Новые санитарные нормы и правила (СанПиНы), введенные Главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко еще в марте, продолжают сводить с ума директоров школ, детей и их родителей. Чиновники от образования тоже не скрывают, что приказ Онищенко в кратчайшие сроки переделать школы для нормального учебного процесса, вызывает у них сильную головную боль. Все понимают: выполнять новые СанПиНы вот прямо сейчас — это чистая утопия.
И уж совсем нереально, как выяснилось, воплотить в жизнь пункт, который гласит, что группы продленного дня для первоклассников можно создавать, только если в школе предусмотрены спальные помещения для тихого часа, чтобы дети могли отдыхать. Причем, как следует из этих санитарных правил, девочки должны спать отдельно от мальчиков. В том случае, если школа не оборудует полноценных спален, родителям придется забирать детей среди рабочего дня.
— Да у нас в школе нет условий для создания спальных мест! — в эмоциях говорит корреспонденту «СП» директор подмосковной школы № 2 в городе Лыткарино Марина Крылова. — Но мы открыли группу продленного дня! А перед родителями поставили условие - если не против того, чтобы у детей не было тихого часа, тогда, пожалуйста, приводите! Я так считаю: раз детям спать негде, вместо этого воспитатели вполне могут с ними погулять! Да, мы пошли навстречу родителям, быть может, рискуя где-то! Многие мамы, чтобы прокормить своих детей, ездят на работу в Москву. Так что же нам остается? Первоклассников на улицу выставлять?! Да. Я чту законы, но… Я прежде всего за детей в ответе, а им некуда деться, кроме как находиться в школе и ждать своих родителей с работы! Если я что-то нарушаю, пусть ко мне хоть прокурор приедет, я ему то же самое скажу!
Марина Сергеевна как чуткий педагог поняла чаяния родителей. Возможно, ее сподвигли на столь рискованный шаг обсуждения на семейных форумах Рунета. Мамы и папы, обеспокоенные вестью о закрытии «продленки», бурно обсуждают эту тему. Вот, например, какие записи мы нашли на форуме сайта lytkarino.info
katrina
Почему убрали продленку в школе № 2? Как же теперь
работать? Может, кто знает, вернут или нет? А как в других школах?
Исматулла
Как же теперь работать? Бросайте уже и занимайтесь ребенком изо дня в день, коль родили.
Juli
Деньги не дают за то, что занимаешься с ребенком сидя дома.
Исматулла
Да фиговый уклад жизни у современного родителя. Причин много, но они все не оправдательные. Одним из требований к продленке стало обязательное наличие спальных мест для детей. Это тоже могло стать причиной закрытия группы.
katrina
Ну как же не оправданные причины!!! А кушать дети хотят? А игрухи хотят? Продленка ведь и нужна для того, чтобы родители зарабатывали, а вечером заниматься ребенком!
BlueEyes
Вы считаете, что все папы до-фига зарабатывают? В таком случае если муж не рокфеллер, то не стоит детей рожать? По вашему выходит так…
Пока родительское возмущение копится в социальных сетях, директора школ и чиновники решают, что же делать и как быть. Понятно, что новым правилам не соответствует треть школ в России, а две трети директоров школ выполнять СанПиНы не готовы. И, пожалуй, лишь единицы могут смело рапортовать, что у них все в полном ажуре.
Например, директор лыткаринской школы № 5 Елена Зятева, в разговоре с корреспондентом «СП» не без гордости рассказала, что у нее открыты аж две группы продленного дня.
— У меня созданы все условия, - говорит Елена Ивановна, — У нас есть и спальные комнаты, отдельные для мальчиков и девочек, и игровые, и горячее питание организовано, и прогулки на свежем отдыхе…
Однако подобных примеров немного. Причем с самого начала было ясно, что проблемы неизбежно возникнут. Директорам школ оставалось либо взять под козырек, либо действовать на свой страх и риск.
В частности, как могут, так и изощряются руководители школ Иркутска.
«Федеральные чиновники, возможно сами того не подозревая, отняли у многих иркутских первоклассников возможность ходить на «продлёнку», - пишет в своем материале «Группа продлённого возмущения» журналист издательской группы «Восточно-Сибирская Правда» Ольга Мутовина. — Оригинальный способ организации группы продлённого дня придумали в школе № 22: там родители забирают детей после уроков, а потом вновь приводят их на продлёнку.
«Ради того, чтобы встречать внука из школы, мне пришлось стать надомницей. Мама нашего Вити уходит на работу на сутки, папа трудится в Ново-Ленино, поэтому пришлось пожертвовать своей работой мне», — приводит автор слова бабушки первоклассника из школы № 65.
Директор этой школы Анатолий Шишмарёв подтвердил, что к нему уже обращались родители и просили вернуть «продлёнку», которую в учебном заведении закрыли с нынешнего года. В прошлом учебном году была одна группа для первого класса. Но директор не спешит соглашаться на уговоры, говорит, что «продлёнку» закрыли по нескольким причинам, в том числе из-за того, что не хватает кабинетов. «К тому же сегодня в Роспотребнадзоре сказали, что не штрафуют за спальные места, а завтра придёт указание сверху и начнут наказывать. Они люди подневольные», — опасается директор школы.
А вот в школах Челябинской области «продленки» на этой волне вообще могут стать платными. По сообщению сайта «УралПолит.Ru», для того, чтобы сохранить «продленки» и не нарушать санитарные нормы министр образования и науки региона Александр Кузнецов предлагает школам оформить в документах «продленку», как дополнительные платные услуги.
В общем, каждый хитрит, как может. Но все директора отлично понимают, что работают под «дамокловым мечом» увольнения из-за невыполнения приказа Геннадия Онищенко.
Как альтернатива — беспрекословное исполнение спущенных установок.
— Конечно, мы понимаем, что сложно сразу переоборудовать помещения для групп продленного дня, — пояснил «СП» начальник организационного управления Министерства образования Московской области Андрей Афиногенов, — Но там, где главы районов внимательно отнеслись к этой проблеме и жестко поставили директоров школ перед фактом, работа уже ведется. Правда, пока у нас нет точной статистики, в каких школах директора уже взялись за переоборудование помещений, а в каких — просто опустили руки.
Москва команды Онищенко выполнять не спешит. Столичные чиновники Департамента образования не устают повторять и взволнованным родителям, и журналистам: несмотря на вступившие в силу новые СанПиНы, в школах «продленки» были и будут.
— Да кто же их закроет! — эмоционально говорит заместитель начальника управления координации деятельности Департамента образования Александр Гаврилов - В Москве столько школ старой постройки, где нет возможности обустроить спальные места! И что же? Если кровати некуда поставить, значит, «продленку» надо закрывать? Абсурд! И потом, в тех же СанПИНах прописано, что здания, построенные ранее, должны эксплуатироваться в соответствии с их проектами. А те проекты никак не были рассчитаны на спальни, отдельные для девочек и мальчиков! Там, где невозможно найти место для кроватей, можно придумать альтернативу — например, прогулки на свежем воздухе. Это тоже отдых для детей и разгрузка от учебы. А вот в новых школах, по новым санитарным правилам, надо создавать спальные комнаты! За этим мы и будем следить! Мы ведь тоже обеспокоены…
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович вообще предлагает организовать среди родителей свое общественное движение, чтобы отстаивать интересы детей не на семейных форумах, а прямо и публично. Как сказал корреспонденту «СП» столичный омбудсмен, пока что возмущенные родители устраивают дискуссию в Интернете, но почему-то боятся официально обратиться к чиновникам от образования.
— Ну, а к СанПиНам нужно относиться трезво. В санитарных нормах, например, сказано, чтобы в школах могли быть группы продленного дня, они должны быть не выше трех этажей. Но это же в идеале. А в Москве почти все школы пятиэтажные. Не сносить же их только из-за того, что там не разместить кровати для групп продленного дня! Мы не можем прямо завтра сделать школы другими! А раз не можем, не будем же закрывать школы только потому, что там нет спальных мест!..
Словом, все, кроме самого Геннадия Онищенко, видят, что новые СаНПиНы — пока лишь утопия для многих российских школ. Но главный санитарный врач страны продолжает упорствовать. Вообще, надо признать, что Геннадию Григорьевичу гораздо лучше удается бороться с «внешними врагами», типа грузинского «боржоми», молдавского вина, американских окорочков. Когда он действует на «внутреннем фронте», то больше похож на диверсанта.
Фото: Дмитрий Костюков/Коммерсантъ