Общество

Депутаты совершат революцию в школе

Улучшит ли новый закон положение в российском образовании

  
11

Одним из наиболее важных документов, которые будет рассматривать Госдума РФ в осеннюю сессию 2011 года, станет проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации». В разгар предвыборной кампании этот системообразующий для российской школы проект примут в последнем, третьем чтении. Имиджевый эффект от его принятия может быть весьма серьезным.

А вот в реальную силу закон вступит уже после выборов, в 2012 году. Именно тогда и выяснится, выполним ли закон в том виде, в котором принят. Пока что, по опубликованному официально тексту законопроекта с внесенными по итогам общественных обсуждений и парламентской работы поправками, представляется, что принимаемый документ не так уж плох. А вот с перспективами его выполнения всё сложнее.


«В законопроект внесли несколько очень серьезных нововведений, — комментирует для „СП“ намеченные новшества директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Впервые вводятся гарантии по оплате труда всех педагогических работников. Все педагогические работники — и федерального уровня (то есть вузовские), и регионального (учителя в школах и техникумах) — будут получать не меньше, чем средняя зарплата по региону. Это очень серьезная ответственность — у нас и в школах не реализуется пока такое соотношение, не говоря о вузах. При этом учитывается не только квалификация, но и результативность обучения. Это важно, и это появилось именно в третьей версии».

Второй важный аспект связан с дошкольным образованием, продолжает эксперт. Здесь удалось разделить услуги, связанные именно с образованием (обучение и воспитание) и остальные — содержание детей (присмотр и уход). Так вот, содержание детей остается на муниципальном уровне финансирования, как и было. А образовательные услуги финансируются уже уровнем выше — субъектом Федерации, что в теории должно улучшить материальное положение отрасли, полагает Абанкина.

Наконец, третий важный момент связан с принципом «Деньги следуют за учеником». Если законопроект вступит в силу, частные учебные заведения смогут наравне с государственными получать бюджетное финансирование, исходя из норм на преподавание образовательного государственного стандарта, говорит эксперт. Есть и несколько важных моментов калибром помельче: например, теперь в законе будет четко прописано, что с платного на бюджетное отделение в вузах переводиться можно — если есть свободные бюджетные места, а успеваемость «контрактника» позволяет. «Это конец дискриминации и существенное расширение обязательств государства», — радуется Абанкина.

Концептуальным новшеством номер один в законе остается подход к образованию как к оказанию услуг. В частности, этот подход делает возможным такое новшество, как прописанное в законе возмещение ущерба от некачественного образования. «Теперь, если будет доказано, что полученное гражданином образование не соответствует требованиям стандарта, ущерб будет компенсирован — комментирует Абанкина. — Это либо повторное обучение в этом же либо другом образовательном учреждении, либо денежная компенсация. Либо возмещение еще и морального ущерба в связи с некачественным образованием».

Интересно, что некоторые из этих нововведений — в первую очередь, те, что связаны со статусом и оплатой труда учителя — проникли в нынешний законопроект из конкурирующего документа — законопроекта «О народном образовании в Российской Федерации», разработанного фракцией КПРФ. Об этом «СП» рассказал депутат Госдумы от этой парии Олег Смолин. «У нас авторы правительственного проекта заимствовали довольно много норм — хотя, конечно, меньше, чем хотелось бы», — говорит депутат.

Особенно высоко Смолин оценивает положение о привязке зарплаты преподавателей к средней величине по региону. «Если на минуту забыть о том, что у нас самая лукавая в мире статистика, — то это означает некоторое повышение заработной платы педагогов», — отметил депутат.


Впрочем, одно дело сам документ, а другое — практика его применения. Даже оптимисты, такие как близкая к разработчикам проекта Ирина Абанкина, предвидят трудности. «Конечно, в результате реформы финансирования образования на субъекты Федерации возлагается серьезная дополнительная ответственность, в том числе и финансовая», признает эксперт, подчеркивая, что положение родителей, учеников и учителей улучшится, если регионы «напрягутся» и выполнят требуемое.

Олег Смолин видит куда больше «подводных камней». Надо помнить, отмечает парламентарий, что закон «Об образовании» будет действовать не сам по себе, а вместе с законом № 83 «Об автономных, бюджетных и казенных учреждениях». «Этот закон предусматривает фактическое превращение образовательных, медицинских и т. п. учреждений в коммерческие организации, — заявил „СП“ Олег Смолин. — Так написано в отзыве на этот законопроект комитета ГД по законодательству. Соответственно, в законопроекте под услугами понимается фактически любая образовательная деятельность. А это неминуемо приведет к расширению сферы коммерческого образования и сокращению образования бюджетного».

Вторая проблема, по мнению Смолина — то, что законопроект ухудшает положение сельского учителя, даже по сравнению с первыми версиями. «А именно — там нет никаких гарантий, — говорит эксперт. — Только записано, что льготы по ЖКХ будут установлены законодательствами субъектов Федерации. А стало быть, льготы могут оказаться чисто символическими».

Третье — законопроект предусматривает возможность массового закрытия и реструктуризации вузов, предупреждает депутат. «Проект, в частности, предусматривает ликвидацию нынешней классификации вузов (академия — университет — институт). Статус вуза остается на усмотрение министерства, — пояснил Смолин. — И если ко всем вузам в результате будут применены критерии, которые предъявляются к университетам, то большинству вузов придется закрыться или слиться с другими».


Как бы то ни было, пока настроения экспертного сообщества далеки от апокалиптических, какими они были еще полгода назад. В том, что законопроект стал лучше, заслуга и парламентских дискуссий, и общественного обсуждения, которое велось на официальной дискуссионной площадке zakonoproekt2011.ru. «Общественное обсуждение сыграло серьезную роль, был найден, я бы сказала, новый баланс ответственности между всеми», — подтверждает Ирина Абанкина.

Эксперт отметила, что до начала бурного скандала, а потом и общественной дискуссии вокруг закона столь масштабных поправок в проект ожидать не приходилось. «Два первых варианта проекта были действительно очень вредные или пустые», — подтверждает Олег Смолин. «К сожалению, я хочу сказать, что закон об образовании обсуждался менее интенсивно, чем закон о полиции, а жаль, — сказал депутат. — От закона об образовании зависит наше будущее так же, как от полиции — настоящее».

Интересно, что самыми популярными из вносимых пользователями интернета поправок в законопроект «Об образовании» оказались те, что касаются соотношения полномочий школы и семьи в обучении и воспитании детей. Самая популярная поправка — за нее проголосовал 1681 пользователь — вносит в закон (ст. 46, п. 1, пп.1) право родителей «выбирать формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечивать образование и обучение детей, соответствующее своим религиозным и философским убеждениям» (в предыдущих версиях проекта вторая часть этого пункта не фигурировала).

Следующие несколько самых популярных поправок — примерно о том же самом: родители (координирующую роль тут сыграла общественная организация «В защиту прав семьи») требуют подтвердить семейный суверенитет, дать им право последнего слова в определении будущего детей.

«В соответствии с международным правом и семейным законодательством РФ, действующий закон „Об образовании“ подчеркивает приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребенка, — говорится в примечании к одной из таких поправок. — К сожалению, законопроект в текущей редакции не подчеркивает эту роль семьи, признание которой является социально значимым и необходимым. Признание важности родительства, роли семейного воспитания и участия семьи в образовании ребенка — особенно необходимо сегодня, когда в обществе падает уважение к семье, к труду отца и матери по воспитанию и образованию детей».

Авторы законопроекта во многом пошли навстречу наиболее организованной части родителей, которым удалось-таки выразить свое скоординированное мнение и быть услышанными. «Там многое учтено, — комментирует Ирина Абанкина. — Родителям будут компенсировать из бюджета расходы на домашнее образование, за исключением профессионального. Нет никакого ущемления выбора родителей. А в главе 12 прямо говорится, что право выбора вида образования — за обучающимся, за семьей».

Вторая сплоченная группа родителей, которой удалось добиться некоторой модификации законопроекта — это родители детей-инвалидов. Возможность инклюзивного образования и большая гибкость в бюджетном субсидировании обучения «особых» детей — это единственная группа поправок, конкурирующая в рейтинге с поправками сторонников «сильной семьи». Объяснение простое — и та, и другая группа родителей образуют достаточно сплоченные сообщества с большой связностью, которые способны на координированную информационную политику, вплоть до пропагандистской войны и полноценного лоббирования. Они и добиваются, так или иначе, значимых по сравнению с «обычными» гражданами результатов.


— Законопроект «Об образовании…» будет, скорее всего, рассматриваться под самый занавес работы Госдумы современного созыва, предсказывает Олег Смолин. «Я поэтому считаю, что еще не вечер», — отметил депутат. В России продолжают закрываться «малокомплектные» или иные не вписывающиеся в формат школы. Логика их закрытия — экономическая эффективность — понятна, но разрушительна для страны. Под каток унификации попадают некоторые нестандартные школы даже в Москве. Так, закрывается одна из немногих православных школ, испытывают серьезные проблемы некоторые из старейших и известнейших столичных гимназий. Меняется система начисления зарплаты учителям — теперь вместо «лужковских» надбавок вводятся другие, выплата которых зависит прежде всего от администрации школы.

Словом, при всех достоинствах принимаемого закона «Об образовании…» не слишком понятно, сможет ли он не ухудшить, а улучшить положение в российской школе. «В российском образовании есть две ключевые проблемы, — говорит Олег Смолин, — это проблема финансирования и проблема свободы. И та, и другая пока решаются неудовлетворительно».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня