Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
6 сентября 2011 11:42

Эстония «тормозит» по-хитрому

На границе с нашей страной открыт модернизированный погранпункт. Главные гости из России на церемонию не приехали

37

Лидеры Эстонии демонстративно радовались открытию модернизированного с помощью Евросоюза железнодорожного погранпункта «Койдула» на границе с Россией. Он находится в волости Вярска в южной Эстонии, недалеко от Псковского озера, и назван по имени местной деревни. Но радость, похоже, преждевременная…

Строили его несколько лет. Погранпункт позволит резко улучшить скорость оформления таможенных процедур и, как надеются в Таллине, приведет к росту транзитного товарооборота с Россией. Новая станция способна принимать в сутки больше 40 составов. Здесь установлен таможенный железнодорожный рентген, есть возможность автоматического распознавания нумерации вагонов. Пункт располагает аппаратурой для определения уровня радиации в вагонах, специальными весами и другой техникой. Однако надежды на рост транзита могут быть оправданы в том случае, если в этом будет заинтересована и российская сторона, а тут не все в порядке.

После известных событий 2007 года, когда из центра Таллина был перенесен на кладбище «Бронзовый солдат» — памятник воину — освободителю от фашизма, а возникшие волнения жестко подавлены, Россия резко снизила уровень экономического сотрудничества с Эстонией. Перевозки эстонской железной дорогой с нашей стороны упали на 40%. Потом этот процесс остановился, однако восстанавливаются экономические отношения с Эстонией медленно, что серьезно тормозит развитие республики. Таллин не раз демонстрировал желание придать динамику экономическому сотрудничеству с Россией, однако Эстония демонстрирует неприемлемую для добрососедства позицию по ряду болезненных для наших взаимоотношений политических вопросов.

Речь не только об отношении властей к некоренному населению (как и в других странах Балтии, происходит постепенное выдавливание образования на русском языке, хотя в стране есть населенные пункты, где основные жители — русские; трудно получить эстонское гражданство). Как и соседи Эстонии, Таллин тоже предъявляет исторические претензии к России, как правопреемнице СССР, обвиняя Сталина в развязывании Второй мировой войны. Но есть еще один, пожалуй, самый существенный барьер. Посол России в Эстонии Юрий Мерзляков прямо назвал причину, тормозящую развитие отношений: отсутствие договора о государственной границе. Он, правда, был подписан в мае 2005-го, но во время ратификации парламент Эстонии внес в документ в одностороннем порядке дополнительные положения, заложившие основу для возможных территориальных претензий к России и обвинивший СССР в оккупации. Россия отозвала свою подпись.

Тем не менее, Эстония всячески делает вид, будто политика не имеет никакого отношения к экономике. Однако полностью «развести» эти понятия в реальной жизни не удается.

Вице-президент Европейской комиссии, известный эстонский политик Сийм Каллас назвал новый железнодорожный пограничный пункт очень важным объектом. «Живя в Европе, мы должны иметь сообщение с соседями, причем на высоком современном уровне», — сказал он. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес тоже послал сигнал России. По его словам, с вводом в строй погранпункта пересечение границы упростится как для товаров, так и для людей, снизится напряжение на внешней границе Евросоюза. Президент назвал открытие станции «Койдула» шагом в направлении скорости и гибкости. Сигналы сигналами, однако местные СМИ сообщают: эстонская сторона предполагала пригласить премьер-министра России Владимира Путина, однако от этой идеи отказались. Почему? Ответ стал понятен после того, как от участия в церемонии открытия отказался и министр транспорта Игорь Левитин.

По данным эстонской печати, ответ министра был корректен, выдержан в дипломатических тонах, однако в итоге статус визита был сильно снижен российской стороной. На открытие прибыли лишь заместитель министра транспорта Николай Асаул и вице-президент РЖД Вячеслав Лемешко, которых сопровождал посол Юрий Мерзляков.

Местной прессе стало известно, что и руководитель РЖД Владимир Якунин отклонил приглашение эстонской стороны. Тут уместно напомнить, что власти Эстонии, приглашая главу РЖД, как бы забыли о недавней разнузданной кампании против мэра Таллина Эдгара Сависаара, «уличенного» в связях с именно «генералом КГБ» Владимиром Якуниным, как его постоянно обличительно именует местная пресса. Сависаара из-за этого пытались вообще обвинить в преступных контактах с Россией, опасных для эстонского государства, против него задействовали… контрразведку.

Кампания по дискредитации известного эстонского политика в итоге рухнула. «Вина» Сависаара заключалась в том, что Якунин, как председатель Фонда Андрея Первозванного, помог ему построить в Таллине православный храм. И вот так своеобразно Эстония пытается отделить политику от экономики. Как только стало выгодно вести себя иначе, забыли о том, как поливали грязью мэра Таллина и главу РЖД и позвали его на открытие полезного для республики объекта. Такой своеобразный прагматизм.

В этой связи таллинская газета «Eesti Paevaleht» высказывает мнение: российская сторона не заинтересована в повышении эффективности границы. «Что за польза от шикарно отстроенного железнодорожного погранично-таможенного пункта в Койдула, если на российской стороне ничего дополнительно не создано?» — задает автор риторический вопрос. И констатирует: «От нашего географического положения нет особой пользы, если мы не наладим отношения со своим соседом».

Правда, считает газета, в плохих отношениях виновата не только одна Эстония. «Для танго всегда нужны двое. Но и у эстонской стороны нет особого желания сделать что-либо».

Издание по сути подтверждает позицию российского посла. «Одной из главных помех является отсутствие эстонско-российского пограничного договора, — считает „Eesti Paevaleht“. — До тех пор, пока на эстонском проекте договора будет сохраняться нынешняя преамбула, для его вступления в силу нет никаких возможностей».

По утверждению «Eesti Paevaleht», транзитный сектор дает Эстонии 6−7% ВВП. «Было бы глупо просто дарить потоки товаров соседям. И в то же время инвестировать более двух миллионов евро государственных денег в показушное развитие транзита или „прекрасное географическое положение Эстонии“. Отправка на мировые транзитные мессы духовых оркестров и тому подобного не помогут нам продвинуться вперед…» — считает газета.

Таллин

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня