Как правило, когда жители Москвы узнают, что в их районе наконец-то будет метро, то радуются и ждут-не дождутся: поскорее бы! Совсем другая ситуация складывается со станцией «Ломоносовский проспект». Жильцы окрестных домов поднялись на борьбу против строительства. «Свободная пресса» попыталась вникнуть в суть конфликта.
Известный борец за правду, московский юрист Леонид Ольшанский, проживает на Мосфильмовской улице, и все внезапные изменения планов строительства станции «Ломоносовский проспект» принимает близко к сердцу. Однако, не только эмоциями оперирует кандидат юридических наук.
— Появилась метростроевская мафия! «Москвичи должны быть уверены — при принятии любых решений власти слышат их голос». Это президент России Дмитрий Медведев недавно сказал на праздновании Дня города в присутствии мэра столицы Собянина. Есть эпохальный документ — закон города Москвы «О Генеральном плане». Там сказано, что Солнцевская ветка метро должна пройти от Парка Победы через Минскую улицу на Мичуринский проспект. Это закон! Давать поручения делать по-другому — уголовное деяние! Должностной подлог. Но мы видим схемы, графики, они ведут проект вне рамок закона. К чему это приведет? Ну, во-первых, хотят на углу Мосфильмовской улицы и Университетского проспекта порубить лесок и поставить вентиляционные шахты. А у нас здесь такая почва, что дома начнут трястись и съезжать в овраг. Здесь просто опасно делать метро. Но самое главное, что расположение станции «Ломоносовский проспект» будет таково, что 200−300 метров заберут от природного Парка Дружбы у посольства Китайской Народной Республики. Чиновники говорят, что метро будет строиться закрытым способом. Но сама станция-то открыты! Другими словами, деревья вырубят, экскаватор выкопает котлован, построят станцию, накроют куполом…
В Москве есть так называемые «царские сёла» — улица Алексея Толстого, Патриаршие пруды, Спиридоньевка, Сивцев Вражек, Новые Черемушки, дома Министерства обороны на Мосфильмовской улице. Это кирпичные дома с гигантскими панорамными окнами. Но главное их богатство — не 100-метровые квартиры, а большое расстояние между домами, поросшее лесом. Поэтому живущие в этих домах генералы, маршалы, герои труда крайне дорожат каждым кустиком. Несколько лет назад эти дома пытались поставить в список на снос, было много скандалов, дома удалось отбить. Главный архитектор Москвы Кузьмин провел совещание и дал указание изъять эти дома из плана строительства и объявить это место «зоной стабилизации». Что такое стабилизация? Т.е., оставить все как есть. И вдруг ветераны в своем лесочке обнаруживают проектировщиков, которые говорят, что мы здесь будем рубить лес и ставить вентиляционные колодцы. Мы говорим, что согласно Генеральному плану Москвы ветка метро должна идти на квартал дальше отсюда, по Минской улице и выходить на Мичуринский проспект и угол Винницкой улицы! Жители начали писать, депутаты начали писать, и вот, что ответил президент ОАО «Метрогипротранса» Земельман: «Солнцевская линия Метрополитена на участке от станции „Парк Победы“ до станции „Раменки“ протрассирована вдоль западной границы территории Парка Победы по улице Улофа Пальме, Университетскому проспекту с выходом на Мичуринский проспект в соответствии с градостроительным заданием, разработанным Москомархитектурой». Мы подумали: может, ошибка? Посылаем новый запрос. Вот ответ, что станция метро будет на Мичуринском проспекте. Но мы-то видим, что по их новым схемам это не так! Мы им говорим, вы заканчивайте безобразие и проектируйте линию метро по плану, который считается законом. Они плюют, теперь предстоит борьба, а мне сотрудница Москомархитектуры говорит: «А мы еще посчитаем, сколько у вас там ветеранов, и если увидим, что там, в основном, их дети и родственники проживают, то вообще плевать хотели».
«СП»: — И кто же главный злодей и нарушитель закона о Генплане Москвы?
— За этим стоят инвесторы, которые хотят что-то построить.
«СП»: — А мэр?
— Моя позиция: ни один министр не может знать, что творится в цеху, ни один мэр, ни один префект и даже ни один глава управы не может заглянуть на каждый чердак. Чиновники на местах пользуются тем, что мэр не может во все папки заглянуть, более того, какое безобразие происходит в Москомархитектуре! Главный архитектор Москвы Кузьмин не в курсе, потому что все жалобы, поступающие в Управление общественных связей, поступают к одному человеку, он готовит ответы и всё. Представляете? Один человек готовит ответы на социально- значимые проблемы! Как наши дома изъяли из плана реновации? Вот когда Кузьмину положили папку публикаций на стол, он сказал: «Какое безобразие! Почему я не в курсе?» Тут же собрал совещание и принял решение. Он человек образованный и культурный, а крутят и вертят чиновники на местах. Закон № 17 города Москвы о Генплане принят Мосгордумой в мае 2010 года. И комментарий «Схема прокладки Метрополитена» — составная часть Генплана.
В разговор вступает житель района, мужчина лет 50-ти, который отказался представиться и сниматься тоже не захотел. В руках у него увесистый том комментариев к Генплану. Мужчина раскрывает книгу и показывает первую страницу:
— Вот закон о Генплане Москвы с приложениями. Посмотрим, где должно проходить метро по Генплану? Это страница 393 книга 3. Вот Раменки, идет ветка метро, это китайское посольство, это пруд в парке, а это объект культурного наследия, вот нормативно-правовой акт города Москвы, который это подтверждает. Последняя редакция — 2010 год — сквер у посольства КНР в соответствии с Федеральным законом, статья 35 пункт 2 запрещает какие либо строительные работы на территории объекта культурного наследия. И, как видите, ветка по закону никак не затрагивает объект культурного наследия. А как они собираются строить? По их новой схеме ветка прорезает сквер, режет парк и рядом с прудом будут четыре выхода из метро. Когда этот проект представлялся на первом чтении Генплана, просьбу жителей не строить метро через парк поддержал депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков. Его поправка прошла и в Генплан вошла ветка, которая огибает парк. А сейчас получается, что через какое-то время, в нарушение закона и Генплана выбросили эту часть и вернулись к тому, что было отвергнуто.
«СП» позвонила депутату Мосгордумы от КПРФ Андрею Клычкову.
— Если строительство идет с нарушением Генплана, то ситуация очень простая: ставится вопрос, на каком основании выдан ордер объединением административно-технических инспекций на строительство? Иногда сталкиваемся, к сожалению, с тем, что этот ордер выдавался ранее, либо проверяющие организации — Москонтроль и другие департаменты Москвы — не хотят замечать нарушения закона. Введение в действие Генплана у многих инвесторов вызвало изжогу, ведь строительство это всегда большие деньги… Если дела со строительством станции «Ломоносовский проспект» обстоят именно так, как вы рассказываете, подключим прокуратуру, чтобы она проверила законность. Нужно отреагировать сейчас, до началая там серьезных работ. Иначе потом не избежать больших трат на восстановление.