Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
22 сентября 2011 08:54

ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»?

Реанимация ржавых тяжелых атомных ракетных крейсеров — трата огромных денег ради пустого державного тщеславия

12344

На перевооружение нашего ржавеющего Военно-Морского флота до 2020 года страна решила выделить 5 триллионов рублей. И это хорошо. Как выяснилось, значительную часть этой умопомрачительной суммы Министерство обороны решило освоить простенько и со вкусом — бросить их на модернизацию трех давно стоящих в отстое тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАКР) проекта 1144 «Орлан», превратив их, как радостно сообщила газета «Известия», в самые мощные ракетоносцы в мире. И это плохо. Почему?

Прежде всего, о замысле военных, которые разведали журналисты. Из четырех атомных гигантов, заложенных на верфях еще в советское время, в строю сегодня всего один — «Петр Великий», несущий службу на Северном флоте. Переделка предстоит трем огромным его собратьям — крейсерам «Адмирал Лазарев» (бывщий «Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» (бывший «Киров») и «Адмирал Ушаков» (бывший «Калинин»). Два последних дожидаются решения своей участи в Северодвинске, «Адмирал Лазарев» с 1999 года отстаивается в заливе Стрелок на Тихом океане. Сообщается, что на всех «Орланах» поменяют электронику и вооружение на более современное. Причем их основные ударные ракетные комплексы «Гранит» поменяют на универсальные, способные стрелять как крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боезарядами, так и противолодочными ракето-торпедами. Основой корабельной ПВО станут ракетные комплексы, созданные на базе известного С-400. После этого срок службы кораблей будет продлен до 2030−2040 годов.

Понятно, что нечто подобное в военном ведомстве замышляли давно. Во всяком случае, в 2009 году бывший в ту пору заместителем министра обороны РФ Владимир Поповкин заявлял, что считает целесообразным нахождение в составе ВМФ «до трех таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном». Необходимость использования тяжелых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснял замминистра. «Для этого нужны атомные ракетные крейсеры, потому что на дизеле далеко не уйдешь», — рассуждал Поповкин. Наверное, генерал имел ввиду обычную (неядерную) корабельную главную газоэнергетическую установку, состоящую из газо-турбинных двигателей. Ну, да ладно…

Но у нас-то сегодня в наличии четыре «Орлана»! Выходит, в 2009 году одного из них, самого ломанного, собирались все же утилизировать. Теперь, стало быть, передумали. Наверное, потому что из Москвы на флот грохнулись огромные деньги, которые надо срочно освоить. Не жалко и все четыре крейсера поставить в строй.

Спросить бы Поповкина (а теперь его сменщиков, отвечающих за кораблестроительную программу) — зачем? Потому что на «дизеле далеко не уедешь»? К гадалке не ходи — энтузиазм замминистра обороны был продиктован первым после длительного простоя всего флота походом крейсера «Петр Великий», совершенным в 2008 году. Триумфальным, очевидно, с точки зрения генерала Поповкина. Тогда, в октябре, флагманский корабль североморцев в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирала Чабаненко» заглянул в Средиземное море. Потом сходил к Венесуэле, где поучаствовал в совместных с ВМС этой страны учениях «Венрус-2008». А в довершение похода «Петр Великий» изловил три лодки пиратов у берегов Сомали.

Тогда эта вылазка была широко разрекламирована: мол, флот России встает с колен! Никого особо не смутило, что, если рассуждать по военной науке, не тяжелым атомным ракетным крейсерам ловить пиратские фелюги. И нельзя отправлять ТАКРы в дальние походы в сопровождении единственного корабля охранения. Но что было делать, если кроме «Адмирала Чабаненко» из Североморска никто больше выйти не мог, не рискуя вернуться обратно на буксире? Хотя, если не особо задумываться, державное самолюбие, безусловно, поход «Петра Великого» потешил.

Теперь — самое главное. О «дизелях», на которых, по Поповкину, «далеко не уйдешь». Как уже сказано, без многочисленных кораблей охранения даже вовсю модернизированный «Орлан» в океане обречен. Однако других атомных надводных кораблей на нашем флоте просто нет! Хочешь-не хочешь, но ордер (построение кораблей) во главе с ТАКР проекта 1144 будет разношерстным по энергетическим возможностям. Отрываться от охранения рискованно. И это напрочь нивелирует все преимущества ядерной энергетической установки крейсера.

Его ведь зачем создавали? Отец советского океанского ВМФ адмирал Сергей Георгиевич Горшков, который стоял у колыбели этого проекта, замышлял совсем другое. Он планировал обзавестись могучей атомной эскадрой с невиданным боевым потенциалом. Во главе — атомный авианосец типа проекта 1143.7 «Орел». В охранении — те самые ТАКРы и атомные эсминцы ПВО/ПЛО «Анчар»". Эта эскадра могла бы передвигаться по океанам со скоростями, недоступными обычным боевым кораблям. Обеспечивать ее должны были корабли комплексного снабжения типа «Березина», способными на ходу передавать все — от воды и топлива до ракет.

Из всего этого великолепия флот успел получить только ТАКРы и «Березину». Последнюю, базировавшуюся в Севастополе, давно отправили в мартены. Туда же, куда и недостроенный в украинском Николаеве наш первый «Орел» — атомный авианосец «Ульяновск». До атомных эсминцев дело не дошло вообще.

Так и вышло, что атомные крейсера остались одни. В том, что они самые мощные в своем классе во всем мире, сомнений нет. Как и в том, что при существующем положении вещей боевая устойчивость этих гигантов сомнительна.

Отдельный вопрос: для чего они России? Для какой войны? В локальных конфликтах такая мощь избыточна. Оружие этих кораблей создано, чтобы топить авианосцы. Больше всего их у американцев. Мы с ними собираемся воевать в Мировом океане? После погрома нашего ВМФ на протяжении последних двух десятилетий исход такой борьбы в ближайшие годы предрешен.

Тем же «Известиям» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко прокомментировал это так:

— В тех вероятных конфликтах, которые у нас могут быть на Кавказе и в Средней Азии, такой корабль участвовать не сможет, а в случае гипотетической войны с НАТО или Японией он все равно будет уничтожен — противник обладает слишком большим численным превосходством на море.

Кстати, американцы от атомных крейсеров отказались давно. В 1974—1975 годах они построили два таких корабля типа «Калифорния», а в 1976—1980 годах — четыре атомных крейсера типа «Вирджиния». Оказалось, что особых преимуществ перед своими собратьями с обычной энергетической установкой эти боевые единицы не имеют. Зато построить и эксплуатировать их несравнимо дороже. В итоге с 2004 года ни одного атомного боевого надводного корабля в ВМС США нет. А есть 22 обычных и сравнительно дешевых крейсера типа «Тикандерога» с зенитно-ракетной системой «Иджис», которую сейчас приспосабливают под задачи противоракетной обороны.

А во что обойдется России реанимация трех ржавеющих ТАКРов? Полагаю, полного представления на этот счет нет даже в Министерстве обороны. Хотя бы потому, что в природе еще не существует, например, корабельного варианта зенитного ракетного комплекса С-400. Да и дорогущие сухопутные образцы этой системы промышленностью строятся в час по чайной ложке. За два года — всего армия получила лишь три дивизиона.

Однако не сомневайтесь — на затею с крейсерами придется угробить значительную часть тех самых 5 триллионов, которые премьер-министр Владимир Путин недавно пообещал выделить флоту до 2020 года. Ведь даже не на модернизацию — на обычный ремонт, скажем, крейсера «Адмирал Лазарев», по расчетам 2008 года необходимо было порядка 7 миллиардов рублей! Сегодня и эта цифра наверняка ощутимо возросла. А модернизация — это вообще траты другого порядка. Появились сообщения, что приблизительно до миллиарда долларов за штуку.

Стоит ли идти на них? Не лучше ли бросить деньги на строительство принципиально новых кораблей океанской зоны? Например, фрегатов проекта 22350, которые с горем пополам строятся на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Первый из них — «Адмирал Горшков» — спущен на воду в минувшем году. Через четыре года после закладки! Его передача флоту, намеченная было на 2009 год, постоянно откладывается. Соответственно, растет цена. Вначале моряки полагали, что получат «Адмирала Горшкова» за 7 миллиарда рублей. Сегодня ценники поменяли — 18 миллиардов рублей. Но все равно вместо каждого из старых крейсеров можно построить приблизительно по два новых фрегата.

Так ведь корабли проекта 22350, выполненные по технологии «стелс», уже признаны чрезвычайно дорогими изделиями. Чтобы снизить затраты, на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» началось строительство куда более дешевых фрегатов проекта 11356 М — точно таких же, какие мы построили по индийскому заказу. Они хороши еще и тем, что уже отработаны. Первый, названный «Адмирал Григорович» уже спущен на воду. Второй — «Адмирал Эссен» — заложен на верфи в июле прошлого года. Всего намечено построить шесть таких единиц для замены устаревших больших боевых кораблей Черноморского флота. Надо бы больше, но денег нет. Их и не будет, если тратить бездумно на всяческие модернизации.

Из досье «СП».

Первый из «Орланов» под названием «Киров» был заложен 27 марта 1973 года. Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер передали ВМФ СССР. Находился в боевом составе Северного флота. В 1984 году совершил первый длительный поход в Средиземное море. Во втором дальнем походе (1 декабря 1989 года — 17 февраля 1990-го) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего он был переведен в резерв. В 1992 году корабль был переименован в «Адмирал Ушаков», а 19 сентября 1999 года поставлен в док для утилизации.

Второй корабль серии — «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев») строился по модернизированному проекту 1144.2. Заложен 27 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981-го, а вступил в строй 31 октября 1984 года. Находился в боевом составе Тихоокеанского флота. Был признан небоеспособным и в 1999 году выведен из боевого состава ВМФ в состояние длительной консервации. С июня 2000 года планировалось начало ремонта «Адмирала Лазарева» на судоремонтных предприятиях Дальнего Востока. Но денег в бюджете не хватило.

Третий — «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов») заложен 17 мая 1983 года, спущен на воду 25 апреля 1986-го, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Находился в боевом составе Северного флота. Последнее плавание совершил в июле 1997 года. 14 августа 1999 года поставлен на плановый ремонт и модернизацию к причалу Севмашпредприятия в Северодвинске. По графику ремонт должны были провести в течение 3−4 лет. Но из-за недофинансирования работы фактически так и не начались, шел лишь неторопливый демонтаж оборудования и отправка его на предприятия-изготовители. Только в 2008 году ремонт «Адмирала Нахимова» включили в Программу перевооружения с вводом корабля в строй в 2012 году. В конце сентября 2008 года началась, наконец-то, выгрузка отработанного ядерного топлива. В операции задействованы представители нижегородского ОКБМ им. Африкантова и экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Четвертый «Орлан» — «Петр Великий» — был заложен 25 апреля 1986-го под названием «Куйбышев». Позднее получил имя «Юрий Андропов». Спущен на воду 25 апреля 1989-го. Переименован в «Петр Великий» 22 апреля 1992 года. В ноябре 1996 года пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний на месте постоянной дислокации, которые растянулись на два года. Включен в боевой состав Северного флота в марте 1998 года. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл. США.

Максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами 17 узлов.

На корабле имеется 1600 помещений, включая 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8−30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок, спортзал с тренажерами, три кают-компании — для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия. ТАРКР «Петр Великий» обладает повышенной автономностью плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. На корабле установлены ЗРК «Кинжал», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», один из двух ЗРК С-300Ф заменен более совершенным С-300ФМ. Ударное ракетное оружие представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит» — 20 наклонных пусковых установок со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700.

Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс «Водопад-НК» (универсальные ракетно-торпедные пусковые установки с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

Фото ИТАР-ТАСС/ Лев Федосеев

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня