15 сентября 2011 года исполняется 15 лет Институту степи Уральского отделения Российской академии наук, которым руководит член-корреспондент РАН Александр Чибилев. Одно из недавних открытий Чибилева заключается в том, что общепринятая граница между Европой и Азией проходит не по реке Урал, а через Мугоджары, к полуострову Тюбкараган. Если в настоящий момент у вас нет перед глазами карты и вы плохо помните эти места, то для простоты понимания скажем, что новая граница между Европой и Азией мысленно «оттяпывает» у современного Казахстана треть территории. «Свободная пресса» пообщалась с первооткрывателем новых границ.
«СП»: — Согласно вашему докладу, граница между Европой и Азией должна проходить не по реке Урал, а через Орск, как бы к Гурьеву?
— Не к Гурьеву (ныне это город Атырау в Казахстане, а через Мугоджары по подножью плато Устюрт к полуострову Тюбкараган на Мангышлаке — намного южнее и восточнее чем устье реки Урал, где расположен город Гурьев — Атырау. Река Урал может служить ориентиром при проведении евро-азиатской границы. Сначала река Урал протекает вдоль восточного подножья осевой части Уральского хребта, а затем, ниже Орска пересекает осевую часть Уральских гор и как бы «уходит» из Азии в Европу.
«СП»: — Как на ваш доклад отреагировал Путин, который присутствовал на выступлении?
— Во-первых, необходимо уточнить, что это был не доклад, а отчет-презентация в виде стендов и фильма. И председатель Попечительского совета Русского географического общества (Владимир Путин) и президент Русского географического общества (Сергей Шойгу) отметили итоги нашей экспедиции в числе важнейших и ярких результатов деятельности РГО за 2010 год.
«СП»: — Не пора ли уже выпустить новые учебники географии с внесенными в них изменениями?
— Мы даём лишь рекомендации. Наше предложение должно пройти обсуждение как в Русском географическом обществе, так и в Международном географическом союзе. В настоящее время такое обсуждение активно ведётся в Интернете. В решениях Русского географического общества, принятых XIV съездом в декабре 2010 года, создание новых учебников по географии — одна из важнейших задач.
«СП»: — Менделеев в 1906 году сказал, что «граница между Европой и Азией со временем сгладится…» Почему его занимал этот вопрос?
— Менделеев был не только великим химиком, но и ученым-энциклопедистом. Его интересовали вопросы экономики и общественного развития России. В связи с этим он рассматривая нашу страну как единое целое — от Балтики до Тихого океана. Слова ученого о том, что «граница между Европой и Азией со временем сгладится…», можно понимать в качестве его представлений о том, что социально-экономическое развитие нашей страны, демографические и этнические процессы сотрут культурологические различия между Европой и Азией.
«СП»: — Не напрягло ли Казахстан ваше исследование? Все-таки при новых границах они могут лишиться третьей части своей территории?
— В Казахстане с большим интересом следили за экспедицией. По линии министерства природных ресурсов и нижней палаты парламента республики нам была оказана информационная поддержка. Как и Россия, Казахстан евроазиатская страна. Как член этого регионального объединения, в 2010 году Казахстан уже «председательствовал» в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Футбольные клубы Казахстана играют в европейских турнирах. Граница между Европой и Азией не делит Казахстан на европейскую и азиатскую цивилизационные части, а напротив, объединяет, что позволяет этой стране получить большие выгоды, интегрируясь с соседями с Запада и Востока.
«СП»: — Почему до 21-го века у исследователей нет единого мнения о количестве материков? Есть мнение, что нет двух материков, Европы и Азии, а есть один- Евразия.
— Сойтись на едином мнении не дает проблемная Евразия — самый крупный участок суши, окруженный со всех сторон океаном. Целый ряд авторитетных ученых считает, что современная Евразия объединяет два отдельных материка.
«СП»: — Пьер Гуру говорил: «Европа- это азиатский полуостров, а Азия — понятие искусственное». Как понимать его слова?
— Всё очень просто: площадь Европы — это всего лишь 1/8 часть единой суши Евразии, имеющая очертания полуострова. Пьер Гуру не видел никакого единства в Азии и предлагал её делить на составные части.
«СП»: — По мнению исследователя Мурзаева, Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа полностью лежат а Азии. Это так?
— Названные субъекты РФ плюс Курганская область — это современный Уральский федеральный округ. Другая «половина» Урала (Пермский край, Башкирия, Оренбургская область) входят в Приволжский федеральный округ, а горноуральская часть Республики Коми в Северо-западный федеральный округ. Большинство границ административно-территориального деления не имеют ничего общего с реальными природно-географическими границами. Проводить границу Европы и Азии по границам областей, краёв и республик удобно лишь при составлении статистических сводок для этих частей света.
«СП»: — Чем занимается Институт степи? Как давно создан? Сколько человек в нем работает? Какие исследования и открытия сделаны за последнее время?
— Институт степи Уральского отделения Российской академии наук — единственное научно-исследовательское учреждение, целенаправленно занимающееся всесторонним изучением ландшафтов, биоразнообразия и наследия степей пояса Евразии. Степи Евразии протянулись в виде широкого пояса от Венгрии на Западе до Монголии и Маньчжурии на востоке более чем на 8000 километров. Оренбург находится в центре этого пояса. Проблемами степей мы занимались гораздо раньше. Сначала мной была организована лаборатория (1974−1987 годы), затем — первый в России степной заповедник «Оренбургский» (1989 год), ещё через год — отдел степного природопользования. И лишь в 1996 году мы получили признание как институт.
В Институте работает 50 человек. Это один из самых малочисленных институтов Российской академии наук.
В настоящее время Институт степи УрО РАН является ведущим степеведческим научным центром федерального значения, имеющим высококвалифицированные научные кадры, современную приборную базу и успешно решающим важнейшие научные фундаментальные и прикладные проблемы комплексного изучения степей Северной Евразии как единого эколого-географического и историко-культурного пространства. Предметом исследований Института являются природные комплексы, их структура и динамика, ландшафтное и биологическое разнообразие степных регионов России и прилегающих территорий. Экспедиционная деятельность института охватывает территорию степной, лесостепной и полупустынной зон России и Казахстана на пространстве от Нижнего Дона до Алтая.
В 2008 году оренбургская ландшафтно-экологическая степеведческая школа, сложившаяся в Институте степи УрО РАН, была поддержана грантом президента Российской Федерации.
За последние десятилетия прошлого и в начале XXI века Институту степи УрО РАН удалось реализовать ряд важных инициатив. В их числе создание федеральных заповедников и национального парка «Бузулукский бор», издание географических атласов и учебников по географии для общеобразовательных школ, а также активное участие в разработке стратегии развития Оренбургской области до 2030 года.
Мнение доктора географических наук Ильи Трофимова, зам. директора по науке Института кормов им. Вильямса, город Лобня.
— Я знаю, что Институт степи занимался поиском границы между Европой и Азией. Действительно, то, что они нашли, это продолжение Урала, и идея вполне логична, хотя, эта логика для нас не вполне привычна. Это же географическая граница, а не политическая. Если мы пообсуждаем и согласимся принять ее как географическую границу, никому это не повредит.
«СП»: — Это не сенсация?
— Почему же это сенсация? Если мы будем проводить границу несколько иначе, продолжим Урал по его отрогам, Мугоджары, еще дальше на юг, захватим эту азиатскую территорию, конечно, это новый подход.
«СП»: — Казахстан это не напряжет? Подумают, что намереваются оттяпать у них территорию?
— Ну, а кто ее оттяпает, это граница не политическая. Точно так же, как центров Азии несколько, и в дальнейшем одни ученые будут придерживаться этих мнений, другие — с этим не соглашаться, это и будет. Ничего здесь мешающего развитию стран нет.
Фото: Александр Чибилёв, Русское географическое общество