Сейчас говорят, что нам оставят 70% ставки, а 30% будут зависеть от администрации. Но по каким критериям она это будет решать? Если по количеству реально посещающих детей, то зарплаты упадут, дети же болеют.
Заведующая наша говорит, что, может быть, все побежим. Пусть все-таки подумает Фурсенко о сохранении старой гвардии педагогов. Нас ведь очень мало осталось. А молодых идут единицы.
Не верит в «добрые начинания» министерства образования и Мария Медведева.
— Мы встречались с заведующими детских садов. Они сказали, что руководители даже с их опытом, с их стажем, с полученными наградами не пройдут аттестацию. Не набирают они баллов. Пройдут аттестацию только те, у кого много научных трудов, за это сразу очень много баллов начисляется. А за стаж, за выработку, за умение общаться с детьми, за это -нет.
«СП»: — Получается, сады изрядно оголятся?
— В Петербурге многие воспитатели говорят, что будут вынуждены уйти из детских садов. По той простой причине, что если человек не проходит переаттестацию, сразу снижаются доплаты. В том числе, городские доплаты. Это первое. А, во-вторых, это еще будет бить по самосознанию человека. Он отдавал все силы, чтобы воспитывать наших детей, а потом ему вдруг говорят, что он неквалифицированный работник.
Затыкать кадровые дыры детсады, надо полагать, будут за счет мигрантов. Они более покладистые, многого не требуют. Хорошо, если это будут «люди из профессии». А если нет?
Получается, куда не кинь — всюду клин. Мест в дестадах как не хватало, так и не хватает. Из-за уплотнений получим головную боль. А переаттестация «по-фурсеновски» грозит обернуться массовым увольнением педагогов. Зато статистика прет в гору. Это называется «реформа в действии».
А как в регионах?
Курган. О тамошней ситуации поведала нам Виктория Опацкая, участник общественного движения «Российским детям — доступное дошкольное образование»:
«На первом месте у нас — нехватка мест в детском саду. Перебиваемся частными садиками кое-как. Все лето с дедушками-бабушками, пока они в отпуске. Трудно очень. Нам, к примеру, на данный момент два года и шесть месяцев. Мы встали на очередь, как только родились. И мы сейчас в городской очереди под номером 350, а вначале были 475-ми. Продвижение сто с чем-то человек. Наша очередь подойдет только к школе…».
Краснодарский край, отец семейства:
«Чтобы устроить ребенка в сад, написал в администрацию президента. Как все забегали у нас, стали спрашивать, а почему вы к нам не обратились, к губернатору. Я им, мол, обращался, вы же не слушаете толком. Правда, в итоге обошелся без них. Заключил с садом трехсторонний договор на спонсорскую помощь. Так все и устроилось».
Тверь, инженер Николай:
«Очереди есть. На год-два очереди. У меня вот во дворе первый новый садик построили за десять лет. На 220 детей всего. А старые здания отдали под конторы, магазины. Родители сами красят, площадки делают. Покупают зеркальца настольные, это когда дети учатся говорить. Кружки покупают. Все-все покупают. Воспитателям платят мало, пять тысяч плюс-минус».
Санкт-Петербург. Мария Медведева, движение «Питерские родители»:
«Очереди сейчас как были, так и есть. Очень многим мамочкам, которые к нам обращались, советуют прийти в детский сад через год-полтора. Очень много говорилось, что Валентина Ивановна настроила у нас очень много детских садов, которые открылись в последнее время, но это все неправда»…