18+
суббота, 3 декабря
Общество

«Росатомфлот» наращивает присутствие России в Арктике

В арктическую экспедицию из порта Мурманска вышел атомный ледокол «Россия»

  
31

Судно «Росатомфлота» с учеными направляется в воды Северного ледовитого океана, к будущей дрейфующей научной станции «Северный полюс-39», которая заменит работающую в арктических льдах станцию «Северный полюс-38».

Стоит отметить, что в последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых «Росатомфлотом» госкорпорации «Росатом», становятся регулярными. Так, 24 июня 2010 года завершился длившийся 270 суток рейс атомного ледокола «Россия» по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции «Северный полюс-37». Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск — 2819 миль. Атомоход шел на пределе возможностей ядерной энергетической установки — использовалось 90% ее мощности. Такие усилия потребовались по причине критической ситуации — в это время года в Канадской котловине океана не бывало еще ни одно судно.

Ледокол «Россия» с ядерной энергетической установкой принят в эксплуатацию в декабре 1985 года. Сейчас на борту атомохода — ученые, но не исключено, что в будущем на суровые ледовые просторы, видимо, смогут посмотреть и просто любители экстремальных путешествий. Арктический туризм становится все более актуальной темой, специалисты предрекают большое будущее этому направлению деятельности.

По сообщению Госкорпорации «Росатом», рейс ледокола рассчитан на месяц, за время которого ученые смогут найти подходящую для будущей дрейфующей станции льдину и высадиться на нее вместе с тремястами сотнями тонн оборудования. Затем «Россия» заберет на борт членов станции «СП-38», которые практически год назад были доставлены в эти широты этим же ледоколом. Все 16 членов экспедиции здоровы и готовы передать вахту своим коллегам с «СП-З9». Ученые продолжат изучать океан, лед и атмосферу в этом регионе земного шара — эти данные очень важны для метеорологии в масштабах не только России, но и всей планеты.

Между тем, еще несколько лет назад судьба российской атомной ледокольной флотилии была, так скажем, неочевидна. Координально изменить положение дел и дать толчок российской активности в Арктике позволила передача флотилии атомоходов на баланс «Росатома» в августе 2008 года. Россию — крупнейшую арктическую державу — просто невозможно представить без атомных ледоколов. Мощные суда необходимы и для проводки судовых караванов по Северному морскому, и для Северного завоза (ежегодного обеспечения населения и промышленности отдаленных российских северных территорий).

Кстати, ледовый путь через Арктику выгоден и при транзитной перевозке грузов. Рекорд перехода по Севморпути был установлен недавно — всего восемь дней, что вполне позволяет конкурировать с маршрутами, пролегающими через Панамский или Суэцкий каналы (последний, кстати, еще и опасен из-за проблемы сомалийских пиратов).

Самый острый политический и экономический вопрос Арктики специалисты, естественно, усматривают в залежах огромных запасов углеводородов. Очевидно, что приход нефтяников и газовиков на шельф — дело времени, перспективы российского лидерства в этом смысле представляются небезосновательными, в том числе, и по причине ледокольной составляющей России.

На сегодня Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Флотилия, находящаяся в распоряжении ГК «Росатом», насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня