Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 сентября 2011 18:39

Собянин разбогатеет на парковках

Мэр столицы ликвидирует еще одно «лужковское детище» — бесплатные стоянки

86

За припаркованные в центре столицы автомобили власти решили собирать деньги. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Вести FM». В центре города и по мере приближения к нему стоянка машин на улично-дорожной сети и на закрытых парковках должна стать платной, пояснил Собянин, уточнив, что у автомобилистов должен быть выбор: либо платить за парковку, либо приезжать в центр на общественном транспорте. «Все города мира решают эту проблему одинаково», — сказал мэр.

Пока власти не озвучивают ни сроков, ни стоимости стоянки. «Сейчас все это в рабочем состоянии и конкретные сроки назвать сложно, потому что должны быть учтены все аспекты», — говорят чиновники. Однако, как предполагают транспортные эксперты, эта услуга вряд ли будет дешёвой.

Попутно московские власти решают проблему нехватки парковочных мест. По словам мэра, только в этом году было построено около полумиллиона новых — что, конечно, по-прежнему недостаточно.

Как уточнили «Газете.ру» в пресс-службе мэрии Москвы, платные парковки — это расплата москвичей «в контексте обеспечения междворовых пространств парковочными местами»: появились новые места во дворах, следовательно, их должно стать меньше на улицах.

Напомним, что власти Москвы уже делали парковки в центре платными. Эта мера вызывала множество конфликтных ситуаций — по тогдашнему законодательству сбор денег с автомобилистов не относился к компетенции городских или региональных властей. В итоге бывший мэр Юрий Лужков вынужден был разогнать ГУП «Городская служба платных парковок».

О возрождении практики взимания денег стало можно говорить всерьёз после того, как Государственная Дума внесла поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Теперь вопрос о платности или бесплатности парковки передан с федерального на муниципальный уровень. Точнее — кто собственник дороги, тот и устанавливает правила. В случае Москвы — это мэрия. Вполне вероятно, что вслед за столицей аналогичной практикой заинтересуются в других городах России, где есть серьёзные проблемы с транспортной системой и высокой загруженностью центральных улиц.

Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, юрист Леонид Ольшанский получил известность именно как борец с «лужковскими парковками». Частично благодаря его деятельности старому руководству города не удалось закрепить эту практику.

Теперь же адвокат считает, что вводить плату за стоянку можно и нужно, но со многими оговорками: такая парковка должна быть охраняемой, ей должна быть бесплатная альтернатива, и, кроме того, скидки или возможность парковаться бесплатно для малоимущих.

«СП»: — Тогда, при Лужкове, парковки действительно были незаконны. Сейчас закон поправили, и как раньше отстоять право парковаться бесплатно не получится. Как вы относитесь к инициативе Собянина?

— Если они вводят платные парковки, то обязательно должна быть альтернатива, то есть бесплатные места. О том, чтобы платные парковки были везде, не может быть и речи — потому что свои машины надо ставить учителям у школ, врачам — у больниц, рабочим и инженерам — у заводов, и так далее. Если стоянка будет платная, то она, по моему убеждению, должна быть охраняемой.

«СП»: — То есть, кроме непосредственно места, должна быть какая-то услуга?

— Да, иначе теоретики права могут трактовать платную парковку как навязанную услугу.

«СП»: — Какая цена может быть справедливой за такой «комплекс услуг»?

— Да никакая. Представьте, для учителя 100 рублей в час — это уже тысяча в день, 20 тысяч в месяц. Он получает зачастую меньше. Кроме того, Конституция нашей страны говорит о равенстве граждан перед законом, независимо от их социального и материального положения. Здесь же получается, что если у меня есть деньги, я свой 600-й «Мерседес» бросаю, где хочу. А если нет — то и остановиться будет негде.

Поэтому нужно подумать о социально-незащищённых группах, о которых говорил президент Дмитрий Медведев: это льготники — афганцы, чернобыльцы, инвалиды, ветераны, бюджетники, пенсионеры, многодетные, и так далее.

Ещё одна тема — это липовые, мошеннические парковки, когда люди делают жетоны и собирают деньги за парковку себе в карман. В Москве это происходит у кинотеатров, концертных залов и стадионов. Эти мошеннические парковки нужно срочно ликвидировать. Места, где они точно есть: у кинотеатра «Октябрь», у театра Ленинского комсомола, и на Садовом кольце у театров Сатира, Моссовета и концертного зала Чайковский. Там эти «парковщики» собирают до 500 рублей с автомобиля.


Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин называет платные парковки одной из самых очевидных и обязательных мер по борьбе с пробками. Чем дороже будет обходиться личный транспорт, тем меньше будет соблазна использовать его в повседневных поездках. Меньше поездок — меньше трафика. Меньше трафика — реже случаются заторы. В качестве альтернативы эксперт предлагает использовать общественный транспорт или такси — и то, и другое после введения платы за стоянку станет в разы привлекательнее.

«СП»: — Как вы относитесь к идее платных парковок?

— В принципиальном плане я это решение поддерживаю. Нет ни одного города в цивилизованном мире, где в центре можно было бы припарковаться у тротуара бесплатно. Либо нельзя, либо дорого — другого нет нигде по обе стороны Атлантического океана, я уже не говорю о Японии.

Тогдашняя отмена решения о введении платных парковок была связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, для этого не было нормальной законодательной базы. Только в июне 2011 года Госдума приняла норму, согласно которой вопрос о платности или бесплатности парковки в муниципальном образовании решает собственник дороги. Такого права у администрации Лужкова просто не было.

Платная парковка считается «ограничением прав и свобод», и такое может быть введено только федеральным законом, что и было сделано. Теперь этот вопрос передан в ведение городских властей.

Второе, обо что споткнулись организаторы платных парковок при прежней администрации — это технологический вопрос. Администрирование этих платежей.

«СП»: — «Кому и как платить»?

— Администрирование парковочных платежей — это серьёзная проблема, как технологическая, так и организационная. Если нет хорошей системы — то это просто ворованные деньги, они завтра просто исчезнут, растворятся, как будто их и не было. Способов наладить сбор много — первый патент был выдан в 1932 году в Детройте, и за 80 лет человечество научилось это делать. Технологии продаются «под ключ» многими фирмами-организаторами парковочного пространства. Я не хочу делать никому рекламу, но выбор есть, и он достаточно большой.

Сделать это можно так, чтобы ничего не воровалось и всё поступало в кассу. Есть ещё одна тонкость — чтобы собранные деньги шли только на развитие транспортной системы города. Улучшать дороги, улучшать общественный транспорт. Иначе люди не поймут. А это серьёзные деньги — в городе будут парковаться сотни тысяч автомобилей ежедневно. Это серьёзный доход.

Итак, правовые основы для сбора денег теперь есть, и я надеюсь, что с технологической точки правительство Москвы всё сделает нормально.

«СП»: — А есть основания на это надеяться?

— Сейчас транспортный департамент возглавляет Николай Лямов, человек практичный, всю жизнь проработавший на транспорте. Думаю, он сделает работоспособную систему.

Не стоит забывать, что для правительства Москвы есть и другая сторона — политическая. Понятно, что никто из водителей не обрадуется тому, что за парковку начнут брать деньги. Как человек, и я, естественно, буду возмущён. Но как специалист я понимаю, что этот эксперимент с бесплатными парковками надо заканчивать.

Стоимость поездки на машине должна быть выше стоимости поездки на общественном транспорте. Сейчас моя дорога от дома до работы обходится в один доллар, а если ехать на метро и на трамвае, то в два. Соотношение должно быть обратным — то есть парковка должна стоить не меньше трёх долларов.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня